Определение слова «Энгель-Крон, Сергей Михайлович»

Большая биографическая энциклопедия:

(наст. фам. Крон; сцен. псевд. Акимов) [17(29). 1. 1867 (в нек-рых источ. 1869), Москва — 15. 1. 1930, Днепропетровск] — арт. оперы (бас), режиссер, антрепренер, педагог и муз-общ. деятель. БратМ. Энгель-Крона. Муж А. Гориной. Род. в театр, семье (отецконтрабасист, мать — драм. актриса). После смерти родителей воспитывался в доме бабушки арт. моcк. Малого т-ра. С. Акимовой. Пению обучался в Моск. муз.-драм. уч-ще (кл. С. Бижеича, затем Ю. Махиной; сцен. подготовку прошел под рук. А. Барцала и Р. Василевского), по окончании к-рого в 1895 совершенствовался в вокальном искусстве у проф. Ранвери и Е. Ряднова. В 1896—1906 выступал в Казани и Саратове (дебютировал под фам. своей бабушки в партии Феррандо — "Трубадур"). Гастролировал в Вильно (1897), Петербурге (1898, антр. М. Максакова; 1907, т-р "Олимпия"), Москве (т-р "Эрмитаж", антр. М. Бородая, 1901; т-р "Аквариум", 1903), Киеве (1901— 02, 1905— 11), Одессе (1902), Харькове (1908—10), Тифлисе, Екатеринославе (с 1913), Екатеринодаре, Херсоне. Исп. гл. обр. комич. и характерные партии, в к-рых особенно проявилось актер. дарование певца.
1-й исп. партий: в Казани — Пимена ("Борис Годунов"; ред. и инструментовка Н. Римского-Корсакова): на рус. сцене — Лорана ("Маскотта"). Лучшие партии: Фарлаф, Дон Бартоло ("Севильский цирюльник"), Джакомо, Ван Бетт, Кецал. Др. партии: Сусанин ("Жизнь за царя" M Глинки), Кончак, Скула, Жемчужный, Гремин, Орлик ("Мазепа" П. Чайковского), Гудал ("Демон" А. Рубинштейна), Бермята ("Снегурочка"), Варяжский гость, Собакин, Иоаким, Антиох; Дон Педро, Инквизитор, Лотарио, Рамфис, Сен-Бри, Цунига, Спарафучиле. Партнеры: А. Брайнин, Е. Ковелькова. А. Круглов, В. Островидов-Тассин, П. Полуянов. Е. Терьян-Корганова, Ф. Шаляпин, Н. Эйхенвальд-Донская. Пел п/у Э. Купера, А. Маргуляна, И. Палицына, А. Эйхенвальда.
В 1910—13 совместно с братом организовал оперное товарищество в Харькове, затем жил в Екатеринославе, где с 1914 возглавил драм. труппу гор, т-ра, позднее был его директором и с 1919 — режиссером.
С 1901 вел оперный кл. в Киев. муз. уч-ше, с 1913 (в нек-рых источ. 1016) преподавал в Екатеринослав. муз. уч-ще (с 1920 в конс.). В 1921—28 создал Днепропетровске рабочую оперу (рук. ею) и симф. оркестр в Клубе железнодорожников.
Лит.: Диноэль. Новые для Москвы артисты // Рус. слово. 1903. 4 и 6 июня; З. И. С. С. М. Акимов (Энгель-Крон) Театр. газета. 1917. 29 янв.; Новополянин Г. Юбилей С. М. Акимова Рампа и жизнь. 1917. № 5; К 30-летнему юбилею артистической и педагогической деятельности С. М. Акимова // Звезда (Днепропетровск). 1928. 7 июня. № 130; Празднование 30-летнего юбилея С. М. Акимова// Там же. 9 июня. № 132; Михайлова Т. Виховання співаків у Київській консерваторії — Киів, 1970. С 53—54.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru