Определение слова «Кришна»

Большой энциклопедический словарь:

КРИШНА — бог в индуизме, считается воплощением (аватарой) Вишну. В индуистской мифологии представлен в 2 образах — мудрого царя-воина и божественного пастуха.
КРИШНА (Кистна) — река на юге Индии. 1280 км, площадь бассейна 330 тыс. км2. Истоки в Зап. Гатах, пересекает Деканское плоскогорье, впадает в Бенгальский зал. Основной приток — р. Тунгабхадра (710 км). Средний расход воды 1730 м3/с. Летнее половодье. Используется для орошения. В низовьях судоходна. На Кришне — г. Виджаявада.

Словарь географических названий:

Кришна
(Krishna), Кристна, река в Индии, вторая по величине в юж. ч. п-ова Индостан. Начинается в Зап. Гатах на высоте 1337 м, в 64 км от побережья Аравийского моря, пересекает плоскогорье Декан и впадает в Бенгальский зал. тремя крупными рукавами, образуя дельту. Принимает 10 значительных притоков, в числе которых самые крупные Бхима (левый) и Тунгабхадра (правый). Длина реки 1400 км, пл. басс. 259 тыс. км, сред. сток 78 км/год, расход воды 2500 м/с. Гидроэнергетический потенциал 3 млн. кВт. Режим определяется юго-зап. муссонами. Многоводье с июня по сентябрь, макс. расход 34 000 м/с (1903 г.). К. и её притоки по Деканскому плоскогорью текут в узких глубоких долинах. Реки выходят из берегов только в ниж. течении, наиб. разливы – в дельте. Сток регулируется множеством вдхр. с суммарным объёмом 34,5 км. Наиболее крупные вдхр. – Тунгабхадра и Нагарджунсагар. ГЭС. Орошение (2–3 урожая в год), суд-во в низовьях. В устье – г. Виджаявада.

Большая советская энциклопедия:

I
Кришна (санскр., буквально — тёмный, чёрный)
божество в индуизме. Почитается как воплощение бога Вишну, в эпических легендах — мудрый наставник, воин, поражающий демонов, позже, в средние века, — божественный пастух (воплощение сил природы, любви). Культ К. играет значительную роль в индуизме. Легенды о любви К. к пастушкам издавна используются индийской литературой (от «Гитаговинды» Джаядевы, 12 в., до Р. Тагора) и искусством.
Лит.: Легенды о Кришне, т. 1, пер. с хинди, М.— Л., 1937.
II
Кришна
Кистна, река в Индии, в центре и на Ю.-В. полуострова Индостан. Длина 1280 км, площадь бассейна 330 тыс. км2. Берёт начало в Западных Гатах, пересекает с З. на В. Деканское плоскогорье, впадает в Бенгальский залив, образуя дельту. Питание дождевое, муссонный режим с летним половодьем. В среднем и нижнем течении используется для орошения (орошаемая площадь свыше 500 тыс. га, длина каналов свыше 3 тыс. км). В нижнем течении — гидроузел Нагарджунсагар. Судоходна в низовьях. На К. — г. Виджаявада.

Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму:

(Черный) — одно из наиб, популярных божеств индуизма, почитаемое в разл. ипостасях:
1) как племенной герой, сын царя вришниев Васудэвы от Дэваки, предводитель союза пастушеских племен (ядавов, абхиров и др.), в "Махабхарате " — родственник Пандавов, колесничий героя Арджуны и его советник;
2) как одна из главных "героических" аватар Вишну со свойственными тому именами и асуроборческими деяниями;
3) как верховное божество кришнаизма.
Имя Кришны впервые встречается в "Ригведе" без связи с более поздним образом; впервые о нем как о сыне Дэваки упоминается в "Чхандотъя-упанишаде", где он предстает наставником-гуру. "Махабхарата" вкладывает в его уста учение "Бхагавадгиты", адресуемое герою Арджуне в критич. для того обстоятельствах: предстоит братоубийственная битва Пандавов и Кауравов. "Бхагавата-пурана" подробно описывает детство и юность Кришны, прошедшие среди пастухов Вриндавана, — излюбленные темы индийской лит-ры и искусства. Фигура Кришны стоит в ряду образов героев-вождей мирового цикла преданий, в к-рых мотив "божественного происхождения" замещен своим вариантом — мотивом "подкидыша": ребенком Кришна был отправлен на воспитание в семью пастухов (Нанды и Яшоды) из-за грозившей ему гибели от руки захватившего царский престол его родственника, брата матери — Кансы. Другим вариантом мотива "божественного происхождения" является объяснение темной внешности Кришны в "Махабхарате" и пуранах тем, что он рожден от черного волоса Вишну (тогда как его старший брат Баларама происходит от белого волоса). С др. стороны, чернота Кришны свидетельствует об аборигенных истоках этого образа, возможно, восходящих к протоиндийской эпохе (культ юного бога-героя). Известны его связи с местными культами пастушеских племен, с божествами плодородия, с культом камней. Возможны и его календарные ассоциации (см. МАЛЬ). "Биография" Кришны изобилует асуроборческими деяниями; в "Махабхарате", выступая на стороне Пандавов, он предоставляет свое войско их противникам Кауравам. Погибает Кришна в лесу, убитый случайным охотником, принявшим его за оленя, а его столицу Двараку вскоре поглощает море. В сложном генезисе индуистского образа наряду с аборигенными чертами усматриваются иногда и ближневосточные мотивы, в частности ассоциации с образом Христа-младенца.
С. Невелева

Советская историческая энциклопедия:

1.
(санскр., букв.: темный, черный) — божество в индуизме. Почитается как одно из воплощений (аватар) бога Вишну; осн. его функции в эпич. легендах — мудрый наставник; отважный воин, сразивший множество демонов-полубогов. В средние века распространяется культ К. как божеств. пастуха (воплощение пробуждающихся сил природы, любви). Культ К., как разновидность вишнуизма, до сих пор играет значит. роль в индуизме; легенды о К. вошли в мифологию буддизма, джайнизма. Изображается молодым человеком с кожей черного или синего цвета. Легенды о К. (любовь Кришны к пастушкам, Кришна и Радха) на протяжении веков использовались инд. лит-рой, театром, музыкой; в особенности отразились они в инд. лирике (от "Гитаговинды" Джаядевы, 12 в., до Р. Тагора).
=====
Лит.: Легенды о Кришне, т. 1, пер. с хинди, М.-Л., 1937; Le Bhgavata Purana, t. 1-5, P., 1840-1898.
=====
A. Я. Сыркин. Москва.
2.
В Раштракутов государстве в Юж. Индии: К. I (768-72) — правитель, провел неск. победоносных войн с Вост. и Зап. Чалукьями и Гангами. Расширил гос-во в юж. направлении (Конкан). При К. I был построен скальный храм Шивы в Эллуре. К. II (ок. 877-913) — правитель, вел безуспешные войны с Вост. Чалукьями, Парамарами, Чолами. К. III (ок. 939-966)- правитель, воевал на С. гос-ва, на Ю. присоединил области до Канчи и Танджура, гос-во Парамаров платило ему дань.

Мифологическая энциклопедия:

(др.-инд. krsna, букв. «чёрный», «тёмный», «тёмно-синий»)
в индийской мифологии сын Васудевы и Деваки, аватара Вишну. Образ К. многозначен; по-видимому, в нем слились различные мифологические и, может быть, даже исторические прототипы.Предполагают, что «чернота» К. — свидетельство южноиндийского, дравидского происхождения его образа. Цвет тела К. — темно-синий или темно-лиловый (реже он изображается совсем черным, темно-зеленым или темно-коричневым) и сравнивается с цветом дождевой тучи, несущей освобождение от смертоносной жары. К. по природе своей — прежде всего защитник, избавитель. Но для индийца в слове «Кришна», «Черный», есть также что-то недоброе, зловещее;это же имя носят (в ведах и позже) различные демоны-асуры. В мифологии джайнов и буддистов К. — фигура отрицательная (у буддистов — глава черных демонов, врагов Будды). В индуистской мифологии недобрые свойства К. объясняются ссылками на непостижимость природы бога, его неподвластность человеческим нормам и, как правило, оттеснены на второй план или переосмыслены.Самое раннее упоминание о К., сыне Деваки, — в «Чхандогья-упанишаде» (III 17, 6), где он — ученик наставника Гхоры Ангирасы. Однако неясно, тот ли это К., деяния которого описаны в «Махабхарате», «Хариванше» и пуранах. В «Махабхарате» К. действует преимущественно как воитель и политик, союзник пандам», мудрый, мужественный, но порой вероломный в отношениях с врагами. В «Бхагавад-гите», включенной в «Махабхарату» вставной поэме, К. — колесничий Арджуны — перед битвой на Курукшетре являет себя как высшее божество (Вишну) и излагает религиозно-философскую доктрину, получившую (в различных толкованиях) большую популярность в Индии, а позже и за ее пределами. В традиционном списке десяти аватар Вишну К. занимает восьмое место. Но иногда (напр., в «Гита-говинде» Джаядевы) К. считается более чем аватарой — полным проявлением Вишну, а его место в десятке аватар занимает Баларама. «Вхагавата-пурана» называет двадцать две аватары Вишну, в числе которых и К. (двадцатый) , и Баларама (девятнадцатый). В «Бхагавата-пуране» (а также в «Вишну-пуране», в более поздней «Брахмавайварта-пуране» и в других пуранах) содержится изложение «биографии» К. с теологическими разъяснениями. В городе Матхура правил неправедный царь Канса. Чтобы избавить от него землю, Вишну решает родиться в человеческом облике. Канса слышит предсказание, что он умрет от руки восьмого сына своей двоюродной сестры Деваки, и убивает всех рождающихся у нее от Васудевы сыновей. Спасается лишь седьмой сын Баларама, а восьмого сына, К., едва тот родился, Васудеве чудесным образом удается переправить на другой берег Ямуны, где он воспитывается в семье пастуха Нанды и его жены Яшоды. Канса, узнав об исчезновении новорожденного, приказывает убить всех младенцев в Матхуре. Детство К., его шалости (похищение масла у Яшоды, одежд у купающихся пастушек и др.) и подвиги (убийства демонов, которых подсылает Канса, поглощение пламени лесного пожара и спасение от него коров и пастухов, победа над повелителем змей Калией; поднятие над головой горы Говардхана, чтобы прикрыть от дождя пастухов, пастушек и их скот, и др.) — излюбленные темы индийской поэзии. Еще более популярная темалюбовь пастушек к отроку К. Заслышав свирель пастуха К„ пастушки, бросая мужей и домашние дела, бегут к нему и танцуют с ним в экстазе на берегу Ямуны. Пастушки и их влечение к К. трактуются индусами как символ человеческих душ, устремленных к слиянию с богом. Но бог неуловим и недостижим: в конце концов, К. покидает пастушек, чтобы выполнить свой долг — убить Кансу. Убийством тирана завершается юность К. Из пастуха он превращается в воина и политика : восстанавливает справедливую власть в Матхуре и защищает город от демонов, мстящих за Кансу. При этом К. переводит всех жителей Матхуры — ядавов в Двараку. новый город, который по его приказу строится за одну ночь. Совершая дальнейшие подвиги, К. обретает сначала восьмерых жен (первая из них Рукмини), а затем еще 16 100 жен. Обладая чудесной способностью пребывать одновременно со всеми женами, К. производит многочисленное потомство. После битвы на Курукшетре, которая завершает круг земных дел К.Вишну, К., решив вернуться в божественные сферы, сначала уничтожает весь город ядавов, а затем и сам погибает от стрелы охотника, принявшего его за оленя.В средневековой индийской культуре наибольшую популярность приобрел образ К.-любовника (при этом на первый план выдвинулась одна из пастушек — Радха, хотя в некоторых сектах и областях Индии преобладает культ Рукмини). В поэзии и живописи этот образ получал различные трактовки: и религиозно-аллегорические, и вполне мирские, — грани между которыми установить подчас весьма трудно. В 19-20 вв. некоторые индийские авторы, испытавшие влияние европейской культуры, пытались «очистить» образ К. от эротики и представить К. образцом политического, государственного деятеля (Бонкимчондро Чоттопаддхай в трактате «Жизнь Кришны»; Айодхъясинх Упадхьяй Хариаудх в поэме «Любимый на чужбине»). Сходство некоторых моментов в мифе о К. и в преданиях о жизни Иисуса Христа, а также фонетическая близость имен («Кришна», в другом произношении «Кристна», «Христос») давали основания некоторым исследователям видеть в К. видоизмененный образ Христа, некогда занесенный в Индию кочевыми племенами. Однако эта гипотеза не подтверждена сколько-нибудь убедительно.Лит.: Лаллу Джи Лал, Прем Сагар, пер. с хинди, вступит, статья и примечания А. П. Баранникова. М.-Л„ 1937 (Легенды о Кришне, 1); Три великих сказания древней Индии, М., 1978; Archer W. G., The loves of Krishna in Indian painting and poetry, L., 1957; Krishna: myths, rites and attitudes, ed. by М. Singer, Honolulu, 1966; Ruben W., Krishna. Konkordanz und Kommentar der Motive seines Heldenlebens, Istanbul, 1944. С. Д. Серебряный.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Кришна, -ы, м.

Новейший философский словарь:

КРИШНА (древнеинд. Krsna, Krshna, букв, «черный», «темный», «темно-синий») — в индийской мифологии и религии сын Васудевы и Деваки, восьмой Аватар (воплощение) Вишну, мыслимый как Спаситель индусов. К. многозначен: Божество, мифологический герой, Великий Учитель человечества — в нем слились объективации легендарных и исторических событий. К. по своей природе — прежде всего, защитник и избавитель. Недоброе и зловещее, связанное с образом К. (как например, в ортодоксальном буддизме его считают главой черных демонов), объясняется непостижимостью природы Бога. Самое раннее упоминание о К. — в «Чхандогья-Упанишаде», где он — ученик наставника Гхоры Ангирасы. В «Махабхара-те» К. — воитель, политик, союзник рода пандавов, мудрый и мужественный в борьбе с врагами. В «Бхагават Гите» К. — возничий колесницы Арджуны в битве против куаравов, предстает высшим Божеством Вишну и на поле Курукшетра передает религиозно-философскую доктрину Древней Мудрости. Его жизнь, приукрашенная народной фантазией, описана в «Бхагавата-пуране», «Вишну-пуране». Учение К. — изложение Древней Мудрости, это Веданта в синтезе с концепциями Санкхьи, философия Единства, тождества Брахмана и Атма-на, учение о Пуруше, космических катаклизмах, Вселенском огне, пути освобождения духа и познания Высших Миров. Достижение истинного знания (видья)знания Брахмана (Брахмавадья) происходит через систему Йог (Карма, Бхак-ти, Джнани) осознанием различий между Вечным и невечным, отказом от материального воздаяния и преданным служением Абсолюту. Философское значение учения К. — откровения о Божественной Реальности — в мощном импульсе мыслительного и религиозно-практического творчества, создавшего различные мировоззренческие системы Индии. Сходство биографических сюжетов Новозаветного Учителя и самого прославленного Наставника индусов, а также этимологическое сходство (Кришна-Христос, Крестос-Хрестос) породило соответствующие историко-философские спекуляции в христианстве и индуизме, видимо, не имеющие основания. Единственное сходство — в величии жизненных подвигов Высочайших Духов по просвещению народов Земли.

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

бог
посланник
река

Теософский словарь:

(Санскр.) Самый прославленный аватар Вишну, "Спаситель" индусов и их самый популярный бог. Он — восьмой Аватар, сын Дэваки и племянник Кансы, индийского Царя Ирода, который, ища его среди пастухов овец и коров, укрывших его, убил тысячи их новорожденных младенцев. Повесть о зачатии, рождении и детстве Кришны есть точный прототип рассказа Нового Завета. Миссионеры, конечно, стараются доказать, что индусы украли этот рассказ о Рождении у ранних христиан, пришедших в Индию.

Топонимический словарь:

Река, впадает в Бенгальский залив Индийского океана; Индия. Название по имени одного из почитаемых богов индуизма Кришна.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru