Определение слова «ЭТАНА»

Большой энциклопедический словарь:

ЭТАНА — в вавилоно-ассирийской мифологии герой, поднимавшийся в небо на орле, чтобы найти "камень родов" (который помог бы разродиться его жене) — и благополучно вернувшийся на землю.

Советская историческая энциклопедия:

В вавилоно-ассирийской мифологии герой. Согласно шумерскому тексту 21 в. до н. э., т. н. "Царскому списку", Э. — 12-й правитель династии, правившей в г. Кише "после потопа", "пастырь, к-рый поднимался на небо и устроил все страны". По более древней традиции, первый царь. Аккадское сказание об Э., дошедшее в версиях сер. 2-го — нач. 1-го тыс. до н. э., состоит из двух частей: рассказа о дружбе змеи и орла и наказании последнего за вероломство богом Шамашем и рассказа о полетах (по крайней мере, двух) Э. на небо на орле, спасенном им от смерти; на небо Э. стремился в поисках "камня родов" (видимо, амулета), т. к. его жена не могла разродиться (добыв желаемое, орел и Э. благополучно возвратились на землю). У рим. писателя Элиана (2 — нач. 3 вв. н. э.) полет на орле приписывается Гильгамешу. В ассирийской версии эпоса о Гильгамеше друг героя, Энкиду, в своем предсмертном пророческом сне встречает Э. среди обитателей подземного царства.
=====
С эпосом об Э., возможно, связан и встречающийся в аккадской глиптике (резьбе по камню) 2-й пол. 3-го тыс. до н. э. мотив полета человека на орле. См. илл. в СИЭ, т. 2, стр. 917.
=====
Лит.: Левин И. X., Этана. Шумеро-аккадское предание. Источниковедческое исследование, Л., 1967 (автореферат дисс.).

Мифологическая энциклопедия:

(шумер., аккад.)
герой шумеро-аккадского предания, легендарный правитель города Киша. Согласно «царскому списку» (ок. 21 в. до н. э.), тексту, содержащему как мифические, так и исторические данные, Э. — 12-й правитель династии Киша, правившей «после потопа», «пастырь, который поднимался на небо и устроил все страны», по другой традициипервый царь. Аккадское сказание, дошедшее в версиях начала, середины, конца 2-го тыс. и начала 1-го тыс. до н. э., очень фрагментарно.Орел, заключив союз о дружбе со змеей, нарушает его, пожирая одного из ее детенышей, за что несет кару, как нарушитель «клятвы Шамаша», судьи и хранителя договоров. Змея по совету Шамаша прячется в туше быка и нападает на орла, подлетевшего к туше. Она швыряет его в яму, ощипав перья и пух, «чтобы умер он жадной и голодной смертью». Э. по совету Шамаша спасает орла. В благодарность орел обещает поднять его на небо и достать «траву рождения», ибо жена Э. не может разродиться. Эта часть текста особенно фрагментарна, поэтому нет единого мнения в трактовке рассказа. Текст влючает также рассказ о снах Э. Возможно, что был не один, а два (три) полета и последний — гибельный. Но «трава рождения» все-таки была добыта, ибо в традиции упоминается сын Э. по имени Балих (Палих). Есть точка зрения, что сказание о полете Э. передает в трансформированном виде рассказ о поисках шаманом-знахарем духа-покровителя в образе животного. В ассирийской версии эпоса о Гильгамеше герой Энкиду встречает Э. среди обитателей подземного царства. У писавшего по-гречески писателя Элиана (3 в. н. э.) полет на орле приписывается Гильгамешу.Лит.: Левин И. X., Этана. Шумеро-аккадское предание. Источниковедческое исследование, Л., 1967 (дисс.); Kinnler Wllson J. V., Some contributions to the legend of Etana, «Iraq», 1969, т. 31, pt l. В. К. Афанасьева.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru