Определение слова «Эмпедокл»

Большая биографическая энциклопедия:

Эмпедокл
из Агригента (около 490 — около 430 до н. э.), древнегреческий философ, поэт, врач, оратор и государственный деятель (вождь демократической партии, аристократ по рождению). Автор высокохудожественных поэм, написанных гекзаметром: «О природе» и «Очищения». В натурфилософии Эмпедокла «корни» всего сущего — четыре вечных неизменных первовещества (земля, вода, воздух, огонь), а движущие силы — любовь (сила притяжения) и вражда (сила отталкивания), под действием которых космос то соединяется в единый бескачественный шар, то распадается. По Эмпедоклу, подобное познаётся подобным. Образ Эмпедокла получил отражение в мировой литературе (Ф. Гёльдерлин).

Энциклопедия литературных героев:

ЭМПЕДОКЛ (нем. Empedokles) — герой трагедии Ф.Гёльдерлина «Смерть Эмпедокла» (1797-1800). Образ Э. Гёльдерлин заимствовал из легенды Диогена Лаэртского, по которой исторически существовавший древнеэл-линский философ V в. до н.э. бросился в кратер Этны, чтобы «укрепить молву, будто он сделался богом». Э. в трагедии кончает с собой по иным мотивам, пережив мгновение триумфа, опасаясь, что такое мгновение, высшее в его жизни, больше ему не суждено будет пережить. Э. — один из первых романтических героев немецкой драматургии, бунтарь, мятежник, наделенный чертами сверхчеловека; предтеча таких романтических персонажей, как Прометей Шелли и Манфред Байрона.
Жители Агригента воздают Э. заслуженную хвалу — он действительно «кормчий царственный», практик и чародей, ученый и философ, умеющий укрощать ветер и излечивать людей, подлинный вождь, знающий себе цену. Но постепенно в отношениях Э. с людьми образуется трещина: герой вступает в конфликт с властями, со жрецом и архонтом. Э. счел себя избранником, равным богам, он чрезмерно уверовал в себя, в свою силу и могущество, стал почти презирать тех, кого благодетельствует, для кого возвышается. Итог самообожествления печален: Э. изгоняют из города. Когда неожиданно сограждане прощают Э., когда его вновь славят и готовы увенчать царской короной, дав ему истинную власть, герой решает уйти из жизни. Предсмертный монолог Э. — это утопическая картина грядущего гармоничного общества в духе античной демократии и Руссо. Гёльдерлин не закончил трагедию, оставив несколько редакций, но образ Э. в каждой из них неизменен. Сценической истории трагедия не имела — лишь в середине 70-х гг. сценическую версию предложил немецкий режиссер К.М.Грюбер, поставив спектакль «Эмпедокл, играем Гёльдерлина», где в роли эллинского философа выступил Бруно Ганц.
Лит.: Карельский А.В. Трагедия за сиеной. «Смерть Эмпедокла» Фридриха Гёльдерлина как первая манифестация трагического мироощущения романтизма
//Карельский А. Драма немецкого романтизма. М., 1992.
Г.В.Макарова

Новейший философский словарь:

ЭМПЕДОКЛ из Акраганта, Сицилия (490/487/482-430/ 424/423) — древнегреческий философ, врач, жрец и чудотворец, оратор и государственный деятель, почитался учениками как божество. По преданию, отказался от царской власти в пользу занятий философией. Согласно Аристотелю, создатель риторики. Основные сочинения: поэмы «Очищения» и «О природе»- сохранилась 1/10 стихов (порядка 350). Мировоззрение Э. отличалось явным дуализмом (мировоззрения поэм противоречат друг другу): профетическая религия спасения соседствовала с натурализмом, мистика метемпсихоза — с элементами научного рационализма, первобытная по сути демонология — с ориентацией на опыт. (Не случайно, что в литературно-философской историографии Э. именуют то «поэтичнейшим из философов», то «фило-софичнейшим и ученейшим поэтом»). Объяснения этому феномену выдвигались различные: от скачкообразной духовной эволюции Э. до его принципиального дуализма (наличие «водонепроницаемых перегородок» в его голове и, соответственно, в философском учении). По Гегелю, «Эмпедоклово понятие синтеза не потеряло значения до настоящего времени . Космогония Э. в целом носила натуралистический характер: оболочка космоса — затвердевший эфир, огненные звезды прикреплены к небесному своду в отличие от планет, свободно парящих в пространстве. Космослишь небольшой фрагмент Вселенной, остальное — необработанная материя. Разделяя мистическое миропонимание орфиков, Э. утверждал, что неизменные самотождественные элементы мира, «корни всех вещей» (огонь, воздух, земля, вода), вечно находясь в состоянии смешения, соединения и разделения, несотвори-мы и неуничтожимы. Элементы эти, произошедшие «от природы и случаем», по мысли Э., переходят из одного крайнего состояния абсолютного смешения и в противоположное — абсолютного разделения под воздействием активных нематериальных начал — «Любви» и «Вражды». (Кодировка главных понятий миропонимания Э. являлась чисто мифологической: огоньЗевс, земля — Гера и т.д.). Одной из фаз этого процесса у Э. выступает ступень зоогоническая. (У Э. идея морфологической соотнесенности вселенной и человека, макро- и микрокосма, как и у философии досократиков в целом, принципиальна и осознана). Живые существа, по Э., формируются путем отбора наиболее приспособленных к жизни комбинаций фрагментов их тел. Члены, неспособные соединиться в организм, превращаются в неудачно сочлененных «монстров», последние, в свою очередь, — в бисексуальные образования. Последней стадией этого процесса является формирование полноценных животных с половой дифференциацией. Не разделяя чувственное восприятие и интеллект, Э. утверждал, описывая наряду с физическими и физиологическими процессами, также и феномен ощущений у живых организмов, что от воспринимаемого объекта постоянно отделяются материальные «истечения», проникающие в «поры» органов чувств. Э. выступал сторонником учения о цепи перевоплощений души в телах растений, животных и людей как наказании за преступление меры (ср. с семантикой апей-ронизации у Анаксимандра). После очищения от скверны этот «круг рождений» завершается. В конце жизни уехал в Пелопоннес, где и умер (есть легенда, согласно которой Э. бросился в кратер Этны). В 20 веке к творчеству Э. обратились представители художественного модерна (во многом благодаря Кэрроллу), его трактовали как основоположника «не-евклидовского видения реальности», как протагониста художественной картины мира неклассического типа. По текстам Э. предпринимались попытки решения ряда вопросов исторического глоттогенеза теоретических дисциплин (было выяснено, что эпитеты Э. всегда оттеняют «какую-нибудь сущность или внутреннюю активность вещи»). Творчество Э. рассматривается в контексте мифопоэтических корней его языка; его словаря и спектра вербальных средств выразительности; логических и коммуникативно-дидактических характеристик. В настоящее время остаются открытыми проблема генезиса философии Э., равная проблеме исторического начала философии как таковой, а также теоретическая реконструкция его понимания рационального знания: субъект философии Э. не столько познает бытие как нечто внеположное себе, сколько узнает в нем однотипную с ним реальность.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru