Определение слова «КОНДИЛЬЯК»

Большая советская энциклопедия:

Кондильяк
Кондийак (Condillac) Этьенн Бонно де (30.9.1715, Гренобль, — 3.8.1780, Божанси), французский философ-просветитель, член Французской академии (1768). Брат Г. Мабли. Воспитатель внука Людовика XV— герцога Пармского в Парме (1758—67). Начало его литературной деятельности относится к середине 40-х гг. (знакомство с кружком Д. Дидро, а впоследствии сотрудничество в «Энциклопедии»). Под непосредственным влиянием английского философа Дж. Локка К. развил сенсуалистическую теорию познания. В своём главном философском сочинении —«Трактате об ощущениях» (1754, рус. пер. 1935) К. стремился вывести все знания и духовные способности человека (мышление, волю, чувства, воображение, память, внимание и т. д.) из ощущений. Отвергая декартовскую теорию врождённых идей (См. Врождённые идеи), К. считал, что развитие способностей человека определяется исключительно опытом и упражнениями, воспитанием. К. явился одним из основоположников ассоциативной психологии (см. Ассоцианизм). В области политической экономии выступал с критикой физиократов (См. Физиократы). Хотя сам К. не был материалистом, его сенсуализм и критика идеалистической метафизики 17 в. (учений Н. Мальбранша, Г. Лейбница и др.) оказали непосредственное влияние на развитие французского материализма. Логика К. была чрезвычайно популярной в конце 18 — начале 19 вв.; понимаемая как общая грамматика всех знаков, она включает у К. и математику («Язык исчислений», 1798).
Соч.: Oeuvres completes, v. 1—23, P., 1798; nouv. d.. v. 1—16, P., 1821-23; Oeuvres philosophiques, v. 1—3, P., 1947—51; в рус. пер.— Трактат о системах, М., 1938; О выгодах свободной торговли, ч. 1—2, СПБ. 1817; Логика, или Умственная наука, руководствующая к достижению истины, М., 1805.
Лит.: История философии, т. 2, М.. 1941. с. 437—43; История философии, т. 1, М., 1957, с. 535— 38; Lenoir R., Condillac, P.,1924: Meyer P., E. B. de Condillac, Z.,1944; Bizzarri R., Condillac, Brescia, [1945]: Dal Pra M., Condillac, Mil., 1947; Lefevre. R., Condillac, P., 1966.
Г. Л. Зельманова.

Э. Кондильяк.

Новейший философский словарь:

КОНДИЛЬЯК (Condillac) Этьен Бонно де (1715-1780) — французский философ, католический священник, основоположник сенсуализма и один из основоположников ассоциативной психологии. Член Французской академии (1768). Основные работы: «Опыт о происхождении человеческих знаний» (1746), «Трактат о системах, в которых вскрываются их недостатки и достинства» (1749), «Трактат об ощущениях» (1754), «Логика» (написана для средних школ по просьбе польского правительства, 1780), «Язык исчислений» (1798) и др. Отвергая теорию врожденных идей Декарта, стремился объяснить все психические процессы (воспоминания, мышление, волю) преобразованиями чувственных ощущений (sensations), которые и являют собой единственный источник познания. Первоначально, по мнению К., каждый человек — некая «статуя», постепенно оживающая под воздействием эволюционирующих ощущений. Самое простое ощущение, по К., — обоняние; наиболее продвинутое — осязание. (Осязание у К. — главный критерий истинности наших знаний и это придает его концепции особую значимость в контексте последующих исследований о важности для людей операциональных действий с предметами). Согласно К., понимание, размышления, суждения, страсти суть «само ощущение в различных превращениях». По К., ощущения вызываются внешними предметами, не имея с ними ничего общего. Существование первичных качеств материального мира как некая определенная посылка элиминировалась К. из системы философского миропонимания; по его мнению, телесная и духовная субстанции могут существовать, но обе принципиально непознаваемы. Разделяя сенсуализм Локка, К. тем не менее отрицал роль рефлексии в качестве специфического источника знаний людей. Творчество К. оказало существенное воздействие на французский материализм 18 века. Учение К. о языке в известной степени ограничивает возможность квалификации его как классического мыслителя-сенсуалиста, ибо, по его мнению, «... есть врожденный язык, хотя нет никакого представления о том, каков он. В самом деле, элементы какого-то языка, подготовленные заранее, должно быть, предшествовали нашим идеям, потому что без некоторого рода знаков мы не могли бы анализировать наши мысли, чтобы дать себе отчет в том, что мы думаем, т.е. чтобы отчетливо видеть это». Логика К., трактуемая им как общая грамматика всех знаков и включавшая также и математику, была весьма распространена в интеллектуальной традиции Западной Европы рубежа 18-19 вв.

Новая философская энциклопедия:

КОНДИЛЬЯК (Condillac) Этьенн Бонно де (30 сентября 1714, Гренобль – 3 августа 1780, ок. Гренобля) – французский философ-сенсуалист. Родной брат Г.Б. де Мабли. Имя «Кондильяк» получил в 1720, когда его отец приобрел одноименное поместье. Учился в парижской семинарии и Сорбонне, получил духовное образование и сан аббата, но отказался от обязанностей священнослужителя. Интересуясь философией и науками, сближается с Руссо [РУССО]и Дидро [ДИДРО], с помощью последнего публикует свою первую книгу – «Опыт о происхождении человеческих знаний» (Essai sur l’origine des connaissance humaines, Амстердам, 1746, анонимно; рус. пер. 1980), которая имела большой успех. В этом произведении Кондильяк разделяет мнение Локка [ЛОКК], согласно которому существуют два источника знания – внешний опыт (ощущения и восприятия) и внутренний опыт (рефлексия, т.е. наблюдение над деятельностью сознания). В 1749 выходит «Трактат о системах» (Trait des systmes, рус. пер. 1938), благодаря которому Кондильяк становится членом Берлинской академии наук. В этом трактате он подверг критике метафизические системы Декарта [ДЕКАРТ], Мальбранша, Спинозы и Лейбница, как построенные на основе отвлеченных принципов, тогда как истинная система должна начинать с идей «наиболее простых, сообщаемых нам органами чувств; образовать из них сложные понятия, которые, сочетаясь между собой, в свою очередь произведут другие понятия...» (Соч. в 3 т., т. 1. М., 1980, с. 288). В 1754 выходит в свет «Трактат об ощущениях», где Кондильяк полностью отказывается от ранее высказанных взглядов, переходя с позиций Локка на позиции Ламетри: единственным источником всех данных сознания оказываются ощущения, более того: «Суждение, размышление, желание, страсти и т.д. представляют собой не что иное, как само ощущение в различных его превращениях» (там же, т. 2, с. 192). Спустя год Кондильяк публикует «Трактат о животных» (рус. пер. 1980).
Кондильяк активно участвует в общественной жизни, знакомится с Гольбахом, Гельвецием, Вольтером, Кабанисом, Франклином, Тюрго и др. При этом он отказывается от сотрудничества в «Энциклопедии»Дидро и резко выступает против материализма. В 1758 он направляется в Пармское герцогство в качестве воспитателя наследника престола Фердинанда – внука Людовика XV. За девять лет своего пребывания там он создал шестнадцатитомный труд «Курс занятий по обучению принца Пармского» (опубликован в 1772), куда вошли работы по литературоведению, логике, истории философии. В 1767 возвращается в Париж, избирается членом Французской академии. Но, прочитав вступительную лекцию, он уединяется в своем деревенском замке и предается научным занятиям. Издав в 1780 «Логику» (рус. пер. Т.Осиповского, 1805 г.), Кондильяк умирает, не успев закончить большой трактат «Язык исчислений» (La langue des calculs, 1798), в котором, следуя идеям Лейбница, он пытался построить искусственный язык символов и правил оперирования ими. Разработанная Кондильяком сенсуалистическая теория познания сыграла важную роль в развитии французского Просвещения. Постулируя существование духовной субстанции – носителя сознания – Кондильяк объявляет, что самосознание возникает лишь благодаря изменениям, которые мы ощущаем в себе, и помещается в определенной части мозга, называемой им sensorium commune (общее чувствилище). При этом он был номиналистом, резко выступившим против приписывания идеям действительности. Вместе с тем при решении психофизической проблемы он в духе окказионализма [ОККАЗИОНАЛИЗМ]заявляет, что тело совершенно отлично от души и может быть лишь поводом, а не причиной возникновения наших знаний, так что душа способна приобретать знания и без помощи органов чувств, как это она будет делать после смерти тела. В области социальной философии Кондильяк выступает как классический представитель Просвещения: считая, что характер народа формируется под влиянием климата и формы правления, последней он отводит решающее значение. После революции 1789 работы Кондильяка были положены в основу философского образования. Он оказался единственным философом 18–19 вв., сполна оценившим логические идеи Лейбница касательно искусственных языков; возможно, именно поэтому Виндельбанд [ВИНДЕЛЬБАНД]объявил его родоначальником позитивизма.
Сочинения:
1. Oeuvres philosophiques, v. P., 1–2. 1947–48;
2. в рус. пер.: Соч. в 3 т. М., 1980–83.
Литература:
1. Богуславский В.М. Кондильяк. М., 1984;
2. Bizzarri R. Condillac. Brescia, 1945;
3. Lfebvre R. Condillac. P., 1966.
О.В.Суворов

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru