Определение слова «этногенез»

Толковый словарь Ефремовой:

этногенез м.
Процесс становления этноса с момента возникновения до исчезновения.

Большой энциклопедический словарь:

ЭТНОГЕНЕЗ (от греч. ethnos — племя, народ и...генез) — происхождение народов. Этногенез включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.

Словарь по культурологии:

(греч. ethnos – племя, народ)происхождение народов. Этногенез включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.
Истор. процесс происхождения этносов от их зарождения до формирования целостных этносоциальных организмов и их специфич. этнокультурных систем. Совр. наука предполагает несколько осн. механизмов образования новых этносов:
интеграция, когда этнос формируется путем объединения разл. племенных общностей (как, напр., французы или поляки), смешения пришлых завоевателей или колонистов с аборигенным населением (напр., турки или перуанцы) или за счет интеграции разноэтничных групп иммигрантов (например, южноафр. буры, канадцы, американцы США);
— дифференциация, когда от крупного этноса по каким-то причинам откладывается его окраинная или территориально изолированная часть (напр., австралийцы от англичан) или крупный этнос распадается на несколько более мелких (напр., др.-рус. этнос на великороссов, украинцев и белорусов);
трансформация, когда прежний этнос в новых истор. условиях, как правило, ассимилируя в себе новые иноэтничные включения, преобразуется в новую этнокультурную общность (напр., др. греки — в византийцев, а часть последних — в совр. греков).
В отличие от раннепервобытных родовых общин, где социальная организация и регуляция строились на кровно-родств. отношениях, этнос — это прежде всего сооб-во культурно-языковое. При зарождении этноса решающим фактором являются общность территории и языка социальной коммуникации, а также нередко — полит. единство и общность приемов хоз. практики населения, на основе к-рых в ходе обретения и межпоколенной трансляции опыта совместного проживания, взаимодействия и коммуницирования людей формируется и единообразие черт комплекса обыденной культуры. Поскольку гл. механизмом энич. консолидации людей является прежде всего культура, наследуемая в качестве традиции, то в процессах этногенеза можно выделить две равнозначные составляющие: формирование этнич. популяции (за счет процессов эндогамии) и формирование этнич. культурной системы (языка, обычаев, нравов, приемов хоз. практики, этнически окрашенных черт в специализир. областях жизнедеятельности, приобщения к общей религии и т.п.). Оба процесса протекают одновременно и лишь в совокупности представляют собой Э. Однако многие элементы культуры являются весьма подвижными, легко заимствуемыми другими народами, так что общность языка и нек-рых культурных традиций вовсе не свидетельствует об обязат. популяционном родстве соответствующих народов (напр., тюркских). Одновременно многие культурные черты подвержены сильной истор. изменчивости, поэтому уже через несколько веков после складывания этноса они могут заметно отличаться от "первичных" черт периода Э.
Исторически наиболее ранние Э. принято относить к эпохе верхнего палеолита — складыванию первых племенных объединений. Наиболее активно Э. процессы протекают на т.н. "варварской" стадии развития народов — переходе от позднепервобытного к раннеклассовому этапу социальной эволюции. Вместе с тем генезис новых социокультурных общностей продолжается и на более поздних этапах развития (напр., совр. народы Амер. континента, австралийцы и др.), хотя вопрос о классификации подобных новообразующихся культурных систем в качестве этнич. остается дискуссионным.
В научной лит-ре последнего времени получает все больше признание гипотеза, что этничность не является универсальной формой культурной интеграции, а лишь исторически этапной, приходящейся на фазу разложения первобытного родо-племенного типа социальной организации и перехода к ее раннеклассовому типу. На этом этапе завершается процесс адаптации территориально-соседского сообщества людей к природно-геогр. условиям их проживания (т.е. по существу решается задача гарантированного самообеспечения продовольствием) и складывается системный комплекс хозяйственно-культурных средств освоения вмещающего ландшафта, детерминирующий осн. черты образа жизни, картины мира, специфики социальной организации, регуляции и коммуникации, ценностных и экзистенциальных ориентаций и т.п. Конвенциональное формирование подобного комплекса черт обыденной культуры и есть процесс Э.
На стадии же формирования и эволюции цивилизованного (раннеклассового, доиндустриального) типа социальной организации и регуляции, со становлением городов, гос-в, письм. культуры, развитием социальной стратифицированности об-ва, выделением функционально специализированных сегментов культуры и т.п. доминирующими становятся истор. условия существования, проблема адаптации сооб-ва к своему социальному окружению, соперничества за территории и ресурсы, обмена продукцией и информацией и пр. Это порождает необходимость в реализации новых принципов социокультурной интеграции и консолидации людей, основывающихся преимущественно на функционировании институциональных средств обеспечения такой интеграции — полит., правовых, религ., образоват. и т.п. Этот тип социокультурной организации и регуляции определяется уже не как этнич., а как нац. и цивилизационный, и народы, сложившиеся на доиндустриальной (а тем более — на индустриальной) стадии эволюции, консолидированы культурой не столько этнич., сколько нац. (т.е. оформленной в системе социокультурных институтов).
Лит.: Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984; Он же. Этногенез. М., 1986; Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989; Флиер А.Я. Этнич. функции культуры // Культурология: Научно-образоват. вестник. 1996. n 5.
А.Я. Флиер

Этнографический словарь:

Происхождение народа.

Большой словарь иностранных слов:

[гр. народ + рождение]происхождение народов

Советская историческая энциклопедия:

(от греч. etnos — племя, народ и genesis — происхождение)процесс сложения новой этнич. общности на базе различных, ранее существовавших этнич. компонентов. При этом последние либо теряют свою этнич. специфику и сходят с историч. арены (как галлы, франки, бургунды, вестготы — при сложении франц. народности), либо частично сохраняются (как айны, часть к-рых вошла в состав япон. нации, а часть сохранилась как отдельная народность). Э. является начальным этапом этнич. истории любого этноса, к-рая продолжается и после завершения Э. и состоит затем во включении в уже сложившийся этнос нек-рых других, ассимилируемых им групп, в его дальнейшем расселении, иногда дроблении и выделении из него новых локальных групп. Следует различать два типа Э. Один из них относится гл. обр. к этнич. истории первобытнообщинного и докапиталистич. обществ. С образованием исторически известных народностей, в основном в раннефеод. время, этот тип этногенетич. процессов завершается и начинается более поздний этап этнич. истории этих народностей. Второй тип этногенетич. процесса имел место при сложении этнич. общностей позднего времени, напр. народов совр. Америки, где решающую роль играли представители уже вполне сформировавшихся народов. Разница между этими двумя типами Э. состоит в том, что в Э. новой племенной группы или ранней народности принимают участие более древние племенные группы, и процесс Э. происходит в форме их массовых, притом обязательно биологических контактов, тогда как в Э. этнич. общностей нового времени наиболее важная роль принадлежит аккультурационным процессам (см. Аккультурация), намного опережающим массовое биологич. смешение. Э. — историч. процесс, локализованный во времени и пространстве. Отсюда понятие периода Э. и территории или области Э. Этногенез почти каждого конкретного этноса характеризуется балансом в нем двух типов этногенетич. процессов: консолидации, сплочения, слияния и развития древних, более мелких этнич. компонентов, как родственных, так и не родственных между собой, но автохтонных для данной территории; включения в процесс Э. переселенцев (мигрантов) с других территорий. Для бурж. науки в рассмотрении этногенетич. процессов характерен обычно миграционизм, т. е. исключит. внимание к взаимодействию мигрантов с других территорий, попадающих как бы в первоначальный вакуум. Этнич. история в этом случае сводится к истории ряда последовательных миграций. Иногда же, наоборот, наблюдается упрощенное понимание этнич. истории как поиска прямых "предков", напр. понятие о галлах как предках французов. Для советской историч. науки, напротив, всегда был характерен комплексный подход к изучению проблем Э., хотя и она не избежала вначале нек-рого автохтонтизма, т. е. переоценки роли местных этнич. традиций при недооценке значений миграций. Методика изучения Э. сов. учеными характеризуется комплексностью исследования с привлечением данных и методов смежных дисциплин. Поскольку в большинстве случаев компоненты Э. находились еще в дописьменной стадии развития культуры, особо большое значение приобретают данные археологии о соотношении, смене и взаимодействии археологич. культур на данной территории. Указанная выше роль биологич. контактов в Э. обусловливает важность антропологич. исследований как древнего костного материала, так и совр. населения, с целью выделения в нем исходных компонентов физич. типа. Большое значение имеют и данные лингвистики, позволяющие выделить субстратные элементы в языке исследуемого народа, в топонимике занимаемой им территории и т. д. Данные этнографии также позволяют в совр. традиц. культурном наследии народа выявить моменты, связанные с различными этнич. группами, участвовавшими в его Э. Наконец, в нек-рых случаях существенную помощь могут оказать и данные письм. историч. источников о родо-племенном составе населения данной территории в ту или иную эпоху, о переселениях, завоеваниях и др. событиях, оказывавших влияние на процесс Э. См. также Этническая общность.
=====
Лит.: Вопросы этнической истории эстонского народа, Тал., 1956; Левин М. Г., Этническая антропология и проблемы этногенеза народов Дальнего Востока, М., 1958; Монгайт А. Л., Археологические культуры и этнические общности, "НАиА", 1967, No 1; Этнические процессы в странах Зарубежной Европы, М., 1970; Арутюнов С. A., Чебоксаров Н. Н., Этнические процессы и информации, "Природа", 1972, No 7; Итс Р. Ф., Этническая история Юга Восточной Азии, Л., 1972; Бромлей Ю. В., Этнос и этнография, М., 1973; Этнические процессы в странах Юго-Восточной Азии, М., 1974.
=====
Н. Н. Чебоксаров, С. А. Арутюнов. Москва.

Толковый словарь Кузнецова:

этногенез
ЭТНОГЕНЕЗ [нэ], -а; м. [от греч. ethnos — народ и gens — происхождение, возникновение] Процесс этнического становления народа. Италийский э. Э. славян.
Этногенетический, -ая, -ое. Э-ие проблемы.

Малый академический словарь:

этногенез
-а, м.
Происхождение народа.
Италийский этногенез. Этногенез славян.
[От греч. ’ — народ и — происхождение]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
этногенез, -а

Толковый словарь Ожегова:

ЭТНОГЕНЕЗ, а, м. (спец.). Происхождение народов. Э. славян.
| прил. этногенетический, ая, ое.

Социологический словарь:

ЭТНОГЕНЕЗ (от греч. ethnos — племя, народ и genos — развитие) — англ. ethnogeny; нем. Ethnogenese. Процесс становления новой этнической общности на базе различных этнических компонентов, существовавших ранее, дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.

Грамматический словарь Зализняка:

этногенез, этногенезы, этногенеза, этногенезов, этногенезу, этногенезам, этногенез, этногенезы, этногенезом, этногенезами, этногенезе, этногенезах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru