Определение слова «Клавикорд»

Толковый словарь Ефремовой:

клавикорд м.
см. клавикорды

Большой энциклопедический словарь:

КЛАВИКОРД (от лат. clavis — ключ и греч. chorde — струна)струнный клавишно-ударный музыкальный инструмент. Известен с 15 в. Как и клавесин, был распространен во всех европейских странах. В нач. 19 в. вытеснен фортепьяно.

Архитектурный словарь:

Клавишный музыкальный инструмент с продолговатым прямоугольным корпусом на ножках, внешне похожий на стол с поднятой столешницей, установленной вертикально по одной из длинных сторон.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Большая советская энциклопедия:

Клавикорд
(позднелат. clavichordium, от лат. clavis — ключ и греч. chorde — струна)
клавишно-струнный ударный музыкальный инструмент. Первые упоминания о К. в литературе относятся к 15 в., старейшие дошедшие до нас изображения — к 16 в. К. был распространён во всех европейских странах. Корпус инструмента обычно имеет форму продолговатой 4-угольной коробки; клавиатура помещается в одной из продольных стенок, параллельно которой натягиваются струны одинаковой длины; на задних концах клавиш укрепляются тонкие металлические пластинки — тангенты, ударяющие (снизу) по струнам. В зависимости от места касания тангента одна и та же струна может издавать различные по высоте звуки. Старый К. был диатоническим, диапазон составлял 3—31/2 октавы. В 16 в. появились К. с хроматическим строем. В начале 18 в. число октав К. дошло до 5. Из-за слабости звучания К. был больше домашним, чем концертным инструментом. В начале 19 в. окончательно вытесняется фортепьяно.

Музыкальная энциклопедия:

(позднелат. clavichordium, от лат. clavis — ключ и греч. xordn — струна; в России в 1-й пол. 19 в. употреблялось назв. клавикорды)струнный клавишный ударный муз. инструмент с тангентной механикой. В конце клавиши у К. укреплён металлич. штифт с плоской головкой — тангент (от лат. tangens — касающийся, прикасающийся), к-рый при нажатии клавиши касается струны и остаётся прижатым к ней, деля струну на 2 части — 1) свободно вибрирующую и издающую звук, 2) заглушённую мягкой оплёткой. В зависимости от места касания тангента одна и та же струна может издавать звук разной высоты. В т.н. связанных К. на одну струну воздействовали тангенты 2-3 клавиш (так, в К. с 46 клавишами число струн было 22-26); в "свободных" К.- каждой клавише соответствовала особая струна. Иногда нижняя октава К. бывала укороченной — частично диатонической. Способ звукоизвлечения — осторожное, как бы вкрадывающееся прикосновение к клавише — определил теплоту и выразительность, нежность и деликатность звучания инструмента. Чуть покачивая нажатую клавишу (соединённую со струной), можно было придать звуку вибрацию. Для усиления звука применялись удвоенные, утроенные и учетверённые струны.
Первые упоминания о К. в лит-ре относятся к 15 в., старейшие дошедшие до нас изображения — к 16 в. К. был распространён во всех европ. странах. Первоначально он имел форму прямоугольного ящика и при игре лежал на столе. Позднее корпус был снабжён ножками. Размеры К. — от малых (октавных) инструментов, имеющих форму книги, до сравнительно больших с корпусом дл. 1,5 м. Число октав доходило до 5. Для упражнения органистов делались К. с несколькими мануальными и педальной клавиатурами. К. использовался преим. в домашнем быту; в нач. 19 в. окончательно вытесняется фортепьяно.
Литература: Браудо E. M., Клавихорд и клавесин; "Муз. современник", 1916, No 6., Зимин П., История фортепиано и его предшественников, М., 1968.
Г. И. Благодатов.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(итал.) — струнный клавишный инструмент, изобретенный в Италии (в конце XIV столетия), имеющий форму четырехугольного ящика с натянутыми струнами и клавиатурой. К. развился из монохорда (см.), однострунного инструмента без клавишей, на котором звуки различной высоты добывались с помощью подвижной подставки. Инструмент, в котором соединялись несколько струн одинаковой длины с подвижными подставками, назывался геликон. Посредством присоединения к многострунному монохорду клавиш и применения струн неодинаковой длины образовался К., в котором струны приводились в вибрацию ударявшими по ним металлическими штифтиками, прикрепленными к концу клавиш. К., в котором штифтики были заменены перышками, назывался клавесином, виргиналем, спинетом (см.). Звучность К., сначала небольшая, увеличилась благодаря изобретению Кристофори, который заменил штифтики молоточками (1653-1731). Усовершенствованный К. стал называться pianoforte. В Германии честь изобретения фортепиано (Clavier) приписывается Готфриду Зильберману (см.) и Шретеру, жившим в середине XVIII столетия. У нас в старину фортепиано неправильно называлось клавикордами.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru