Определение слова «ЭМАНАЦИЯ»

Толковый словарь Ефремовой:

эманация
I ж.
1. Тонкое, светящееся излучение, исходящее (согласно оккультно-теософским представлениям) от человека, животного и предметов физического мира.
2. Истечение творческой энергии божества как объяснение происхождения мира (в древнеримской философии).
II ж.
Старое название радона.

Толковый словарь Ушакова:

ЭМАНА́ЦИЯ, эманации, ·жен. (·лат. emanatio) (·книж. ).
1. только ед. Истечение чего-нибудь откуда-нибудь, появление чего-нибудь в результате выделения из чего-нибудь более сложного.
2. То, что возникло, появилось в результате такого истечения. По представлению древних, вселенная есть эманация божества.
3. только ед. Излучение, испускание лучей радиоактивными веществами (физ.).
4. То, что выделяется таким излучением, газообразный продукт распада радиоактивных веществ (физ., ·хим. ).

Большой энциклопедический словарь:

ЭМАНАЦИЯ — Em, исторически первое название элемента радона.
ЭМАНАЦИЯ (от позднелат. emanatio — истечение, исхождение) — центральное понятие неоплатонизма, означающее переход от высшей онтологической ступени универсума (Единое) к низшим, менее совершенным. Эманация как убывание бытия противоположна восходящему развитию, совершенствованию.

Большой словарь иностранных слов:

Эманации, ж. [латин. emanatio] (книжн.). 1. только ед. Истечение чего-н. откуда-н., появление чего-н. в результате выделения из чего-н. более сложного. 2. То, что возникло, появилось в результате такого истечения. 3. только ед. Излучение, испускание лучей радиоактивными веществами (физ.). 4. То, что выделяется таким излучением, газообразный продукт распада радиоактивных веществ (физ., хим.). 5. Первоначальное название радиоактивного элемента радона. 6. В философии неоплатонизма и гностицизма – переход от высшей онтологической ступени универсума к низшим, менее совершенным

Толковый словарь Кузнецова:

эманация
ЭМАНАЦИЯ -и; ж. [лат. emanatio]. Книжн. Истечение, излучение, выделение чего-л. откуда-л. Э. энергии. Э. ионов из радиоактивной породы. Э. газа.
Эманационный, -ая, -ое. Э-ая способность. Э-ое месторождение. Э. метод. Э-ая теория.

Малый академический словарь:

эманация
-и, ж. книжн.
Истечение, излучение, выделение чего-л. откуда-л.
[лат. emanatio]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
эманация, -и

Новейший философский словарь:

ЭМАНАЦИЯ (позднелат. emanatio — истечение)термин неоплатонизма, фиксирующий онтологический вектор перехода от семантически и аксиологически высшей сферы универсума к менее совершенным. Идея Э. генетически восходит: 1) к характерным для сократической натурфилософии гносеологическим моделям, основанным на презумпции истечения из объекта своего рода модельных копий (eidola), вызывающих при пространственно-временном контакте с органами чувств соответствующие ощущения (Эмпедокл, Лев-кипп, Демокрит и др.); 2) к семантической фигуре Блага в философии Платона, иррадиирующего и бытие как таковое (греч. aporroia — распространение), и его имманентный смысл, делающий возможным его познание (ср. с исходной семантикой Софии в античной культуре); 3) к аристотелевскому пониманию распространения энергии, продуцируемой перводвигателем и последовательно приводящий в движение все уровни универсума; 4) к стоической концепции истечения творческого Логоса как «первоогня», пронизывающего своими потоками — огненной пневмой — все бытие, вплоть до «холодной» неорганической природы. В рамках системы неоплатонизма Э. мыслится как следствие онтологической, энергетической и творческой избыточности Единого (Блага) как первоосновы мира, проявляющейся в его непроизвольно-естественном и имеющем креационный потенциал излиянии вовне (ср. с креативной семантикой «сперматического логоса» в стоицизме): «представляй себе источник, который не имеет уже другого начала, но который отдает себя всем потокам, не исчерпываясь этими потоками, а пребывая спокойно сам в себе. Представляй себе также, что истоки из него, прежде чем протекать каждому в разных направлениях, пребывают еще вместе, но каждый как бы уже знает, куда пойдут его течения, и представляй себе жизнь огромного древа, обнимающего собою все, в то время как начало его пребывает везде неизменным и нерассеянным по всему древу и как бы расположенным в корне. Это начало, стало быть, с одной стороны, дает древу всеобъемлющую многообразную жизнь, с другой же стороны, остается самим собой, будучи не многообразным, а началом многообразия» (Плотин). (В более позднем гностицизме идея спонтанности Э. будет трансформирована в идею Э. как сознательно целеположенного волевого акта, актуализирующего исходное желание «дерзости» — tolma). Согласно неоплатонизму, соотношение между Единым (Благом) и низшими уровнями бытия управляются двумя фундаментальными закономерностями: во-первых, неизменностью (неубыванием) Блага в процессе Э. и, во-вторых, возвращением творческой потенции обратно к Благу, благодаря волевому импульсу преодоления оторванности от истока: у Плотина это фиксировано постулатом «восхождения к Единому» и передается термином «экстаз», у Прокла в «Первоосновах теологии» формулируется тезисом: «все, первично движущее само себя, способно возвращаться к самому себе» (ср. с концепцией любви и красоты у Платона, основанной на гносеологической фигуре «припоминания» душой созерцаемых некогда в мире идей совершенных форм и неудержимом «эросе» (стремлении) к ним при узнавании их в сотворенном). Таким образом, Э. понимается в неоплатонизме как нисходящее движение (»истечение от верховного светоча»), предполагающее обратный вектор восходящего экстаза, что — позднее — в рамках теизма будет переосмыслено как излияние отцовской любви Творца на творение (вектор вниз) и неизбывная сыновья любовь твари к Творцу (вектор вверх) и задаст в контексте мистики идею стремления души к воссоединению с Богом как своим источником: «искра Божья» в душе человеческой и ее «устремление к соединению с Божественным светом» у Амальрика Венского в христианстве; «капля, стремящаяся в океан» у ал-Газали в исламе и т.п. Парадигма Э. (в отличие от парадигмы творения) снимает проблему теодицеи: наличие зла обусловливается семантически вытекающей из идеи Э. иерархией совершенства мироздания (поскольку каждый последующий уровень Э. как порождение Единого отличается меньшей степенью совершенства по сравнению с предыдущим, поскольку зло есть не что иное как недостаток (в экстремуме — отсутствие) блага. Концепция Э. глубоко повлияла на эволюцию европейской культуры, войдя в качестве фундаментальной идеи в христианский канон (»Ареопагитики» и трактовка Духа Святого в Символе веры) и оказав принципиальное содержательное воздействие и на развитие теологии как в апофатической (Э. как непостижимый след трансценденции), так и в ката-фатической (Э. как основа принципа «аналогии бытия», открывающего для познания путь постижения Бога через постижение его творения) ее версиях, и на развертывание европейской философской традиции, задав специфическое структурное оформление как средневековым схоластике (Иоанн Скот Эриугена) и мистике (Экхарт), так и актуализирующей божественность человека гуманистической философии Ренессанса (Николай Кузанский, Бруно). Наряду с семантическим влиянием концепции Э. на европейскую культуру, могут быть зафиксированы ее следы и в символической системе последней, — прежде всего, это касается световой символики, красной нитью прошедшей сквозь весь семиотический ряд культурных универсалий Европы и изначально восходящий к фундировавшей эманационную модель неоплатонизма метафоре Платона, сравнивающей иррадиирую-щее Благо с излучающим свет Солнцем (»Государство», VI 508a-509d). Всеобъемлющая световая символика неоплатоников имманентно входит в систему символов христинства, фундируя собою как теологическую (линия Псевдо-Дионисия Ареопагита), так и мистическую традиции: душа праведника, преисполненная любви к Господу, метафорически фиксируется в образе светильника с огнем внутри (например, у Бернара Клервоского), свет которого стремится к воссоединению с источником света. Символы света характерны также и для иудаизма: явление Яхве Моше «из Среды огня» (Танах), концепция индивидуальной души как искры, стремящейся к воссоединению с Божественным светом в хасидизме (ср. с христианским амальриканством). Аналогично — в ортодоксальном исламе (кораническая сура «Солнце»); в концепции ишракийа (арабск. «ишрак»сияние), где Бог мыслится как эманирующий свет (»Сияющий» у Сухравар-ди); символико-метафорическая система суфизма фиксирует в качестве ценностей «свет реальной веры, свет искренней преданности, свет мудрости, свет милосердия, свет повиновения, свет понимания и бездонный свет таухид» (Абу-л-Хасан-Харакани), а состояние единения души мистика с Абсолютом (таухид) передает посредством универсально распространенной метафоры бабочки, сгорающей в пламени свечи. Световая символика лежит в основе практически всех дуалистических вероучений, центрирующихся вокруг семантико-аксиологи-ческой оппозиции темного и светлого начал, символизирующих, соответственно, материальный субстрат и Бога, про-зреваемого сквозь мрак материи: зороастризм, манихейство, гностицизм и др. (см., например, гностическое понятие Pistis Sophia, отождествленное со светом). В когнитивной сфере метафора света использовалась для обозначения истинного знания (Э. как истечение бытия и одновременно его умопостигаемого смысла, освещающего мир Божьим светом); начиная с Ренессанса, метафора света как знания и образованности прочно входит в светскую культуру (см.этимологию понятия «Просвещение”).

Новая философская энциклопедия:

ЭМАНАЦИЯ (от позднелат. emanatio – истечение, распространение; греч. , , ) – философское понятие, разработанное в неоплатонизме [НЕОПЛАТОНИЗМ]и означающее переход от высшей и совершенной онтологической ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням. Как тип развития эманациянисхождение, дробление, рассеивание – противоположна восхождению, совершенствованию и обретению простоты и единства. Учение об эманации чревато пантеистическими выводами, хотя и не исключает трансцендентного понимания первоистока мира. В монистических системах (платонизм) учение об эманации как о «естественной» продуктивной силе первоначала, «невольно» производящей низшее от преизбытка творческой мощи, объясняет появление зла в мире: зло есть отсутствие блага, и оно неизбежно потому, что уже первое порождение обладает меньшим совершенством по сравнению с первопринципом. Неоплатонизм специально разработал две концепции, дополняющие понятие эманации: неизменяемость высшего при порождении низшего; возвращение низшего к первоистоку (Единому [ЕДИНОЕ]и уму-нусу [НУС]), возможное в чувственном мире только благодаря воле к преодолению оторванности души [ДУША] от ее умопостигаемой «отчизны». В дуалистических системах (пифагореизм, гностицизм) эманация обычно провоцируется сознательным актом предвечной «дерзости» (). Один из наиболее распространенных образов эманации как «истечения» – солнце и солнечный свет (ср. Платон. «Государство» VI 508a–509d) – был воспринят христианской теологией (особенно Псевдо-Дионисием Ареопагитом), а также арабо-мусульманской и европейской средневековой мыслью. К пантеистическим выводам концепция эманации привела Иоанна Скота Эриугену; ее влияние несомненно у немецких мистиков 14 в. (Экхарт [ЭКХАРТ]и др.), у Николая Кузанского [НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ].
Ю.А.Шичалин

Краткий религиозный словарь:

(позднелат. emanatio, от лат. emano — вытекаю) — в религиозной философии термин, обозначающий истечение, излучение из божественного начала всего многообразия мира. Зачатки учения об эманации имеются в Ведах, у Платона, стоиков и александрийской школы, в астрологии. Наиболее полно теория эманации сформулирована неоплатониками. Глава этой школы Плотин учил, что ступенями эманации сверхсущего являются ум, мир идей, мировая душа, единичные души и телесный мир. Гностические секты также развивали идею эманации. Под влиянием неоплатонизма идея эманации была воспринята суфизмом

Грамматический словарь Зализняка:

Эманация, эманации, эманации, эманаций, эманации, эманациям, эманацию, эманации, эманацией, эманациею, эманациями, эманации, эманациях

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru