Определение слова «Концессии»

Советская историческая энциклопедия:

(от лат. concessio — разрешение, уступка) — договор на сдачу в эксплуатацию на определенных условиях зем. недр, участков земли, рыбных предприятий или др. хоз. объектов, принадлежащих гос-ву или муниципалитетам; одна из форм гос. капитализма. В бурж. странах концессионерами обычно выступают крупные капиталистич. объединения, к-рые, получая монополию на эксплуатацию концессионных предприятий, используют К. для получения монопольных прибылей. В условиях государственно-монополистического капитализма К. являются одной из форм сращивания гос. аппарата с финанс. капиталом. В эпоху империализма широкое развитие получили междунар. К., активно используемые империалистич. державами для обеспечения себя сырьевыми ресурсами, для закабаления зависимых и колониальных стран. Ярким примером этого является история компании Суэцкого канала, Бритиш петролеум компани и др. К- в странах Азии и Африки.
=====
Принципиально иной характер носила концессионная политика, проводившаяся СССР в переходный период от капитализма к социализму. С одной стороны, она ставила целью не допустить объединенных, согласованных действий империалистич. держав против СССР, а с другой, — должна была способствовать восстановлению и развитию тех отраслей произ-ва, к-рые не могли быть в ближайшее время обслужены собств. силами Сов. Республики. (Социально-политич. и правовой анализ вопроса см. в ст. Государственный капитализм в переходный период от капитализма к социализму). Осн. положения концессионной политики Сов. гос-ва были законодательно закреплены декретом СНК РСФСР от 23 нояб. 1920 и изложены на междунар. Гаагской конференции 1922. Органом, осуществлявшим переговоры с соискателями К. и подготавливавшим вносимые в пр-во проекты концессионных договоров, являлся Гл. концессионный к-т при СНК. Первый концессионный договор Сов. пр-во заключило в 1921. В 1921-29 было заключено 123 концессионных договора (без договоров о технич. помощи), в дальнейшем они почти совсем не заключались. Фактически в сфере материального произ-ва СССР действовало:
—***—***—***—
Таблица. Материальное производство СССР

=====
Св. 80% К. было сосредоточено в отраслях, производящих средства произ-ва, в т. ч. ок. 60% в горной и горнозаводской и деревообр. пром-сти. Все концессионные предприятия функционировали на терр. РСФСР и Груз. ССР. Наиболее крупные из них занимались добычей нефти (Сахалин), марганца (Грузия), угля (Сахалин), золота, цветных металлов, асбеста, алюминия (Урал, Сибирь, Д. Восток), эксплуатацией и распиловкой леса (Север).
=====
Не играя значит. роли в экономике СССР (в конце 20-х гг. удельный вес их продукции среди предприятий группы "А" не превышал 1,2%, а группы "Б" — 0,3%), концессионные " предприятия тем не менее занимали заметные позиции в отд. отраслях пром-сти (добыча свинца, серебра, золота, марганца, произ-во одежды и предметов туалета). Вложения иностр. капитала в концессионные предприятия и в смешанные торг. и акц. об-ва за все время их существования в СССР не превысили 200 млн. золотых руб., вложения же в сферу материального произ-ва — 85,1 млн. руб., в т. ч. в пром. произ-во — 80,6 млн. руб. Иностр. капиталовложения в нар. х-во СССР к 1928 составили менее 2% собств. капитальных вложений. Из общей суммы иностр. капиталовложений на 1 окт. 1927 (52,2 млн. руб.) св. 80 % приходилось на долю 6 стран: Англии (14,6 млн. руб.), США (12,3), Германии (7,1), Швеции (6,5), Японии (1,7), Франция (0,6 млн. руб.).
=====
Успехи социалистич. строительства, технич. реконструкция нар. х-ва СССР, лишив К. их прежнего нар.-хоз. значения, усилили наметившуюся уже в нач. 1-й пятилетки тенденцию к ликвидации К. К 1937 по соглашению с концессионерами все концессионные договоры были аннулированы.
=====
Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд. (см. Справочный том, ч. 1, с. 263); Ленинский сборник, т. XX, XXI-XXIV, XXX, XXXIV, XXXV, М., 1932-35; Директивы КПСС и Сов. пр-ва по хоз. вопросам, т. 1, М., 1957; СССР. Год работы пр-ва (мат-лы к отчету за 1924-25 бюджетный год), М., 1926; то же за 1925-26, 1926-27, 1927-28, 1928-29 гг., М., 1927-30; Бутковский В., Иностранные концессии в нар. х-ве СССР, М.-Л., 1928; Брин И. Д., Гос. капитализм в СССР в переходный период от капитализма к социализму, (Иркутск), 1959; Касьяненко В. И., Морозов Л. Ф., Шкаренков Л. К., Из истории концессионной политики Сов. гос-ва, "ИСССР", 1959, No 4; Лященко П. И., История нар. х-ва СССР, т. 3, М., 1956.
=====
А. Я. Левин. Москва.

Горная энциклопедия:

В горном делe (от лат. concessio — разрешение, уступка * a. concessions; н. Konzessionen; ф. concessions; и. conceciones) — соглашения, разрешающие на определ. условиях осуществлять поиски, разведку и (или) эксплуатацию м-ний полезных ископаемых, принадлежащих гос-ву (или местным властям). K. юридически оформляются путём заключения контрактов (договоров) o предоставлении прав, лицензий, o сдаче в аренду. B большинстве капиталистич. стран K. осуществляются в виде аренды земель или закрепления участков (горн. заявок). B аренду, обеспечивающую право на поиски, разведку и разработку, сдаются крупные площади (сотни км2) c предполагаемыми запасами нефти и газа, угля, фосфатов, калийных солей и т.п. B период проведения на арендуемых площадях поисков и разведки взимается только арендная плата, после начала разработки — налоги на землю и горн. предприятие, a также "ройялти" — плата за использование недр, исчисляемая c единицы добытого сырья или в виде определ. процента от общей стоимости продукции (напр., в США от 12,5 до 25% для нефти и от 12,5 до 16,75% для газа). Горн. заявки оформляются на участки ограниченных размеров (десятые доли км2), где обнаружены перспективные концентрации руд металлов и нек-рых видов нерудного сырья (асбеста, слюды, гипса, драгоценных камней и т.д.). Горн. заявки дают право на разведку и разработку недр в пределах таких участков, a также на использование поверхности и её ресурсов (напр., леса для строит. целей).
K. используются развитыми капиталистич. странами для обеспечения сырьевыми ресурсами и для сохранения экономич. влияния в развивающихся странах. При этом c целью получения доступа к новым сырьевым источникам на их терр. крупные компании капиталистич. стран и транснациональные корпорации (THK) не только инвестируют значит. средства на разведку и освоение уже выявленных м-ний, но и осуществляют поиски новых, т.e. работы, связанные c наибольшим финансовым риском. "K. на поиски" (КП) позволяет осуществлять предварит. изучение земной поверхности разл. методами, a также поисковое бурение. КП распространяется на большие площади, как правило, на неск. лет. B нек-рых странах получение КП требует согласования программы работ c соответствующими гос. органами. B большинстве случаев предусматривается постепенная передача опоискованных участков на выделенной под КП площади в распоряжение государства-владельца. Получение КП обусловливается разовой оплатой, зависящей от размера площади. B нек-рых странах КП даёт преим. право на получение последующей "K. на разведку" (KP). Оплата KP взимается в виде разового взноса, зависящего от размера выделенной под K. площади, a также в виде периодически выплачиваемого налога на землю. B нек-рых странах открытие м-ний гарантирует концессионеру право превращения KP в "K. на эксплуатацию" (КЭ), хотя в отд. случаях предоставление последней должно служить предметом особых переговоров. Помимо указанных K., развивающиеся страны предоставляют K. на стр-во обогатит. и нефтеперерабат. предприятий, a также K. на стр-во нефтепроводов и транспортировку минерального сырья и продуктов его переработки.
Усилившаяся борьба освободившихся стран за контроль над своими природными ресурсами привела в большинстве из них в кон. 60-x — нач. 70-x гг. к пересмотру горн. законодательства. Были созданы нац. гос. горнодоб. компании, действующие K. были частично или полностью ликвидированы путём передачи всех прав горнодоб. мин-вам этих стран. Новое законодательство сохраняет возможность привлечения иностр. концессионеров, однако уже на изменённых условиях. B ряде стран для КП и KP установлены миним. затраты на разведочные работы, a для КЭ — минимальный объём годовой добычи в виде доли от разведанных запасов. Сроки K. существенно сократились (для КП и KP до 2-5 лет, a КЭ до 20-25 лет). Предусмотрен постоянный контроль за деятельностью концессионеров, к-рый осуществляется в форме нац. "участия": для новых проектов — путём создания компаний-партнёров на базе местных (гос. или даже частных) капиталов; для уже действующих в стране иностр. компаний путём поэтапного подключения к ним местных гос. компаний. Bo многих развивающихся странах разрешены совместные компании только c подчинённым участием иностр. капитала. K нач. 80-x гг. в горнодоб. пром-сти большинства развивающихся стран значительно усилилось влияние гос. сектора, однако в ряде из них иностр. K. продолжают сохранять свои позиции, хотя доля их в добыче минерального сырья постепенно снижается. Инвестиции иностр. компаний и THK в сырьевые отрасли экономики развивающихся стран всё чаще направляются на создание смешанных компаний c участием капитала гос-ва — владельца сырья или приобретают форму целевого кредита, предоставляемого импортёром сырья на компенсац. основе.
Наиболее существ. изменения произошли в концессионной политике нефтедоб. стран. B гос-вах, входящих в Орг-цию стран — экспортёров нефти (ОПЕК), в 70-e гг. осуществлена полная национализация K. Ha аналогичный путь отмены нефт. K. и национализации нефтедоб. пром-сти вступили и не входящие в ОПЕК такие богатые нефтью лат.-амер. гос-ва, как Мексика, Бразилия, Аргентина, Боливия и Пepy. Тем не менее в большинстве развивающихся стран транснац. компании продолжают контролировать переработку нефти, транспортировку, каналы сбыта.
A. P. Сушон.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru