Определение слова «Иеремия Соловьев»

Большая биографическая энциклопедия:

(Иродион Иванович) — епископ нижегородский и арзамасский, сын причетника, род. 10 апреля 1799 г. в с. Георгиевском Ливенского уезда Орловской губернии, умер 7 декабря 1884 г. В 1810 г. он поступил в четвертый класс Севской семинарии, а по окончании курса в 1819 г. определен учителем греческого языка и инспектором в севское духовное училище; в 1822 г. он вступил в число послушников брянского Печерского монастыря, где был чернорабочим, истопником, скотником и пономарем. В 1824 г., по предложению семинарского его товарища, Иннокентия Борисова (впоследствии архиепископ), послушник Иродион Соловьев был вызван Комиссиею духовных училищ в число студентов С.-Петербургской духовной академии, где и постригся 21 ноября 1823 года в монашество. В Академии Иеремия обучался только три года и, мечтая удалиться в монастырское уединение, просил академическое начальство не удостаивать его никакой ученой степени. 14 августа 1827 г. он был рукоположен в иеромонаха и вскоре был назначен законоучителем 2-го кадетского корпуса. В 1828 г. он был причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры и в 1829 г. назначен бакалавром Петербургской духовной академии по богословскому классу, а 4 сентября 1830 г. перемещен на должность инспектора в Киевскую академию и 5 октября посвящен в сан архимандрита. С 1832 г. по 1840 г. он неоднократно ревизовал разные семинарии; в 1834 г. сделан ректором Киевской духовной семинарии, членом консистории и настоятелем Киево-Выдубецкого монастыря. В 1837 г. обозревал монастыри киевской епархии и состоял председательствующим членом комитета по устроению Киево-Софийского духовного училища; 10 октября 1839 года был назначен ректором Киевской духовной академии и настоятелем Киево-Братского училищного монастыря; 6 апреля 1841 г. хиротонисан во епископа чигиринского, викария Киевской митрополии. 1 января 1843 г. перемещен на кавказскую и черноморскую епископскую кафедру, в конце 1849 г. переведен в Полтаву, а через год в Нижний-Новгород; с этой кафедры 17 июня 1857 г. удалился на покой в нижегородский Печерский монастырь, где и скончался. Преосвященный Иеремия всю свою жизнь был настоящим подвижником, строгим постником, отличался самоотверженною любовию к ближним, всегда готов был придти на помощь всем, кто только искал его помощи и, по своей живой впечатлительности, сильно скорбел и волновался, встречая всякую неправду и несправедливость. Много полезного сделал он для новоучрежденной кавказской епархии, устроил и освятил до 12 церквей и Иоанно-Мариинский женский монастырь, открыл Кавказскую семинарию, причем внес 8500 рублей на стипендии в ней; но отделение в 1845 г. около 100 станичных церквей от кавказской епархии в ведение главного обер-священника, несправедливые жалобы раскольников на притеснения от преосвященного, поддержанные военными властями, возмутили. преосвященного до глубины души и он по прошению был переведен в Полтаву. Однако, предубежденный против порядков полтавского епархиального управления и увидев в Полтаве жизнь, слишком неподходящую к его характеру, привычкам и к его собственному образу жизни, Иеремия не долго оставался и в Полтаве и перешел в Нижний-Новгород; но и здесь его возмущали порядки в ярмарочном соборе, в котором гражданская власть была сильнее епархиальной. Постоянная борьба и волнения утомили преосвященного и после многократных просьб об отставке он был уволен на покой и жил сначала в нижегородском Печерском монастыре, где тайно принял в 1860 г. схиму с именем Иоанна, а затем в городецком Феодоровском монастыре балахнинского уезда и наконец — в нижегородском Благовещенском монастыре, где и погребен. 27 лет жизни на покое преосвященный Иеремия провел в посте, молитве и благотворительности. После него осталось много записок и сочинений, но все они в рукописях хранятся в нижегородском Благовещенском монастыре, в Кавказской, Нижегородской и Орловской семинариях, в кавказском Иоанно-Мариинском монастыре, в Полтаве при архиерейском доме и у родственников преосвященного. Изданы только "Сокровищница сельских духовных уроков" — в извлечении, некоторые проповеди и "Воспоминания преосвященного Иеремии о высокопреосвященном Иннокентии, архиепископе херсонском" в 1886 г. в Нижнем-Новгороде протоиереем И. Виноградовым и "Поучения, говоренные к нижегородской пастве", с присовокуплением келейных его записок за 1851—1853 гг. — священником Д. Покровским в Нижнем-Новгороде в 1890 г.
"Исторический Вестник", 1889 г., № 9, ст. Титова; прот. И. Виноградов, "Преосв. Иеремия, епископ нижегородский"; "Церковн. Вестн.", 1884 г., № 50; Мухин, "Киево-Братский училищный монастырь".
Здр.
{Половцов}

Иеремия Соловьев
— архиепископ нижегородский (1799—1884), учился в СПб. духовной академии, был инспектором Киевской академии, ректором Киевской семинарии и академии, епископом чигиринским, викарием киевским, епископом кавказским и черноморским; в 1849 г. перемещен в Полтаву, в 1851 г. в Нижний Новгород. После столкновений с гражданскою властью Нижнего Новгорода из-за ярмарочного собора, который, со всеми его доходами, последняя изъяла было из ведения епархиального ведомства, И. в 1857 г. оставил кафедру и в 1860 г. тайно постригся в схиму. Человек не от мира сего, И. везде плохо ладил с окружавшими его людьми и встречал неудачи в самых лучших своих намерениях. Во всех местах своего служения он отличался заботливостью об устройстве духовно-учебных заведений и о бедных духовного звания, а также самою щедрою благотворительностью. В Кавказской семинарии, в архиерейском доме в Полтаве, в Орловской семинарии, в Нижегор. Благовещенском соборе хранится много его проповедей и духовно-нравоучительных сочинений, которых он не хотел печатать.
Ср. прот. Виноградов, брошюра (1885 г.); А. А. Титов — статьи в "Чтениях М. О. Ист. и Др." (1887, книга III); "Историч. Вестник" (1887 г., т. ХХVI).
Н. Б.
Уже после смерти И. были напечатаны письма к И. митроп. моск. Филарета ("Душепол. Чтение", 1886, кн. 1) и отрывок из его записок: "Пребывание армянского католикоса Нарзеса в Ставрополе, в 1845 г." ("Кавк. Епарх. Ведом.", 1885, 18). Письма И. к архиеп. Иннокентию вошли в "Материалы для биографии Иннокентия" Н. Барсова (СПб., 1888). См. также "Преосвященнейший И." (Нижний Новгород, 1886).
{Брокгауз}

Иеремия Соловьев
(Иродион Иван.), духовн. писатель, р. 10 апр. 1799 в с. Георгиевском, Орл. губ., с. причетника, еписк. нижегор. и арзамасск., † 7 дек. 1884.
{Венгеров}

Иеремия Соловьев
(Иродион Иванович; в схиме Иоанн) — епископ Нижегородский и Арзамасский.
Родился 10 апреля 1799 года в семье пономаря села Георгиевского Ливенского уезда Орловской губернии.
С 1810 года обучался в Орловской (Севской) духовной семинарии.
25 сентября 1819 года окончил курс семинарии.
10 сентября 1820 года определен учителем греческого языка и инспектором в Севское духовное училище.
С вступлением на самостоятельный жизненный путь перед будущим епископом встал вопрос — по какому руслу направить свою жизнь. В тайниках души его началась страшная борьба мыслей, чувств и намерений.
С одной стороны, он чувствовал в душе своей пламенное стремление к монастырскому уединению, с другой — его смущали те перспективы, которые рисовала светская жизнь.
Чувствуя такую нерешительность, он пламенно молился Господу. Плодом этой молитвы было то, что он охладел ко всему мирскому и даже несколько раз помышлял тайно удалиться от мира. Но затем решил посоветоваться с более опытными людьми и обратился к некоему старцу Геннадию, известному своей назидательностью. Старец Геннадий благословил юношу и вручил ему свой посох с тем, чтобы последний, не заходя в дом свой, отправлялся в брянские леса. Но Иродион преслушал внушение старческое. Однако постоянная тоска и борьба мыслей не давали ему покоя. И через три года (в 1822 году) он, преодолев все искушения, встретившиеся на его пути, вступил в Брянский Печерский монастырь, где выполнял разные монастырские послушания. Вскоре старцем монастыря Смарагдом он был представлен кандидатом для продолжения образования в Московскую духовную академию, но затем по просьбе его друга Иннокентия Борисова (впоследствии архиепископа Херсонского; 11857) произошло изменение. 10 сентября 1824 года он был вызван в число студентов Санкт-Петербургской духовной академии, где 25 ноября пострижен в монашество, а 25 декабря того же года рукоположен во иеродиакона.
14 августа 1827 года по окончании академии рукоположен во иеромонаха и назначен законоучителем 2-го кадетского корпуса.
В 1828 году причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры.
7 сентября 1829 года назначен бакалавром Санкт-Петербургской духовной академии.
2 сентября 1830 года перемещен инспектором Киевской духовной академии и 5 октября того же года возведен в сан архимандрита.
С 30 января 1831 года — экстраординарный профессор богословия.
6 июня 1834 года утвержден ректором Киевской духовной семинарии и членом духовной консистории, а 21 августа назначен настоятелем Киевского Выдубицкого монастыря.
В 1837 году обозревал монастыри Киевской епархии и назначен председателем Комитета по устроению Киево-Софийского духовного училища.
С 6 ноября 1839 года — ректор Киевской духовной академии и настоятель Киево-Братского училищного монастыря.
6 апреля 1841 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии.
2 января 1843 года переведен епископом Кавказским и Черноморским.
С 20 ноября 1849 года — епископ Полтавский и Переяславский.
19 декабря 1850 года перемещен на кафедру Нижегородскую.
17 июня 1857 года уволен на покой в Нижегородский Печерский монастырь.
В 1860 году тайно принял схиму с именем Иоанн.
15 февраля 1864 года назначен настоятелем Нового монастыря на Алтае и начальником Алтайской духовной миссии, но к месту назначения по старости не поехал.
Скончался 6 декабря 1884 года. Погребен в Благовещенском Нижегородском монастыре.
Преосвященный Иеремия как архипастырь трудился сравнительно недолго, но зарекомендовал себя великим и теплым молитвенником за свою паству, горячим поборником и поклонником церковного благочиния и благолепия.
Он зорко следил за духовно-нравственным состоянием своей паствы. Это был архипастырь строгий и справедливый.
Много полезного сделал он для новоучрежденной Кавказской епархии, где устроил и освятил до 12 церквей и Иоанно-Мариинский женский монастырь. Им же была открыта Кавказская духовная семинария. Преосвященный внес 8500 рублей собственных средств на выплату стипендий семинаристам.
Однако занимаясь внимательно и плодотворно епархиальными делами, уделяя время широкой благотворительности, преосвященный оставался сокровенным от мира подвижником, строгим аскетом. Он никогда не забывал, что он монах, и строго хранил монашеские обеты.
Преосвященный очень любил и почитал святителя Тихона Задонского и стремился подражать ему в своей жизни.
Ближайшим духовным другом и соратником преосвященного Иеремии был архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов). С детства они делили друг с другом радость и горе, поверяли друг другу мысли и чувства, обращались друг к другу за советом и оба единодушно и совокупно любили прибегать к горячей молитве.
Преосвященный Иннокентий высоко ценил критический ум, зрелость суждений и благочестивые чувства своего друга. Все свои сочинения он давал ему на предварительную оценку, а владыка Иеремия благоговел перед высоким талантом друга и считал за счастье быть ему полезным. Они совместно совершали подвиг крестоношения.
Отличаясь склонностью к уединенной иноческой жизни, преосвященный Иеремия с первых же дней архипастырского служения стал просить увольнения на покой. Его желание исполнилось. На покое он прожил 27 лет, удивляя всех своим необычайным смирением, строгим постничеством, постоянной молитвой и всесторонней благотворительностью.
За свою богоугодную жизнь святитель Иеремия был наделен даром прозорливости. "Пора домой", — были его последние слова, и он тихо почил от трудов своих.
После него остались автобиографические записки и ряд благоговейных размышлений, представляющих собой замечательный образец аскетической литературы и отличающихся глубокой назидательностью.
Труды:
Сокровища сельских духовных уроков (в извлечении).
Воспоминания преосвященного Иеремии о высокопреосвященном Иннокентии, архиепископе Херсонском // Виноградов И. 3., протоиерей. Преосвященнейший Иеремия, епископ Нижегородский, и воспоминания его о преосвященнейшем Иннокентии, архиепископе Херсонском и Таврическом. — Нижний Новгород, 1886. Поучения, говоренные к нижегородской пастве с присовокуплением келейных его записок за 1851—1853 гг. (священник Покровский Д.). — Нижний Новгород, 1890. Святый Иоанн Креститель, изъяснительные письма // Прибавления к "Церковным ведомостям". — 1890, № 33, с. 1077—1082. Иноческие письма // Душеполезный собеседник. — 1889, с. 309—312; публиковались в этом журнале за годы: 1894—1900,1910—1914.
Литература:
Виноградов И. 3., протоиерей. Преосвященнейший Иеремия, епископ Нижегородский и воспоминания его о преосвященнейшем Иннокентии, архиепископе Херсонском и Таврическом. — Нижний Новгород, 1886. Андросов. Иеремия (Соловьев) как благотворитель Нижегородской семинарии. — Нижний Новгород, 1900.
Савва (Тихомиров), архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. — Сергиев Посад, 1897—1911, т. 4, с. 631; т. 5, с. 492, 493, 813, 857, 863. Адриан, иеромонах. Жизнеописание иеромонаха Николая, духовника Киево-Печерской Успенской лавры. — Киев, 1900, с. 10. Воскресенский А. Многоскорбный ученик преподобного Серафима, игумена Павло-Обнорского монастыря, Иоасаф в схиме Серафим. — Вологда, 1914, с. 79. Мухин Н. Ф., профессор. Киево-Братский училищный монастырь. — Киев, 1893. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814—1869 гг. — СПб., 1907, с. 179—181.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 300, 544, 782. Ефремов Л. В., протоиерей. Блаженной памяти отец Иоанн Борисов, священник Преображенской церкви в городе Ельце. — М., 1870, с. 24, 25.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 17, 29, 58, 77.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1403, 1406,1409,1413.
Евтропов К. Н. Об епископе Нижегородском Иеремии (Соловьеве). // Записки Иеремии. — Томск, 1901.
Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 300. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 10—11, 20, 25, 608, 612, 928,1025. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 300. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814—1914 г. — М., 1914, с. 545.
Щегольков Н. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. — Арзамас, 1911, с. 70, 87, 217, 242, 246. Киево-Златоверхо-Михайловский монастырь. Исторический очерк от основания его до настоящего времени. — Киев, 1889, с. 136. Духовный дневник епископа Арсения (Жадановского). — М., 1918, с. 608—609. Нижегородские епархиальные ведомости. — 1885, № 24.
—1902, №10.
Церковный вестник. — 1884, № 50. Исторический вестник. — 1884, ноябрь, с. 312; декабрь, с. 548.
— 1888, ноябрь, с. 12.
— 1889, № 9 (статья Титова).
— 1890, ноябрь, с. 502.
Русский инок. — 1915, № 12—13, с. 735—742. Русский паломник. — 1904, № 31, с. 538—540. Православный собеседник. — Казань, 1898, январь, с. 49.
Церковный вестник. — 1901, март, с. 310. Самарские епархиальные ведомости. — 1874, № 9, с. 198.
Душеполезное чтение. — 1895, март, с. 575, 576.
— 1897, октябрь, с. 267—271; ноябрь, с. 466—470.
— 1899, январь, с. 518.
Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. — М., 1903—1912, т. 3. — С 207; т. 4, с. 90—91; т. 10, с. 311; т. 12, с. 151—160. Журнал Московской Патриархии. — 1945, № 12, с. 42, 43.
— 1957, № 1, с. 24.
Переписка архиепископа Нила с епископом Иеремией о месте кончины Арсения Мацеевича // Русский архив. — 1901, кн. 1, с. 41—44. Русский архив. — 1903, кн. 2, № 6, с. 281. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 6, с. 311, т. 7, с. 641; т. 10, с. 619.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 1042; т. 2, с. 1634, 1839.
Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 8, с. 164—165.

Иеремия Соловьев
(до пострижения Иродион) — р. 10 апр. 1799 г.; архиепископ Нижегородский и Арзамасский, хирот. 6 апр. 1841 г.; увол. на покой 17 июня 1857 г.; † 7 дек. 1884 г. 83 лет от роду.
{Половцов}

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Архиеп. нижегородский (1799—1884), учился в СПб. духовной акад., был инспектором Киевской академии, ректором Киевской семинарии и академии, епископом чигиринским, викарием киевским, епископом кавказским и черноморским; в 1849 г. перемещен в Полтаву, в 1851 г. в Нижний Новгород. После столкновений с гражданскою властью Нижнего Новгорода из-за ярмарочного собора, который, со всеми его доходами, последняя изъяла было из ведения епархиального ведомства, И. в 1857 г. оставил кафедру и в 1860 г. тайно постригся в схиму. Человек не от мира сего, И. везде плохо ладил с окружавшими его людьми и встречал неудачи в самых лучших своих намерениях. Во всех местах своего служения он отличался заботливостью об устройстве духовно-учебных заведений и о бедных духовного звания, а также самою щедрою благотворительностью. В Кавказской семинарии, в архиерейском доме в Полтаве, в Орловской семинарии, в Нижегор. Благовещенском соборе хранится много его проповедей и духовно-нравоучительных сочинений, которых он не хотел печатать.
Ср. прот. Виноградов, брошюра (1885 г.); А. А. Титов — статьи в "Чтениях М. О. Ист. и Др." (1887, книга III); "Историч. Вестник" (1887 г., т. XXVI).
Н. Б.
Уже после смерти И. были напечатаны письма к И. митроп. моск. Филарета ("Душепол. Чтение", 1886, кн. 1) и отрывок из его записок: "Пребывание армянского католикоса Нарзеса в Ставрополе, в 1845 г." ("Кавк. Епарх. Ведом.", 1885, 18). Письма И. к архиеп. Иннокентию вошли в "Материалы для биографии Иннокентия" Н. Барсова (СПб., 1888). См. также "Преосвященнейший И." (Нижний Новгород, 1886).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru