Определение слова «КЮНГ»

Новая философская энциклопедия:

КЮНГ (Kng) Ганс (род. 1928, Люцерн, Швейцария)теолог, представитель католического обновленчества. Изучал философию и теологию в Папском григорианском университете, в Сорбонне и в Католическом институте в Париже, где подготовил докторскую диссертацию «Оправдание: доктрина Карла Барта и католическая мысль». С 1960 – профессор теологии в Тюбингене, а с 1963 – также директор Института экуменических исследований. Основные работы: «Быть христианином» (Christ sein, 1974); Церковь (Die Kirche, 1977); «Существует ли Бог?» (Existiert Gott? Antwort auf die Gottesfrage der Neuzeit, 1978); «Богословие для третьего тысячелетия» (Theologie im Aufbruch. Eine kumenische Grundlegung, 1988). Главный вопрос всех работ Кюнга – как можно сегодня верить в Бога и что значит быть христианином в современную эпоху, которую он определяет как «постсовременную» или «экуменическую». Эта эпоха «трансцендирующего себя просвещения» не отвергает, но критически переосмысливает свои отправные принципы и приоритеты. Она сохраняет веру в науку, свободу, демократию, справедливость, но науку – теперь ограниченную этической ответственностью; технику – поставленную на службу человеку; демократию – только «истинную», примиряющую равенство, справедливость и свободу. Этой эпохе нужна «очищенная религия», помогающая избегать соблазнов и опасностей поклонения ложным кумирам. Пробуждение глобального сознания приводит к тому, что религия переживает повторное рождение, стираются древние привычные границы между религиями.
Кюнг полагает, что граница, отделяющая истину от заблуждения, пролегает не между христианством и нехристианскими религиями, а внутри каждой религии; поэтому нельзя отрицать ничего ценного в других религиях, равно как нельзя некритически принимать все устаревшее в самих христианских исповеданиях: католические притязания на привилегии и прерогативы по отношению к другим христианским церквам, протестантский региональный провинциализм и библеистский фундаментализм, православный традиционализм и «обрядоверие». Среди католических ортодоксов Кюнг снискал репутацию отступника, особенно за критику догмата о папской непогрешимости. В 1979 Конгрегация вероучения объявила, что Кюнг не может считаться католическим богословом и учить в качестве такового. Этот шаг церкви способствовал росту влияния идей Кюнга, его призыва к экуменическому единению христиан.
Кюнг имеет в виду не создание унифицированной единой церкви, но «взаимопримиренность в различиях» христианских церквей, не жертвующих своими конфессиональными, региональными и национальными особенностями. Экуменизм [ЭКУМЕНИЗМ], межрелигиозный диалог, растущее сближение и взаимообогащение религий, он рассматривает как залог реализации самой глубокой религиозной интенции – служения благу человека. Кюнг обращается к истории европейской философии и теологии, с тем, чтобы показать, как существует и на чем держится вера в христианского Бога, но главное – показать, что истинная вера в свободу, справедливость, братство, в торжество гуманности возможна лишь на основе и благодаря вере в Бога. Его вывод заключается в том, что в «постсовременную» эпоху христианское бытие есть истинно гуманное человеческое бытие. Теология Кюнга – «теология диалога», поиск взаимопонимания не только между разными исповеданиями, но также между религией и философией, религиозной традицией и современным сознанием.
Сочинения:
1. Религия на переломе эпох. Тринадцать тезисов. – «Иностранная литература», 1990, № 11. c. 223–229;
2. Куда идет христианство? – «Путь. Международный философский журнал», 1992, № 2, с. 144–159;
3. Теология на пути к новой парадигме. – Там же, с. 160–182;
4. Projekt Weltethos. Eine Zeitanalyse. Mnch., 1990.
Литература:
1. Кузмицкас Б. Философские концепции католического модернизма. Вильнюс, 1982, гл. VII;
2. Руткевич А.М. Фрейд и проблема бога. – «ВФ», 1982, № 3, с. 145–148;
3. Григорьев А. О Гансе Кюнге. – «Путь. Международный философский журнал», 1992, № 2, с. 137–143;
4. Haring H., Kuschet K.-J. Hans Kng. Weg und Werk. Mnch., 1981;
5. Novell R.A. Passion for the truth. Hans Kng and his theology, 1981.
В.И.Гараджа

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru