Определение слова «ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ»

Большой энциклопедический словарь:

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (Erasmus Roterodamus) — Дезидерий (Desiderius) (1467-1536) — гуманист эпохи Возрождения (глава "северных гуманистов") — филолог, писатель. Родом из Роттердама. Автор "Похвалы Глупости" — сатиры, высмеивавшей нравы и пороки современного ему общества. Сыграл большую роль в подготовке Реформации, но не принял ее. Враг религиозного фанатизма.

Большая биографическая энциклопедия:

Эразм Роттердамский
Дезидерий (Erasmus Roterodamus, Desiderius) (настоящие имя и фамилия Герхард Герхардс; Gerchard Gerchards) (1469—1536), гуманист эпохи Возрождения (глава «северных гуманистов»), филолог, писатель, богослов. Родом из Роттердама. Писал на латинском языке. Автор «Похвалы Глупости» (1509; 40 переизданий при жизни; посвящена Т. Мору, другу Эразма Роттердамского) — философской сатиры, пародийно-ироническую стилистику которой определяет двусторонность противоположных суждений («всеобщий парадокс бытия»). Издал греческий оригинал Нового Завета (1517, с комментариями) и собственный латинский перевод (в издании 1519). Нравственные поучения, притчи, диалоги («Домашние беседы», другой перевод — «Разговоры запросто», 1519—35), трактаты («О свободе воли», 1524; против М. Лютера). Письма. Сыграл большую роль в подготовке Реформации, но не принял её. Выступал против религиозного фанатизма и богословского догматизма.

Советская историческая энциклопедия:

Дезидерий (Erasmus Roterodamus, Desiderius) (28.X.1466 или 1469 — 12.VII.1536), — ученый-гуманист, виднейший представитель северного Возрождения. Род. в Роттердаме (Голландия) в бюргерской среде. Рано осиротев, вынужден был (ок. сер. 80-х гг.) вступить в монастырь. В 1495 поступил на теологич. ф-т Парижского ун-та, к-рый окончил в 1499. В последующие годы занял ведущее положение в европ. науч. мире как выдающийся филолог, писатель, мыслитель. Деятельность Э. Р. проходила во мн. европ. странах: в Англии (где он сблизился с кружком т. н. оксфордских реформаторов — Дж. Колетом, Т. Мором и др.), в нидерл., герм., итал. и швейц. городах (долго жил в Базеле, где был близок с типографом-гуманистом И. Фробеном, гл. издателем соч. Э. Р.; в этом городе он и умер).
=====
В науч. и лит. деятельности Э. Р. видное место заняло восстановление подлинных текстов и точные переводы Нового завета (им осуществлено в 1517 первопечатное издание греч. оригинала и лат. перевод) и ряда книг "отцов церкви" (в 20-30-е годы). Обработка Э. Р. этих текстов и его комментарии приобрели впоследствии важное значение для науч. критики Библии. Составленный Э. Р. сб-к изречений и поговорок древних писателей ("Adagia", 1500) с его комментариями сыграл большую роль в распространении гуманистич. идей.
=====
Осн. положения гуманистич. учения Э. Р. намечены уже в его ранних произведениях — "О презрении мира" (De contemptu mundi), "Книга антиварваров" (Antibarbarorum Liber, 1520), "Руководство христианского воина" (Enchiridion militis christiani, 1501), в к-рых он стремился обосновать свое (этическое) понимание христианства. Считая, что тайные пути и мистич. цели христ. религии недоступны человеческому уму и составляют предмет веры, Э. Р. вместе с тем рассматривал христианство как высший этап этич. развития человечества, подготовленный предшествовавшим ему этапом античной культуры и науки и выявивший высокое значение человечности и человеческого достоинства в общем процессе нравств. совершенствования. Предпосылками и необходимыми условиями следования этич. основам человечности он считал владение собственным характером и целеустремленной волей, при к-рых человек во всех сферах личной и обществ. жизни руководствуется не природными стимулами и влечениями, а нравств. принципами. Среди называемых Э. Р. принципов человечности — и принципы, касающиеся нравств. основ социальных отношений. Он подчеркивает моральный вред института частной собственности, резких социальных контрастов и бедности. В трактате о гос-ве и гос. управлении "Воспитание христианского государя" (Institutio principis christiani, 1516) в яркой форме выражена политич. этика Э. Р. Общность интересов, лежащая в основе политики, должна пониматься не как комбинация частных интересов, а как выражение того, что выше всех частностей, — как принципы самой человечности. Гос-во определяется Э. Р. как сложный организм, состоящий из разных членов, над к-рыми превалирует идея целого. Из единства целого и его частей он выводит принципы внутр. и внеш. политики гос-ва, направленные на преодоление разумом внутр. противоречий и конфликтов, на устранение феод. войн и создание системы мирного и справедливого решения междунар. споров (трактат "Querella pacis", 1518, в рус. пер. — "Жалоба мира", в кн.: "Трактаты о вечном мире", М., 1963).
=====
Из многочисл. произведений Э. Р. наибольшей известностью пользовались сатиры "Похвала Глупости" (1509, рус. пер., М., 1960) и "Разговоры запросто" (1519, рус. пер., М., 1969), в к-рых вскрывались и высмеивались пороки совр. ему общества. Во всех областях политич., культ. и церк. жизни он выявлял пошлость, формализм, догматизм и прежде всего отсутствие всякого разумного начала — "глупость". Наиболее резким насмешкам подвергаются богословы и представители схоластич. "науки". Однако при всем радикализме своей сатиры и старании внести в этич. понимание христианства рационалистич. элемент Э. Р. не посягал в принципе на основы не только религ. мировоззрения, но и церк. организации. Своим учением Э. Р. в значит. степени содействовал распространению реформац. идеологии, но сам он выступил решит. противником Реформации. В полемике с М. Лютером защищал свободу воли (трактат "О свободе воли" — "De libero arbitrio", Baseleae, 1524).
=====
Остро критикуя обрядовую сторону католич. церкви, разоблачая мн. стороны феод. быта и идеологии, Э. Р. по существу отстаивал основы зарождавшихся бурж. отношений. Но значение его гуманистич. учения было значительно шире. Гуманистич. идеи Э. Р., выступавшего против теологич. фатализма, подчеркивавшего роль человека, его разума и целенаправленной воли в процессе движения к высшему нравств. совершенству, оказали немалое влияние на идеологию Реформации, в т. ч. тех радикальных и революционных течений, к-рые выходили за рамки бурж. направлений Реформации.
=====
Соч.: Opera omnia..., t. 1-10, Lugduni Batavorum, 1703-1706 (нов. изд. — t. 1-4, Amst., 1971-73); Opus epistolarum... denuo recognitum... per P. S. Allen, t. 1-12, Oxonii, 1906-58.
=====
Лит.: Маркиш С. П., Знакомство с Эразмом из Роттердама, М., 1971; Смирин M. M., Идея свободы воли в ранних произв. Э. Р., в кн.: Средние века, в. 37, М., 1973; его же, О политич. концепции Э. Р., в сб.: Ежегодник герм. истории 1972, М., 1973; Mestwerdt P., Die Anfnge der Erasmus, Lpz., 1917; Huizinga J., Erasmus, 5 ed., Haarlem, 1958; Smith P., Erasmus, N.- Y., 1962; Kohls E. W., Die Theologie des Erasmus, Bd 1-2, Basel, 1966; Tracy J., Erasmus — the growth of a mind, Gen., 1972.
=====
M. M. Смирин. Москва.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Эразм Роттердамский

Новейший философский словарь:

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ, Дезидерий (действительное имя Герхард Герхардс) (1469-1536) — выдающийся писатель-гуманист позднего Возрождения, ученый, богослов, знаток античной культуры. Родился в Роттердаме в семье бюргера. Рано лишившись родителей, провел юность в монастыре. Его исключительную одаренность заметили знатные покровители, благодаря которым он получил прекрасное образование. По происхождению голландец, жил во Франции, Англии, Италии, Германии, Швейцарии и считал себя принадлежащим ко всему «христианскому миру» в целом. Автор многочисленных произведений. Писал на латыни. Осуществил первопечатное издание греческого оригинала Нового Завета с подробным комментарием (1517) и сделал собственный его латинский перевод (1519), в котором были устранены ошибки Вульгаты — перевода Библии на латинский язык, выполненного Иеронимом в 384-405. Э.Р. разработал систему нового богословия (»Метод истинного богословия», 1519), назвав его «философией Христа». Обходя собственно богословские проблемы, которые считал несущественными для жизни человека, Э.Р. сосредоточил свое внимание на выполнении людьми нравственных библейских предписаний. Резко осуждал обмирщение церкви, культ реликвий. Нетерпим был к фанатизму и самоунижению человека перед Богом. В трактате «О свободе воли» (1524) осудил Лютера, которого вначале поддерживал, за его догмат о несвободе воли, назвав последний бесчеловечным. Э.Р. рассматривал возрождение античных наук и искусств как необходимую потребность для «истинного» христианства. Самым известным из трудов Э.Р. до сих пор остается «Похвала глупости» (1509), в котором он остроумно и едко высмеивал общественные пороки своего времени, лицемерие, невежество, критиковал христианское вероучение и схоластику, таинство причащения и целибат духовенства, отрицал троичность божества, выступил против фанатизма и насилия, национальной ограниченности и религиозной розни. Э.Р. оказал большое влияние на гуманистическую традицию во всей Европе.

Новая философская энциклопедия:

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (Erasmus Roterodamus) Дезидерий, псевдоним Герхарда Герхардса (28 октября 1469, Роттердам – 12 июля 1536, Базель) – ученый-гуманист, богослов и писатель. Учился в школе при соборной церкви св. Лебуина в Девентере (1478–85) и на богословском факультете Парижского университета (1492–99). Доктор теологии с 1506. Еще в школе столкнулся с идеологиями, оказавшими решающее влияние на его жизнь и мировоззрение: гуманизмом и «новым благочестием» – учением общины «Братьев общей жизни», которое было ориентировано не на внешнюю, формальную религиозность, а на строгую нравственность и внутреннее благочестие.
Важной сферой деятельности Эразма было издание греко-латинской классики и творений отцов Церкви. Ренессанс в его понимании означал возрождение не только античной науки и литературы, но и идей и идеалов первоначального христианства. Поэтому его гуманизм нужно характеризовать как «христианский». С этих позиций Эразм указывал на отступления католической церкви от Евангелия, обличал эгоизм, корыстолюбие и невежество священников и монахов и высмеивал темное схоластическое богословие. Свою концепцию гуманистического богословия он изложил в трактате «Оружие христианского воина» (Enchiridion militis Christiani, 1502, рус. пер. 1986). Эразм написал множество богословских сочинений, но самый значительный его труд – это издание исправленного греческого текста Нового Завета с переводом на латинский язык и обстоятельными комментариями (1519). Посредством сопоставления различных рукописей и применения методов филологической и исторической критики Эразм стремился получить точный текст, а в комментариях он дал рациональное толкование тех мест, которые были затемнены предыдущими истолкователями. Тем самым было положено начало научной критике текста Священного Писания.
Эразм поначалу с сочувствием отнесся к реформационным начинаниям Лютера [ЛЮТЕР], предостерегая вместе с тем противные стороны от крайностей и взаимной нетерпимости. Сторонник мирной реформы, он не хотел раскола единой христианской Церкви как оплота и гаранта единого «христианского всесветного мира». Позже агрессивность и фанатизм лютеран, их враждебность к науке и просвещению отвратили Эразма от реформаторов. В трактатах «Диатриба, или Рассуждение о свободе воли» (De libero arbitrio, 1524, рус. пер. 1986) и «Гипераспистес» (1526–27, рус. пер. в извлечениях 1986) он вступил с Лютером в полемику. Последний рассуждал в духе Августина [АВГУСТИН]: человек ничтожен и слеп, он не способен отличить истину от лжи, добро от зла; человек не свободен в своей воле, он должен лишь слепо верить и смиренно молить Творца о милости и благодати («О рабстве воли»). По мнению же Эразма, первородный грех, нарушивший первоначальную гармонию души и тела, не стал роковым проклятием для человеческого рода; он проявляется лишь в индивидуальном греховном деянии каждого человека, а поэтому каждый может и должен противостоять злу и власти греха. Евангельский закон – это призыв, обращенный Богом к человеку, и всякий волен на него откликнуться или нет; дар Святого Духа не исключает человеческих усилий, но укрепляет их.
Самой известной книгой Эразма является «Похвала Глупости» (1511, рус. пер. 1840, 1960), ироническое сочинение, содержащее парадоксальное доказательство того, что в человеческой жизни все в конечном счете подчинено прихоти глупости, и вместе с тем едкая сатира почти на все сословия и институты феодальной Европы. Выполненная в форме монолога, произносимого Глупостью, распевающей самой себе дифирамбы, хвастающей благодеяниями, коими она одаривает род человеческий, и всюду указывающей на своих приверженцев, эта книга, вобрав в себя то, о чем упоминалось мимоходом или говорилось подробно во многих других произведениях Эразма, передает все его мироощущение, его воззрения на основные вопросы человеческого бытия.
Реформация разметала европейских гуманистов: одни приняли участие в строительстве новой протестантской церкви, другие оказались в католическом лагере. Но Эразм остался верен себе. Вступив в спор с Лютером, он не отказался от своего критического отношения к официальной Церкви. С наступлением Контрреформации его сочинения сочли настолько опасными, что в 1559 решением Тридентского собора они были включены в «Индекс запрещенных книг».
Сочинения:
1. Desiderii Erasmi Roterodami Opera omnia, vol. 1–10. Lugduni Batavorum, 1703–06;
2. Opus epistolarum Desiderii Erasmi Roterodami, vol. 1–12. Oxonii, 1906–58;
3. в рус. пер.: Похвала Глупости. M., 1960;
4. Разговоры запросто. М., 1969;
5. Философские произведения. М., 1986.
Литература:
1. Маркиш С. Знакомство с Эразмом из Роттердама. М., 1971;
2. Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М., 1978;
3. Эразм Роттердамский и его время. М., 1989;
4. Huizinga J. Erasmus. Haarlem, 1958;
5. Kohls E.W. Die Theologie des Erasmus, Bd. 1–2. Basel, 1966;
6. Oelrich К.Н. Der spte Erasmus und die Reformation. Mnster, 1961;
7. Phillips .. Erasmus and the Northern Renaissance. L., 1949;
8. Smith P. Erasmus. A study on his life, ideas and place in history. N. Y., 1962.
А.Л.Субботин

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru