Определение слова «Эрнст Г. В.»

Музыкальная энциклопедия:

(Ernst) Генрих Вильгельм (6 V 1814, Брно — 8 X 1865, Ницца) — чеш. скрипач и композитор. После обучения игре на скрипке у местных музыкантов, в 9-летнем возрасте впервые выступил публично. Занимался у Й. Бёма, Й. Майзедера (скрипка) и И. Зейфрида (композиция) в Венской консерватории (1825-29). Большое влияние на формирование исполнит. стиля Э. оказали выступления в Вене Н. Паганини (1828). В 1829-31 концертировал в городах Германии, затем во Франции; живя в Париже (1832-38), пользовался советами Ш. Берио. В 1839-40 совершил большое конц. турне (Вена, Будапешт, Брно и др.). В 1840-44 был придв. скрипачом в Ганновере, продолжая много гастролировать в городах Европы. В 1847 с успехом выступал в Петербурге, Москве, Киеве, в т. ч. в салонах (играл вместе со скрипачом А. Ф. Львовым на вечерах у В. Ф. Одоевского); игра Э. была высоко оценена рус. муз. прессой ("Северная пчела", 1847, No 80; "Библиотека для чтения", 1852, No 1 и 34; "Русская старина", 1889, т. 62, с. 245). С 1854 жил в Лондоне, концертировал как солист, а также камерный музыкант — в 1859 возглавлял струн. квартет Бетховенского об-ва (играл с Й. Иоахимом, Г. Венявским и А. Пиатти), выступал в дуэтах с виолончелистом Пиатти и скрипачкой В. Нерудой. Э. — скрипач виртуозно-романтич. направления, обладавший блестящей техникой и огромным артистич. темпераментом. Исполнение Э. пьес лирико-романтич. стиля носило элегич., интимный, иногда несколько сентиментальный характер, придававший его игре (как считали нек-рые музыканты) особую привлекательность. Автор "Патетического концерта" для скрипки с оркестром, концертино, конц. полонеза и др. пьес, фантазий на темы из опер "Отелло" Верди, "Пророк" Мейербера, интродукции, каприса и финала на темы из оперы "Пират" Беллини для скрипки с фп., 2 струн. квартетов. Э. принадлежит транскрипция для скрипки с фп. песни Ф. Шуберта "Лесной царь". Ф. Лист посв. Э. 9-ю венг. рапсодию (1853).
Литература: Кирилов Н., Скрипачи XVII, XVIII и XIX столетий, СПБ, 1873, с. 74-75; Михель A., Краткая энциклопедия смычковых инструментов, М., 1894, с. 252-53; Безекирский В., Из записной книжки артиста, СПБ, 1910; Стасов В., Музыкальное обозрение 1847 г., "Отечественные записки", 1847, т. 51, кн. 4, отд. 8, в его кн.: Статьи о музыке, вып. 1, М., 1974, с. 23-38; Вольдман Я., Tокина Н., Венское скрипичное искусство..., Саратов, 1978; Mйmoires de Hector Berlioz, comprenant ses voyages en Italie, en Allemagne, en Rusie et en Angleterre 1803-65, v. 1-2, P., 1870 (рус. пер. — Бeрлиоз Г., Мемуары, ч. 1-2, СПБ, 1896, М., 1967); Heller A., H. W. Ernst, W., 1904; Moser A., Geschichte des Violinspiels, В., 1923, S. 428, 435, 439, 489 и др.; Auer L., Violin master works and their interpretations, Boston, 1925 (рус. пер. — Ауэр Л., Интерпретация произведений скрипичной классики; вместе с его кн.: Моя школа игры на скрипке, М., 1965, с. 106, 199-203).
В. Ю. Григорьев.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru