Определение слова «ИКБАЛ»

Большая советская энциклопедия:

Икбал
Мухаммад (22.2.1873 или 1877, Сиалкот, Пенджаб, — 21.4.1938, Лахор), поэт, философ и общественный деятель Индостана. Учился в Лахоре, затем в Англии и Германии. Выступил в печати в конце 1890-х гг. Обращался к мусульманам не только Индии, но и всего Востока (поэмы на персидском языке — «Секреты своего Я», 1915; «Тайны самоотречения», 1918; «Послание Востока», 1923; «Книга Джавида», 1932). Помимо сборников ранних стихов на урду «Колокольчик каравана» (1924), И. опубликовал сборники «Крыло Гавриила»(1935), «Жезл Моисея» (1936), «Дары Геджаза» (1938), в которых воспевал созидательную деятельность человека, звал к переустройству жизни. Творчество И. проникнуто гуманизмом и патриотизмом. Вместе с тем философские и общественно-политические взгляды И. отличались известной противоречивостью. Подвергая критике капиталистический строй, И. в то же время защищал частную собственность и индивидуализм.
И. приветствовал Октябрьскую революцию, с симпатией относился к идеям социализма (поэма «Ленин») и в то же время выступал против «коммунистического атеизма». В 1930 И. высказался за создание в будущем в составе независимой индийской федерации мусульманского государства на С.-3. Индии. На основе этого высказывания сторонники образования Пакистана стали впоследствии считать И. родоначальником движения за создание государства Пакистан.
Соч.: Звон караванного колокольчика, пер. с урду и перс., М., 1964.
Лит.: Аникеев Н. П., Выдающийся мыслитель и поэт Мухаммад Икбал, М.,1959; Гордон-Полонская Л. Р., Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана, М., 1963, гл. 7; Пригарина Н. И., Поэзия Мухаммада Икбала (1900—1924 гг.), М.; 1972; Ghani А., Ilahi К., A bibliography of Iqbal, Lahore, 1959.
Г. А. Зограф, Л. И. Юревич.

М. Икбал.

Советская историческая энциклопедия:

Мухаммад (22.II.1873 — 21.IV. 1938) — поэт, философ и обществ. деятель Индостана. Род. в Сиалкоте (Пенджаб). В 1899 окончил Пенджабский ун-т по специальности философия; в 1905-08 продолжал образование в ун-тах Англии и Германии; изучал философию, право, лит-ру и араб. яз. С 1908 — профессор. Вернувшись на родину, был нек-рое время адвокатом и читал лекции в Лахорском колледже. Начало лит. творчества И. относится к 1890-м гг.; стихи И. (на языках персидском, урду и пенджаби) говорят о назначении человека, долге поэта перед обществом, воспевают родину. Творчество И. проникнуто гуманизмом и патриотизмом. Вместе с тем филос. и обществ.-политич. взгляды И. отличались известной противоречивостью. Подвергая критике капиталистич. строй, И. защищал частную собственность и индивидуализм. Поддержку идеи братства людей всех наций И. сочетал с проповедью панисламизма, И. приветствовал Окт. революцию и в то же время выступал против "коммунистич. атеизма". Будучи в 1930 почетным пред. сессии Мусульм. лиги, И. высказался за создание в будущем в составе независимой индийской федерации мусульм. гос-ва на с.-з. Индии. На основе этого высказывания сторонники образования Пакистана стали впоследствии считать И. родоначальником движения за создание Пакистана.
=====
Соч.: The reconstruction of religious thought in Islam, L., 1934.
=====
Лит.: Аникеев Н. П., Выдающийся мыслитель и поэт Мухаммад Икбал, М., 1959; Аникеев Н. П., Кедрова С. М., Мухаммад Икбалпевец человека, "ВИМК", 1958, No4; Гордон-Полонская Л. Р., Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана, М., 1963, гл. 7; Singh I., The ardent pilgrim, Bombay-Calcutta-Madras, 1951.
=====
Л. И. Юревич. Москва.

Новая философская энциклопедия:

ИКБАЛ Мухаммад (8 ноября 1877, Сиалкот, Пенджаб – 21 апреля 1938, Лахор)поэт, философ, религиозный реформатор, которому принадлежит самая серьезная в 20 в. попытка переинтерпретации мусульманского мировидения на основаниях современного философского знания. Выходец из рода кашмирских брахманов, в 17 в. принявших ислам. Получил образование в одном из лучших учебных заведений Северной Индии – в Правительственном колледже Лахора, окончив его в 1899 с золотой медалью и степенью магистра искусств. Позже продолжил образование в Кембридже, где подготовил докторскую диссертацию на тему «Развитие метафизики в Персии», которую успешно защитил в Гейдельбергском университете, став первым мусульманином Пенджаба, удостоенным докторской степени в Европе.
По возвращении в Индию (1908) Икбал получает юридическое образование и начинает заниматься адвокатской деятельностью. Однако делом его жизни, принесшим ему широкое признание и славу, становится поэзия. Ему принадлежат 12 сборников стихов и поэм на персидском и родном урду. Его поэзия отразила дух временинациональное пробуждение и ширящееся освободительное движение; занятия философией и мистицизмом придали его поэтическому творчеству особую глубину. Он стал подлинным властителем дум, прежде всего в среде индийских мусульман. В последние годы жизни активно включился в политическую жизнь страны; разделяя идею существования двух наций – индусов и мусульман, он выступал за обособление мусульман Индии в отдельное государство. Не случайно поэтому Икбала принято называть духовным отцом Пакистана.
Размышляя над судьбами единоверцев и причинами их социально-экономического отставания на протяжении нескольких столетий, Икбал приходит к выводу о необходимости реформирования ислама по образцу европейской Реформации. Лекции Икбала на эту тему, прочитанные в 1928 в Хайдарабаде, Мадрасе и Алигархе, были изданы в 1932 (см. «Реконструкция религиозной мысли в исламе»).
Сочинения:
1. Muhammad Iqbal. The Reconstruction of Religious Thought in Islam. Lahore, 1996.
Литература:
1. Пригарина P.И. Поэзия Мухаммада Икбала. M., 1972;
2. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике 19–20 вв. М., 1982;
3. Iqbal Singh. An Introduction to the Life & Work of Muhammad Iqbal. Oxf., 1997.
M.Т.Степанянц

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru