Определение слова «ИЕЗУИТЫ»

Толковый словарь Ефремовой:

иезуиты мн.
1. Воинствующий католический духовный орден "Общество Иисуса", созданный в 1534 г. в Париже испанцем И. Лойолой, имевший основной своею целью упрочение папства и католицизма, боровшийся с Реформацией и народными ересями против науки и социального прогресса, считая, что цель оправдывает средства.
2. Члены этого ордена.

Большой энциклопедический словарь:

ИЕЗУИТЫ — члены католического монашеского ордена ("Общество Иисуса", лат. "Societas Jesu") — основан в 1534 в Париже И. Лойолой. Орден стал главным орудием Контрреформации. Иезуиты утвердились не только в европейских государствах, но проникли в Индию, Японию, Китай, на Филиппины. В России иезуиты появились в нач. 18 в.; в 1719 по указу Петра I были изгнаны. В 1801 официально признано их существование, однако в 1820 Александр I запретил их деятельность. В 1610-1768 существовало "Иезуитское государство" в Парагвае. Основные принципы организации ордена: строгая централизация, абсолютный авторитет главы ордена.

Большая советская энциклопедия:

Иезуиты
Члены католического монашеского ордена [самоназвание — «Societas Jesu» (лат.) — «Общество Иисуса»], основанного в 1534 в Париже мелким испанским дворянином Игнатием Лойолой и утвержденного папой Павлом III в 1540. Орден был создан в период значительных успехов Реформации, став главным орудием контрреформации (См. Контрреформация). Имея своей целью защиту и распространение католицизма, упрочение власти папства, И. активно вмешиваются в область науки, образования, воспитания юношества, широко развивают миссионерскую деятельность. Основные принципы построения ордена: строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы — пожизненно избираемого генерала («чёрного папы»), подчинённого непосредственно папе римскому. Система морали, разработанная И., ими самими называлась «приспособительной» (accomodativa), так как давала широкую возможность в зависимости от обстоятельств произвольно толковать основные религиозно-нравственные требования, совершать любое преступление во имя «высшей цели» — «вящей славы божьей». Такое служебное значение морали получило отражение в приписываемом И. девизе «цель оправдывает средства». Для большей успешности их деятельности орден разрешает многим И. вести светский образ жизни, сохраняя в тайне свою принадлежность к ордену. Широкие привилегии, данные папством И. (право ношения светской одежды, освобождение от многих религиозных предписаний и запрещений, ответственность только перед орденским начальством и др.), в сочетании с обязательным взаимным шпионажем внутри ордена и т. п. способствовали созданию чрезвычайно гибкой и прочной организации, в короткое время распространившей свою деятельность на многочисленные страны. В 16 в. И. утвердились не только в европейских государствах, но проникли в Индию, Японию, Китай, на Филиппины. В начале 17 в. было создано Иезуитское государство в Парагвае. Миссионерская деятельность И. немало способствовала колониальному порабощению и ограблению народов Азии, Африки, Южной Америки. И. выступали как враги идей Просвещения. Вмешательство ордена в политическую жизнь европейских стран было столь велико, что в 18 в. правительства ряда государств (Португалии, Франции, Испании и др.) прибегли к изгнанию И. В 1773 папа Климент XIV вынужден был формально ликвидировать орден. В эпоху Реставрации, когда были возрождены реакционные феодальные режимы, орден И. был официально восстановлен папством (1814), перед ним была поставлена задача борьбы с революцией. В 20 в. И. сохраняют значение ведущего отряда воинственного клерикализма, выступают союзниками наиболее реакционных кругов империализма в их борьбе с социализмом и коммунизмом. Орден сотрудничал с Муссолини, Гитлером. И. — активные участники идеологической борьбы против СССР и социалистических стран. Ведут ожесточённую борьбу против марксизма, объявляя его «устарелым» (Г. Веттер и др.), или, пытаясь «приспособить» марксизм к католицизму, извращают и выхолащивают его содержание (И. Кальвез, П. Биго и др.). Вместе с тем среди И. усиливается стремление добиться более умелого приспособления католической церкви к изменяющимся условиям в современном мире.
В 1971 орден И. насчитывал около 34 тыс. членов, наибольшее число их в США (около 8,5 тыс.). В руках И. свыше 1300 газет и журналов, многие высшие и средние учебные заведения. Орден имеет капиталовложения в промышленности многих стран, оцениваемые в 5 млрд. долларов (1958).
Б. Я. Рамм.
Иезуиты в России. Первые попытки проникновения И. в Россию были предприняты в связи с Ливонской войной 1558—83. И. сначала появились в Литве (1569). В 1570 они основали учебные заведения в Вильнюсе, Полоцке и др. В 1581 в Россию прибыл папский посол иезуит Антонио Поссевино, выступивший в роли посредника между двумя воюющими державами — Речью Посполитой и Русским государством. Поссевино предпринял безуспешную попытку получить разрешение на постройку католических церквей в России. Два десятилетия спустя И. принимали активное участие в организации польско-шведской интервенции начала 17 в., но даже поддержанный ими Лжедмитрий 1, оказавшись на русском престоле, не впустил И. в Россию. В начале 18 в. И. в числе многих других иностранцев сумели проникнуть в Россию. Однако указом Петра I от 18 апреля 1719 были изгнаны из пределов Русского государства. После первого раздела Речи Посполитой (1772) И. опять появились в России, так как на территории Белоруссии и Украины, вошедших в состав Российской империи, существовали их организации. За ревностную службу царскому правительству императрица Екатерина II сохранила организации И. в России. Император Павел I даже добился в 1801 от папы признания существования И. в пределах Российской империи. В начале 19 в. иезуитские миссии были учреждены в Астрахани, Одессе и других городах. Однако оживлённая деятельность И. по пропаганде католицизма привела к тому, что в 1815 им было запрещено жить в Петербурге и Москве, а 13 марта 1820 император Александр I запретил их деятельность в России, распустил организации И. и конфисковал принадлежавшее им имущество.
Лит.: Михневич Д. Е., Очерки по истории католической реакции. (Иезуиты), 2 изд., М., 1955; Беликович Л. Н., Иезуиты вчера и сегодня, «Новая и новейшая история», 1967, №4; Stierli J., Les jesuites, P., 1967: Hollis Ch., A history of the Jesuits, L., [1968]; Foss M., The founding of the Jesuits. 1540, L., [1969].

Советская историческая энциклопедия:

Члены наиболее влиятельного в католич. церкви монаш. ордена, созданного для защиты интересов папства, борьбы с ересями и миссионерской деятельности (35 438 чл. в 1963, самая большая орг-ция — в США).
=====
Орден осн. в 1534 в Париже исп. мелким дворянином, религ. фанатиком Игнатием Лойолой и утвержден под назв. "Societas Jesu" ("Общество Иисуса") папой Павлом III 27 сент. 1540. Сделавшись вскоре после основания ордена одной из гл. опор папства в борьбе против Реформации, гл. силой ультрамонтанства, И. превратились в оплот клерикализма и политич. реакции. И. участвовали в деятельности инквизиции, вдохновляли и организовывали борьбу с нар. антифеод. движениями 16-18 вв., преследование передовых мыслителей, ученых. Боролись против гос. централизации; "обосновывая" право на "тираноубийство", И. подсылали убийц к франц. королям Генриху III (Жак Клеман), Генриху IV (Равальяк), королю Голландии Вильгельму III Оранскому и др. Активной политич. роли И. способствовали как организац., так и моральные принципы ордена (строгая централизация, беспрекословная воен. дисциплина и абсолютная воля его руководителя — пожизненно избираемого "генерала" ("черный папа"), подчиненного одному только рим. папе). Система морали И., к-рую разрабатывали мн. представители ордена (Бузембаум, Суарес, Эскобар, Лигуори и др.), ими самими называлась "приспособительной" (accomodativa), т. к. давала широкую возможность в зависимости от обстоятельств произвольно толковать осн. религ.-нравств. требования, пренебрегать клятвой, совершать любое преступление во имя "высшей цели" — "вящей славы божьей". Такое служебное значение морали в системе И. получило отражение в приписываемом им девизе "цель оправдывает средства". Широкие привилегии, данные папством И. (право ношения светской одежды, освобождение от мн. религ. предписаний и запрещений, ответственность только перед орденским начальством и др.) в сочетании с обязат. взаимным шпионажем внутри ордена и т. п., создали чрезвычайно гибкую и прочную орг-цию, охватившую в короткое время многочисл. страны. И. проникли в Индию (с 1542), Японию (с 1549), Китай (с 1563), на Филиппины (с 1594). В Парагвае ими было создано гос-во (с 1610), просуществовавшее ок. 160 лет. И. сыграли большую роль в создании системы колониального порабощения и ограбления народов Азии, Африки, Юж. Америки.
=====
Возмущения преступлениями И. во мн. странах (политич. интриги, спекуляция в широких масштабах, колониальный грабеж) привели к изгнанию их из Португалии (1759), Франции (1764), Испании и Неаполя (1767) и к ликвидации ордена в 1773 папой Климентом XIV (булла "Dominus ас Redemptor"). Однако в эпоху Реставрации орден И. был восстановлен (1814). Особое значение И. приобрели со 2-й пол. 19 в. как орудие междунар. реакции в борьбе против рабочего движения и социализма. После Вел. Окт. социалистич. революции И. приняли активное участие в орг-ции подрывной антисов. деятельности, в проведении империалистич. интервенции и заговоров против Сов. гос-ва, содействовали фашизации мн. европ. стран, сотрудничали с Муссолини, Гитлером. И. тесно связаны с франкистами в Испании, с верхушкой финанс. капитала США и др. стран. Орден имеет капиталовложения в пром-сти мн. стран, оцениваемые в 5 млрд. долл. (данные 1958), является богатейшей орг-цией католич. церкви. Он контролирует "Амер. банк", ряд стальных корпораций США ("Рипаблик стил", "Нешонал стил"), концерны Боинга, Кёртисс-Райт, Дуглас и Локхид и др. Большие вложения И. имеют также в Италии, Франции, Испании, Зап. Германии, Швейцарии. Финанс. операциями И. руководят ватиканские банки, особенно учрежд. в 1942 банк "Опере ди релиджоне". Орден И. играет ведущую роль в дипломатии и в идеологич. аппарате католич. церкви: печать, радио, высшая школа, теологич. уч. заведения, 1320 газ. и журн. на 50 яз. с годовым тиражом 144 млн. экз., 13,5 млн. подписчиков; активно участвует в антикоммунистич. пропаганде. В борьбе с марксизмом-ленинизмом И. развивают идеи неотомизма, а в последние годы нек-рые иезуитские авторы (Ив Кальвез, Анри Биго, Брокмёллер) встали на путь создания "католич. ревизионизма", ставящего целью путем фальсификации марксизма и мнимого приспособления его к католицизму добиться углубления раскола в рабочем классе, противопоставляя верующих неверующим.
=====
Разоблачая себя в качестве защитников империализма, И. не могут избежать кризиса в собств. рядах, о чем свидетельствуют выступления нек-рых франц. иезуитов, вызвавшие резкую реакцию Ватикана (Де Любак, Даниелу, Буйяр, Тейяр де Шарден и др.), разрыв с орденом А. Тонди, являвшегося видным деятелем ордена на протяжении 16 лет, и др. факты. В наст. время в связи со все растущим давлением масс, решительно отвергающих открыто реакц. политику части католич. иерархии и требующих участия церкви в борьбе за мир, среди И. усиливается стремление добиться более умелого приспособления католич. церкви к изменяющимся условиям в совр. мире.
=====
Лит.: Самарии Ю. Ф., Иезуиты, 2 изд., М., 1868; Бёмер Г., Иезуиты, пер. с нем., М., 1913; Михневич Д. Е., Очерки из истории католич. реакции (Иезуиты), 2 изд., М., 1955; Леонидов А., О роли иезуитов в политике совр. империализма, "МЭ и МО", 1957, No 2; Шейнман М. M., Папство, М., 1959; Тонди А., Иезуиты, пер. с итал., М., 1955; Hoensbroech P. v., 14 Jahre Jesuit, Tl 1-2, 4 Aufl., Lpz., 1911; Tondi A., La potenza segreta dei Gesuiti, Roma, 1955 (есть нем. пер.); Klaus G., Jesuiten Gott Materie, 2 Aufl., В., 1958.
=====
Б. Я. Рамм. Ленинград.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru