Определение слова «Эргономика»

Толковый словарь Ефремовой:

эргономика ж. см. эргономия
Научная дисциплина, изучающая трудовые процессы с целью создания оптимальных условий труда, способствующих росту его производительности при обеспечении всех необходимых потребностей работников.

Большой энциклопедический словарь:

ЭРГОНОМИКА (от греч. ergon — работа и nomos — закон)отрасль науки, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда. Основной объект исследования эргономики- системы "человек — машина", в т. ч. и т. н. эргатические системы; метод исследования — системный подход.

Экономический словарь терминов:

(от греч. ergon — работа и nomos — закон)
наука, изучающая поведение человека, движение органов его тела во время выполнения работы с целью создания условий на рабочем месте, обеспечивающих удобство и комфорт, повышающих производительность, снижающих затраты энергии.

Толковый словарь Кузнецова:

эргономика
ЭРГОНОМИКА -и; ж. [от греч. ergon — работа и nomos — закон] Отрасль знания, изучающая человека и его деятельность в условиях современного производства.
Эргономический (см.).

Малый академический словарь:

эргономика
-и, ж.
Отрасль знания, изучающая человека и его деятельность в условиях современного производства.
[От греч. ’ — работа и — закон]

Горная энциклопедия:

Эргономия (от греческого ergon — работа и nomos — закон * a. ergonomics, human engineering; н. Ergonomik; ф. ergonomie; и. ergonomica), — изучение взаимодействия человека и техники в системе человек-машина (СЧМ) для оптимизации трудовых процессов.
Цель эргономич. исследований — найти пути и методы приспособления производств. среды к особенностям, возможностям и пределам человеческого организма, облегчить его адаптацию к физ., социально-психологич. и технико-организац. условиям произ-ва, оптимизировать все компоненты системы "человек — техника — производств. среда". Tермин "Э." предложен в 1857 польск. естествоиспытателем B. Ястшембовским. Cов. учёные B. H. Mясищев и B. M. Бехтерев разработали первую содержат. концепцию Э., к-рую в CCCP наз. эргологией или эргонологией, и сформулировали положение об осн. задачах Э. в социалистич. об-ве. Tермин "Э." стал общепризнанным после 1949, когда группа англ. учёных во главе c K. Mареллом организовала Эргономич. исследовательское об-во. C cep. 50-x гг. Э. интенсивно развивается: создана Mеждунар. эргономич. ассоциация (1961), в к-рой представлено св. 30 стран; 1 раз в 3 года проводятся междунар. конгрессы по Э.; образован техн. к-т "Эргономика" в Mеждунар. орг-ции по стандартизации; в Bеликобритании издаются журналы "Ergonomics" (c 1957), "Applied Ergonomics" (c 1969), "Ergonomics Abstracts" (c 1969); журналы эргономич. профиля выпускаются в Болгарии, Bенгрии, США, Франции; разрабатываются уч. программы и ведётся подготовка специалистов в области Э. в высш. уч. заведениях.
Э. на базе системного подхода пользуется широким ассортиментом методов, сложившихся в математике, кибернетике, физиологии человека, экономике, психологии, техн. эстетике (дизайне), программировании, науч. организации труда. Иногда Э. рассматривается как часть инж. психологии, a последняя трактуется как одна из теоретич. основ Э.
B рамках горн. науки методы Э. используются при исследовании деятельности человека — оператора пульта горн. диспетчера, водителей автотранспорта на карьерах, экипажей роторных экскаваторов, комбайнов, рабочих на буровых станках, операторов АСУТП, ЭВМ и в др. человеко-машинных системах на горн. предприятиях. Эти исследования проводятся c целью оценки соответствия техн. характеристик машин возможностям и требованиям человека при проектировании и совершенствовании техники для обеспечения эффективного функционирования СЧМ, для выявления резервов роста производительности труда, совершенствования систем управления.
Экономич. проблемой Э. является оценка экономич. эффективности затрат на внедрение инж.-психологич. рекомендаций. Примеры эргономич. мероприятий, дающих экономич. эффект: улучшение условий труда, удобное расположение пульта управления, создание оптимального микроклимата, введение карт организации труда, оптимизация режимов труда, усиление опознават. признаков сигналов, стандартизация органов управления.
Cоциальный результат внедрения Э. в удовлетворённости трудом, в высокой работоспособности при эксплуатации удобной, совершенной, отвечающей требованиям совр. техники и в развитии человека в СЧМ.
Литература: Bведение в эргономику, M., 1974; Cовременные проблемы эргономики, Л., 1975; Aлексеев Ю. Г., Эргономиканаука рабочая, M.,1977; Инженерная психология. Tеория, методология, практическое применение, M., 1977.
Д. Г. Даянц.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
эргономика, -и

Большой психологический словарь:

(от греч. ergon — работа + nomos — закон) — научная и проектировочная дисциплина, сформировавшаяся на стыке психологии, физиологии, гигиены труда, биомеханики, антропологии и ряда технических наук. Междисциплинарное изучение человека или группы людей в условиях их деятельности с применением технических средств составляет содержание Э. как научной дисциплины. Эргономические исследования подчинены задачам проектирования и ориентированы г. о. на преобразовательно-проектное действие, а не на познание. Основной объект исследования Э. — система «человек—машина». Э. изучает определенные свойства этой системы, обусловленные местом и ролью человека в ней и получившие название «человеческого фактора» в технике. Эти свойства не сводятся к отдельным характеристикам человека, машины, предмета деятельности и среды. Человеческие факторы в технике представляют собой интегральные показатели связи человека, машины, предмета и среды; они существуют «здесь и теперь», конкретно проявляются во время взаимодействия человека и технической системы. Поэтому их относят к виртуальной реальности с ее свойствами: порожденностью (спроектированностью), актуальностью и интерактивностью. Механическое соединение знаний из разных наук о возможностях и особенностях человека с целью их использования при проектировании техники и среды оказывается не только недостаточным, но и невозможным на практике. Возникла необходимость в междисциплинарных исследованиях, базирующихся на системной трактовке человеческих факторов в технике и открывающих возможность их целостного представления в проектировании и использовании машин, оборудования и технически сложных потребительских изделий. На основе таких исследований решаются задачи не только приспособления техники и среды к человеку (группе людей), но и формирования способностей у работающих в соответствии с требованиями, которые предъявляет к ним техника.
Проектирование систем «человек—машина», направленное на оптимизацию деятельности человека (группы людей) по их освоению, управлению (использованию), обслуживанию и ремонту в нормальных и экстремальных условиях, выделилось в самостоятельное направление и получило название «эргономическое, или человеко-ориентированное, проектирование». Оно восполняет недостающее звено общего процесса проектирования, в результате чего с самого начала разрабатываются системы «человек—машина», а не только технические средства, которые лишь на стадии их практической «подгонки» к человеку становятся компонентами этой системы.
Эргономическое исследование и проектирование имеют свою специфику. Во-первых, направленность Э. на проектирование деятельности, ее средств и среды требует применения не только экспериментальных, но и проектировочных методов, а также приемов, с помощью которых удается формализовать то, что ранее задавалось лишь описательно. Во-вторых, оперирование обобщенными показателями активности, напряженности и комфортности деятельности обусловливает процедуры получения интегральных критериев на основе комплекса частных показателей. В-третьих, эргономическое исследование, проектирование и оценка предполагают одновременное применение различных методов. Изучение деятельности человека выступает в Э. как начало, содержание и завершение эргономического анализа, организации, проектирования и оценки.
Особое значение для Э. приобретает моделирование, т. к. многие сложные системы «человек—машина» невозможно исследовать в реальных условиях. Необходимо организовать такие исследования и соответствующим образом представить их результаты, чтобы выявить взаимосвязь между многочисленными характеристиками деятельности человека и параметрами функционирования системы «человек—машина». В этих целях создаются эргономические моделирующие стенды.
Различают микро- и макроэргономику. Первая ориентирована на изучение и проектирование интерфейсов «человек—др. компонент рабочей системы» (в т. ч. интерфейсы «человек—работа», «человек—машина», «человек—программное обеспечение» и «человек—среда»). Макроэргономика ориентирована на изучение и проектирование рабочей системы в целом. В концептуальном отношении используется подход теории социотехнических систем, т. е. изучение и проектирование рабочей системы осуществляется с верхнего ее уровня через подсистемы к уровню человека-работника. Этот подход пронизывает все проектные характеристики рабочей системы, в т. ч. микроэргономическое проектирование интерфейсов, и обеспечивает целостность рабочей системы и ее гармонизацию. Последняя характеристика означает, что все подсистемы и компоненты системы синхронизированы и действуют как единое целое.
Э. как научная и проектировочная дисциплина сформировалась в 1940-50-е гг., однако ее истоки восходят ко временам первобытного общества, которое научилось сознательно изготовлять орудия, придавая им удобную для определенной работы форму и расширяя тем самым возможности человеческих органов. В доисторические времена удобство и точное соответствие орудия потребностям человека были вопросом жизни и смерти.
Прежде каждый новый вариант орудия труда столетиями проверялся в работе и постепенно претерпевал изменения. Сейчас нет времени для такого отбора. За последние десятилетия сменилось несколько поколений ЭВМ и продолжается разработка новых образцов.
Развитие техники предъявляет повышенные требования к человеку, нередко вынуждая его работать на пределе психофизиологических возможностей. Так, в годы Второй мировой войны, когда произошел качественный скачок в военной технике, эффективно использовать ее не могли даже тщательно обученные и отобранные военные. Когда оказались исчерпанными возможности профессионального отбора и обучения, на первый план выступила проблема приспособления техники и условий труда к человеку.
Термин «Э.» возник в Англии в 1949 г., когда группа англ. ученых, возглавляемая К. Марреллом, положила начало организации эргономического исследовательского общества. Позже выяснилось, что этот термин был предложен в 1857 г. польским естествоиспытателем В. Ястшембовским.
В 1921 г. на 1-й Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда и производства в докладах В. М. Бехтерева и его ученика В. Н. Мясищева была выдвинута идея создания научной дисциплины эргологии, название которой год спустя уточнили как эргонология. В 1920-30-х гг. А. А. Бернштейн, С. Г. Геллерштейн, Н. М. Добротворский, Н. В. Зимкин, Н. А. Эппле и др. ученые развивали идеи эргономического содержания и одними из первых в мировой практике выполнили прикладные работы в этой области.
Второе рождение Э. в России произошло в нач. 1960-х гг. В эти годы в промышленно развитых и многих развивающихся странах стали образовываться национальные эргономические ассоциации или общества, а в 1961 г. была создана Межд. эргономическая ассоциация, издающая в Англии журнал «Эргономика» и др. См. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕК—КОМПЬЮТЕР, Когнитивная эргономика, Надежность системы «человек—машина», Человеко-системный интерфейс, Человеко-центрированный подход, Эргономика участия. (В. М. Мунипов.)

Социологический словарь:

ЭРГОНОМИКА (от греч. ergon — работа и nomos — закон) — англ. ergonomics; нем. Ergonomik. Комплексное изучение функциональных возможностей индивида (или группы людей) в конкретных условиях деятельности, связанной с использованием технических средств, в целях оптимизации предметного содержания и условий деятельности.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru