Определение слова «КАНДИНСКИЙ»

Большая советская энциклопедия:

I
Кандинский
Василий Васильевич [4(16).12.1866, Москва, — 13.12.1944, Нёйи-сюр-Сен, близ Парижа], русский живописец, один из основоположников абстрактного искусства (См. Абстрактное искусство). Учился в Мюнхене в школе А. Ажбе (1897—98) и в АХ (1900) у Ф. Штука. С 1907 жил в Берлине и Мюнхене, где создал (совместно с Ф. Марком) объединение «Синий всадник» (1911). С конца 1900-х гг. в произведениях К. самодовлеющая игра цветовых пятен и линий постепенно вытесняет образы реальной действительности («Дамы в кринолинах», 1909, «Импровизация № 7», 1910, «Смутное», 1917, — все в Третьяковской галерее; «Композиция № 10», 1939, Национальный музей современного искусства, Париж). В стремлении К. утвердить принципы «чистой» живописи, провозгласив творческий процесс художника неким «самовыражением и саморазвитием духа», отразились индивидуалистические субъективистские тенденции культуры буржуазного общества в 20 в. В 1914 К. вернулся в Россию. Один из организаторов Музея живописной культуры в Петрограде и Инхука в Москве. С конца 1921 жил в Германии (с 1922 профессор «Баухауза»), с 1933 — в Париже.
Соч.: В. В. Кандинский (текст художника), М., 1918; ber das Geistige in der Kunst, Mnch., 1912 (на рус. яз. частично, в кн.: Труды Всероссийского съезда художников в Петрограде. Декабрь 1911 — январь 1912, т. 1, [П., 1914], с. 47—76); Punkt und Linie zu Flche. Beitrag zur Analyse der malerischen Elemente, Mnch., 1926.
Лит.: Рейнгардт Л., Абстракционизм, в кн.: Модернизм. Анализ и критика основных направлений, М., 1969, с. 101—11; Grohmann W., Wassily Kandinsky. Life and work, N. Y., 1958.
В. С. Турчин.

В. В. Кандинский. «Восток». 1913. Городской музей. Амстердам.
II
Кандинский
Виктор Хрисанфович [6(18).4.1849, Нерчинский район, ныне Читинская обл., — 3(15).8.1899, Петербург], русский психиатр. В 1872 окончил медицинский факультет Московского университета. С 1881 до конца жизни — старший ординатор психиатрической больницы св. Николая в Петербурге (ныне 2-я психиатрическая больница). К. первым дал классическое определение (1885) псевдогаллюцинаций как особого признака психических заболеваний; эти исследования положили начало учению о «синдроме психического автоматизма». Впервые в отечественной медицине обосновал понятие психопатий, указал на ряд признаков шизофрении. Первым в России предложил классификацию психических болезней и высказался за использование трудовой терапии при лечении психозов. Разрабатывал вопросы судебной психиатрии — определил критерии невменяемости, описал признаки т. н. исключительных состояний. К. принадлежит также ряд философских работ.
Соч.: Общепонятные психологические этюды, М., 1881; О псевдогаллюцинациях, М., 1952; К вопросу о невменяемости, М., 1890.
Лит.: Снежневский А. В., В. Х. Кандинский, в кн.: Кандинский В. Х., О псевдогаллюцинациях, М., 1952.

Новая философская энциклопедия:

КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич [4 (16) декабря 1866, Москва – 13 декабря 1944, Нёйи-сюр-Сен, близ Парижа] – русский художник, один из основоположников и главный теоретик абстрактного искусства (см. Авангард [АВАНГАРД]). С 1921 жил за границей (Германия, Франция). Художественно-эстетическая теория Кандинского сформировалась в атмосфере духовных, в частности теософских, антропософских и символистских исканий начала 20 в. Основные идеи его эстетики изложены в книгах «О духовном в искусстве» (1911), «Ступени» (1-е немецкое издание – под названием Rckblicke, 1913), «Точка и линия на плоскости» (1926) и в многочисленных статьях.
Художник, по Кандинскому, – пророк и деятель, тянущий вперед и вверх «застрявшую повозку человечества». Его цель – выразить в художественной форме объективно существующее Духовное, в нем живет непреодолимое «желание самовыражения объективного», которое Кандинский называет «внутренней необходимостью». Она основывается на внесознательном стремлении художника выразить то, что свойственно 1) личности самого художника, 2) его эпохе, 3) искусству вообще«элемент чисто и вечно художественного». Только этот «элемент» не утрачивает своего значения в процессе исторического бытия произведения искусства, его значимость постоянно возрастает. Он и составляет главное содержание искусства.
Прекрасным в искусстве Кандинский считал все то, что «вызвано внутренней необходимостью», что «совершенствует и обогащает душу», возбуждает ее «вибрации». Художник свободен в выборе форм и средств выражения. Единственный его руководитель и судья«принцип внутренней необходимости», или художественное чувство. Современное искусство предоставляет художнику неограниченные возможности выражения – от «чистого реализма» до «чистой абстракции». Сам Кандинский, обладавший обостренным художественным чувством цвета и формы, был увлечен перспективами гармонизации цветов, создания цвето-ритмических колористических симфоний, выражавших движение космических сил. Опираясь на «Учение о цвете» Гёте, его идею «генерал-баса» в живописи, а также на опыты с цветомузыкой Скрябина, Кандинский разрабатывал свою, во многом субъективную, теорию эстетической значимости цвета, формы, линии в живописи, особое внимание уделял синестезическому и символическому значению цвета; выдвинул идею о принципиальной возможности создания «живописного контрапункта». Не отрицая предметной живописи (он высоко ценил Россетти, Бёклина, Сегантини, Сезанна, Матисса, Пикассо), Кандинский полагал, что изображение реальных предметов, сильно воздействуя на психику зрителя самим подобием видимым формам, заглушает собственно эстетическое звучание цвета и формы. Освобождение живописи от природных и предметных форм очищает ее от всего постороннего, «внеживописного».
Начиная с 1910 Кандинский создавал в основном чисто абстрактные полотна, называя их «Импровизациями», если они возникали на эмоционально-бессознательной основе, и «Композициями», когда в их создании участвовал разум. В своем творчестве Кандинский прошел несколько этапов – от напряженных динамически-драматических цветовых симфоний (1910–20-е гг.) через точно выверенные геометризованные абстракции к фантастическим мирам своеобразных как бы органических форм, подобных биоформам микромира.
Сочинения:
1. О духовном в искусстве. . ., 1967;
2. ber das Geistige in der Kunst. Mnch., 1912; Bern, 1952;
3. Rckblicke. В., 1913;
4. Punkt und Linie zu Flche. Beitrag zur Analyse der malerischen Elemente. Mnch., 1926; Bern, 1973;
5. Essays ber Kunst und Knstler. Bern, 1955;
6. Gesammelte Schriften, Bd 1. Bern, 1980.
Литература:
1. Василий Васильевич Кандинский. 1866–1944. Каталог выставки. Живопись. Графика. Прикладное искусство. Л., 1989;
2. Бычков В.В. Духовное как эстетическое credo Василия Кандинского. – «Литературное обозрение», 1992, № 3/4, с, 79–87;
3. Сарабьянов Д.В., Автономова Н.Б. Василий Кандинский. Путь художника. Художник и время. М., 1994;
4. Многогранный мир Кандинского. М., 1998;
5. Grohman W. Wkssily Kandinsky. Leben und Werk, Kln. 1958;
6. Washington Long R.С. Kandinsky. Oxf., 1980;
7. Becks-Malorny U. Vfesily Kandinsky. 1866–1944. Aufbruch zur Abstraktion, Kln, 1993.
В.В.Бычков

Словарь русских фамилий:

Сибирская фамилия, от названий рек Конда (приток Иртыша) и Конда (приток Витима). А вместо о в первом слоге фамилии — под влиянием аканья. (Ф).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Виктор Хрисанфович (1849-89) — врач-психиатр. Окончил курс в Московском университете в 1872 г., затем служил некоторое время во флоте, а с 1881 г. до конца жизни состоял ординатором больницы св. Николая Чудотворца в СПб. Получил глубокое философское образование. Будучи сам подвержен душевному расстройству, он по выздоровлении написал на основании собственного опыта ценный этюд об обманах чувств (в немецком специальном журнале). Кроме того, им напечатаны: "Психологические этюды" (1881); "Современный манизм" (Хар., 1882); "Kritische und klinische Betrachtungen im Gebiete des Sinnestuschungen" (1885). Это сочинение удостоено обществом психиатров в СПб., премии врача Филиппова, и в 1890 г., после смерти Кандинского, появилось русское издание его ("О псевдогаллюцинациях, критико-клинический этюд", Москва). Далее ему принадлежит отличный перевод сочинения Вундта "Основы физиологической психологии" (Москва, 1880-1881). После его смерти было издано отдельной книгой собрание судебно-психиатрических экспертиз его в связи с запиской об условиях вменения ("К вопросу о невменяемости", Москва, 1890).
П. Розенбах.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru