Определение слова «ИУДЕЙСКОЕ ЦАРСТВО»

Большой энциклопедический словарь:

ИУДЕЙСКОЕ ЦАРСТВО — государство ок. 928-586 до н. э. в Юж. Палестине. Образовалось после распада Израильско-Иудейского царства. Столица — Иерусалим. Завоевано вавилонским царем Навуходоносором II.

Большая советская энциклопедия:

Иудейское царство
(около 928—586 до н. э.)
древнее государство в Южной Палестине. Образовалось после распада возникшего в конце 11 в. до н. э. Израильско-Иудейского царства и управлялось династией потомков Давида. Столицей И. ц. был Иерусалим. Для И. ц. характерны в основном те же социально-экономические процессы, что и для Израильского царства (См. Израильское царство). Вторжение египтян в годы правления Реховоама (928—911) и многолетние войны с Израильским царством значительно ослабили И. ц. В правление Узии (785—733) И. ц. вернуло себе контроль над Идумеей и получило выход к Красному морю. Царь Хизкия, правивший в 727—698, провёл под влиянием пророка Исайи (См. Исайя) ряд военных, экономических, социальных и религиозно-культовых реформ по укреплению страны на случай войны с Ассирией. Внешняя политика Хизкии вначале была осторожной, затем он присоединился к антиассирийской коалиции, но, потерпев неудачу, стал данником Ассирии. Крупной вехой в истории И. ц. было правление царя Иосии (См. Иосия) в 639—609: И. ц. освободилось от ассирийского ига и даже присоединило к себе значительную часть территории бывшего Израильского царства; было облегчено положение рабов-должников и проведена централизация культа Яхве в Иерусалиме. Последние цари И. ц., отвергнув провавилонскую ориентацию, тщетно пытались опереться на Египет. В 587 И. ц. было завоёвано вавилонским царём Навуходоносором II, Иерусалим и храм сожжены, многие жители уведены в плен (так называемое вавилонское пленение).
Лит. см. при статье Палестина.
И. Д. Амусин.

Советская историческая энциклопедия:

Раннерабовладельч. гос-во, образовавшееся в Юж. Палестине после распада Израильско-Иудейского царства (ок. 935 до н. э.); столица — Иерусалим. В экономике наряду с земледелием большое место занимало скотоводство. Развитие денежного х-ва, разложение сел. общины, насильств. захваты земель привели к росту имуществ. неравенства. Этот процесс разорения масс нашел свое отражение в религ.-политич. проповедях нек-рых "пророков" (см. Пророки библейские). Обострение классовой борьбы в правление Иосии привело к половинчатой реформе (622 до н. э. — ограничение срока долгового рабства 6 годами, к-рое, впрочем, не соблюдалось). Одновременно в интересах иерусалимского жречества и служилой знати в Иерусалиме был централизован культ Яхве. В 586 до н.э. Иерусалим был разрушен вавилонским царем Навуходоносором II; значит. часть иудеев была уведена в плен (т. н. "Вавилонское пленение"). При перс. царе Кире (овладевшем Вавилоном в 538 до н. э.) Иерусалим был восстановлен и была образована теократич. храмово-гор. община. Власть сосредоточилась в руках коллегии иудейских жрецов под надзором перс. сатрапа. В 332 до н. э. Иудея была покорена Александром Македонским. В 3-2 вв. до н. э. находилась сначала под господством егип. Птолемеев, а затем сирийских Селевкидов. В 167 до н. э. произошло восстание Маккавеев (Хасмонеев — см. Маккавей Иуда), направленное против Селевкидов и сторонников их внутри И. ц. — жреч. и рабовладельч. аристократии. В результате борьбы Иудея стала независимой под властью династии Хасмонеев. При них произошло насильств. иудаизирование окрестных племен (идумеев, итуреев и др.), обострилась социальная борьба; наряду с саддукеями, выражавшими интересы жреч. и землевладельч. верхушки, и фарисеями, опиравшимися на средние элементы, возникли оппозиц.-религ. секты (см., напр., Ессеи). Особенно обострилась гражд. война при Александре Яннае (103-76 до н. э.). В 63 до н. э. был установлен протекторат Рима над Иудеей. В 40 до н. э. римляне передали власть новой династии — Иродов. В 6 н. э. Иудея была превращена в провинцию, управляемую рим. прокураторами, жестоко подавлявшими частые вспышки нар. волнений. Возникает антирим. нар. партия зелотов, из среды к-рой выделяется радикальное крыло — сикарии. Окончательное падение И. ц. произошло после Иудейской войны 66-73.
=====
Лит.: Амусин И. Д., Рукописи Мертвого моря, М., 1960; его же, "Народ земли" (К вопросу о свободных земледельцах древней Передней Азии), "ВДИ", 1955, No 2; Крывелев И. A., Книга о Библии, М., 1958; Ранович А. Б., Очерк истории древнеевр. религии, М., 1937; Albright W. F., Archaeology and the religion of Israel, Baltimore, 1942; Noth M., Geschichte Israels, В., 1953; Alt A., Kleine Schriften zur Geschichte des Volkes Israel, Bd 1-3, Mnch., 1959.
=====
Г. С. Александров. Ленинград.
—***—***—***—
Иудейское царство

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Название южной половины еврейской монархии после распадения ее, по смерти Соломона, на два самостоятельных царства — Иудейское и Израильское. Первым царем его был сын Соломона, Ровоам, при котором и состоялось разделение. Народ северных колен, недовольный тяжелыми налогами, которых не хотел облегчить Ровоам, отложился от дома Давидова, так что за ним осталось только два колена — Иудино и Вениаминово; но в Иудином колене сосредоточивалась вся историческая слава народа, с его столицей и общенародной святыней — храмом, и, несмотря на кажущуюся слабость, оно обнаружило большую историческую живучесть и просуществовало дольше царства Израильского (с 980 по 588 г. до Р. Хр.). Вот список царей этого царства: Ровоам, Авия, Аса, Иосафат, Иорам, Охозия, Гофолия, Иоас, Амасия, Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия, Манассия, Амон, Иосия, Иоахаз, Иоаким, Иехония, Седекия. Разрушенное Навуходоносором в 588 г., оно через 70 лет возродилось вновь, и хотя имело лишь призрачную самостоятельность, находясь под владычеством окружающих народов, однако просуществовало до 70 г. по Р. Хр., когда окончательно погибло после разгрома его римлянами.
А. Л.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru