Определение слова «эмоции»

Толковый словарь Ефремовой:

эмоции мн.
1. Реакции субъективного характера на воздействия внутренних и внешних раздражителей.
2. Душевные переживания; чувства.

Большой энциклопедический словарь:

ЭМОЦИИ (франц. emotion — волнение, от лат. emoveo — потрясаю, волную) — реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма. Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называются чувствами (интеллектуальными, эстетическими, нравственными).

Биологический энциклопедический словарь:

(франц. emotion, от лат. emoveo — потрясаю, волную), субъективные реакции животных и человека на воздействие внутр. и внеш. раздражителей, проявляющихся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Э. представляют собой активные состояния специализир. мозговых структур, побуждающие животных и человека «минимизировать» (ослабить, предотвратить) или «максимизировать» (усилить, повторить) эти состояния. Характер Э. определяется актуальной потребностью (П) и прогнозированием вероятности (возможности) её удовлетворения. Низкая вероятность удовлетворения П делаег Э. отрицательной (страх, ярость); возрастание вероятности по сравнению с ранее имевшимся прогнозом придаёт Э. положит, окраску (удовольствие, радость). Путём раздражения мозга электрич. током сначала у животных, а затем и у человека были выявлены системы мозговых структур, ответственных за реализацию отрицат. и положит. Э. Эти системы имеют свои представительства в головном мозге, гл. обр. в передних отделах новой коры, в лимбической системе, в центр, сером веществе и в гипоталамусе. Э. принадлежит решающая роль в процессе обучения, в подкреплении вновь формирующихся условных рефлексов. Они изменяют пороги восприятия, активируют память, служат дополнит, средством коммуникации (мимика, интонация голоса и т. п.). Стремление к повторному переживанию положит. Э. побуждает живые существа активно искать неудовлетворённые П и новые способы их удовлетворения. Если отрицат. Э. преим. служат самосохранению особи, потомства или группы, то положит. Э. содействуют их саморазвитию в процессе освоения новых сфер действительности. В психологии Э. называют переживание человеком его отношения к окружающему миру и к самому себе, одну из форм отражательно-оценочной деятельности мозга. Э., возникающие в связи с удовлетворением высших социальных П человека, принято называть чувствами: интеллектуальными, нравственными, эстетическими. Сильные, стремительно возникающие Э., носят назв. аффектов, длительно сохраняющиеся эмоц. состояния— настроений. Социальная ценность Э. человека определяется той П, на базе к-рой возникает данное эмоц. состояние. Ситуации, в к-рых удовлетворение важных для человека П хронически затруднено, порождают стойкое отрицат. напряжениеэмоциональный стресс.

Биология современная энцикопедия:

эмоции
Реакции человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Эмоции человека, возникающие на основе высших социальных потребностей, обычно называют чувствами. Эмоциональное состояние человека вызывает изменения функций ЦНС (нарушение сна), сердечно-сосудистой системы (повышение кровяного давления, сердцебиение), пищеварительной системы (нарушение аппетита, понос), эндокринной системы (усиленный выброс гормонов щитовидной железы, надпочечников, половых желёз). Эмоции сопровождаются изменениями в двигательной сфере в виде как произвольных, так и непроизвольных движений. Отличительными чертами эмоций являются их полярность (горе – радость и др.), степень выраженности (тревогастрах – ужас).
Проявление эмоций зависит от темперамента конкретной личности. В своём развитии эмоции проходят 4 периода: возникновениенарастаниекульминация – угасание. Формы протекания эмоций: эмоциональная реакциянепосредственное переживание (сильное или слабое); стресс – продолжительное напряжение; аффект – резко выраженное душевное волнение; настроениеобщее длительное эмоциональное состояние. К фундаментальным (основным) эмоциям относятся радость, любопытство, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, стыд, страх.

Толковый словарь Кузнецова:

эмоции
ЭМОЦИИ мн. род. -ций, дат. -циям. (ед. эмоция, -и; ж.). [франц. motion] Субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде радости, страха, удовольствия или неудовольствия. Бедность эмоций. Сила эмоций. // Чувство, душевное переживание человека. Положительные, отрицательные э. Э. страха. Э. удовольствия. // Разг. Внешнее (обычно несдержанное) проявление чувств. Слишком много эмоций. Ненужные э. Давайте обойдёмся без эмоций.

Большой психологический словарь:

(от лат. emovere — волновать, возбуждать)особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, Э. служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.
В античной философии Э. рассматривались как особый вид познания, а состояния удовольствия или страдания связывались с представлением о грядущем благе или бедствии (Аристотель и др.). Сходные по своему психологическому интеллектуализму воззрения были развиты в философии Нового времени, особенно у Дж. Локка, Г. Лейбница, Г. Гегеля. Противоположная характеристика Э. основана на признании существования самостоятельной способности чувствования, неотождествимой с процессами познания и воли (И. Тетенс, И. Кант). Сильное влияние на развитие представлений об Э. оказали также воззрения Р. Декарта, Н. Мальбранша и особенно Б. Спинозы.
Большое значение в конкретно-научном изучении Э. имела работа Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» (1872), где подчеркнута приспособительная роль сопровождающих Э. выразительных движений. Во многих отношениях близкой к взглядам Ч. Дарвина является т. н. периферическая теория Э., выдвинутая У. Джемсом и Г. Ланге (см. ДЖЕМСА—ЛАНГЕ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ), согласно которой возникновение эмоционального переживания обусловлено определенными изменениями в деятельности внутренних органов и двигательной сфере. Несмотря на серьезную критику, периферическая теория Э. в различных своих вариантах продолжала рассматриваться в психологии вплоть до исследований, проведенных У. Кенноном, Ф. Бардом и др., показавших, что эмоциональные состояния м. б. объяснены специфической активностью ц. н. с.
Э. возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяют биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. В ходе эволюционного развития Э. дифференцируются и образуют различные виды, отличающиеся своими психологическими особенностями и закономерностями протекания.
Простейшая форма эмоций — эмоциональный тон ощущений — врожденные гедонические переживания (от греч. hedone — наслаждение), сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (напр., вкусовые, температурные, болевые). Уже на этом уровне Э. дифференцируются на 2 полярных класса. Положительные Э., вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению; отрицат. Э. стимулируют активность, направленную на избежание вредных воздействий.
В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются т. н. аффекты — особый вид эмоциональных явлений, отличающихся большой силой, способностью тормозить др. психические процессы и навязывать определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуации (напр., бегство, агрессию).
В целом биологические Э. представляют собой форму поведенческой адаптации, в которой актуализируется видовой (наследственный) опыт: ориентируясь на него, индивид совершает необходимые действия (напр., избежание опасности, продолжение рода), целесообразность которых остается для него скрытой. Э. важны и для приобретения индивидуального опыта. Осуществляя функцию положительного и отрицат, подкрепления, они способствуют приобретению полезных и устранению не оправдавших себя форм поведения.
В множестве эмоциональных (в широком смысле) процессов в настоящее время принято выделять особый вид собственно Э. Они могут вызываться не только актуально воспринимаемыми, но и представляемыми и воображаемыми событиями. В силу адеаторного характера они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили или произошли в прошлом, причем не только с самим субъектом Э. В отличие от аффектов, собственно Э. иногда лишь слабо проявляются во внешнем поведении. Они имеют также отчетливо выраженный конкретно-ситуативный характер, т. е. выражают оценочное отношение субъекта к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в этих ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в том, что они могут обобщаться и передаваться; поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний, — он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с др. людьми и, в частности, вызываемых средствами искусства (см. ЭМПАТИЯ). Сам способ выражения Э. приобретает черты социально формирующегося исторически изменчивого «эмоционального языка», о чем свидетельствуют как многочисленные этнографические описания, так и др. факты, напр. своеобразная бедность мимики у врожденно слепых людей. Собственно Э. находятся в ином отношении к личности и сознанию, чем аффекты: первые воспринимаются субъектом как состояния моего «Я», вторые — как состояния, происходящие «во мне», «навязанные мне». Это отличие ярко выступает в случаях, когда Э. возникает как реакция на аффект, напр. когда человек тревожится, что его может охватить страх, стыдится проявленного гнева и т. п.
Формирование Э. человека — важнейшее условие развития его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности. Чрезвычайное разнообразие Э. человека объясняется сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижение. Высший продукт развития Э. человека — чувства, которые возникают в онтогенезе как результат обобщения ситуативно проявляемых Э. Сформировавшиеся чувства становятся главными детерминантами эмоциональной жизни человека, от которых зависит возникновение и содержание ситуативных Э. и аффектов (напр., чувством любви м. б. обусловлена гордость любимым человеком, ненависть к его соперникам, огорчение из-за постигших его неудач, ревность и т. д.). Проявление сильного, доминирующего чувства называется страстью.
События, сигнализирующие о возможных изменениях в жизни человека, наряду со специфическими Э. могут вызывать длительные изменения общего эмоционального фона — т. н. настроения.
Э. человека различаются степенью осознанности. Конфликт между осознанными и неосознанными Э. чаще всего лежит в основе неврозов. Важную роль Э. играют в этиологии психических и психосоматических заболеваний.
Проявляясь в ответ на воздействие жизненно значимых событий, Э. способствуют либо мобилизации, либо торможению внутренней и внешней деятельности (см. Астенические эмоции, Стенические эмоции); в т. ч. они влияют на содержание и динамику познавательных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления (напр., страх перед учителем не способствует достижениям ученика). Одна из регулятивных функций Э., состоящая в регуляции уровня энергетической мобилизации (активации) или демобилизации организма, осуществляется через активность вегетативной н. с. и ретикулярной формации, которые находятся во взаимодействии с лимбическими структурами, составляющими центральный нервный субстрат Э. Сопровождающие Э. физиологические процессы (вегетативные, биохимические, электромиографические, электроэнцефалографические) выступают (наряду с мимическими, пантомимическими и речевыми показателями) в психологических экспериментах в качестве объективных индикаторов эмоциональных состояний. См. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ, Базальные эмоции, Гипофиз, Дискомфортное состояние, Катарсис, Комплекс, Психические состояния, Тревога, Фобии, Фрустрация, Эйфория. (В. К. Вилюнас.)

Социологический словарь:

ЭМОЦИИ (от лат. emoveo — волную, возбуждаю) — англ. emotion; нем. Emotion. Особый класс псих, процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, к-рые в форме непосредственного переживания выражают значимость действующих на индивида явлений и ситуации для осуществления его жизнедеятельности. Э. являются одним из главных механизмов внутренней регуляции псих, деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Особенности Э.: экспрессивность, динамичность, интенсивность, полярность.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru