Определение слова «ЭЛЛЮЛЬ»

Новейший философский словарь:

ЭЛЛЮЛЬ (Ellul) Жак (1912-1994) — французский философ и социолог, профессор университета в Бордо. Основные сочинения: «Введение в предмет церковных реформ» (1943), «История организаций» (тт. 1-2, 1955-1956), «Техника» (1962), «Пропаганда» (1962), «Политическая иллюзия» (1965), «Аутопсия революции» (1969), «Этика свободы» (тт. 1-2, 1974), «Апокалипсис» (1975), «Техническая система» (1977), «Изменения революции: неизбранный пролетариат» (1982) и др. Основные интересы — в сфере философии техники и философии культуры. Трактует технику не только как совокупность машин и механизмов, но и как определенный тип рациональности, свойственный техногенной цивилизации. В условиях этой цивилизации техника, созданная как средство подчинения природной среды человеком, сама становится сплошной средой, делающей природу совершенно бесполезной, покорной, вторичной, малозначительной. В результате происходит фетишизация и демонизация техники, которая превращается в некий абсолют — Технику, Машину, порабощающих человека. В результате все компоненты человеческого бытия, включая мысли и чувственность, заполняются механическими процессами. Даже чистый свет искусства пробивается к нам сквозь толщу технических объектов, а его произведения, созданные художником, уподобляющимся роботу, по Э., становятся отражением технической реальности. Иногда искусство выступает как утешение, компенсация невыносимых сторон технической культуры, в других случаях оно слепо вторит той же технике, но всегда оно оказывается придатком к последней и во всех своих школах, во всех своих выражениях выполняет конформизи-рующую роль. Даже современная политика и власть, по Э., не в силах справиться с техникой и оказываются ею полностью детерминированными. Таким образом, техника превращается в фактор порабощения человека и в производстве, и в культуре, в политике, и в быту. Отсюда, согласно Э., главная задача — не отвергая техники как таковой, осуществить радикальное отвержение идеологии техники. Это и будет, по Э., подлинная, реалистическая революция, которая используя автоматизацию и информатизацию, позволит осуществить всестороннее развертывание способностей и диверсификацию знаний, создаст благоприятные возможности для расцвета национальных дарований, для новой культуры, открывающей просторы творчества. Эта единственная революция, заключающаяся в захвате не власти, а позитивных потенций техники и культуры, и полной их переориентации в целях освобождения человека от всех форм порабощения, в том числе и технического, должна привести к новому качеству жизни для всех без исключения и уравнения членов общества. Это будет подлинная мутация человека — мутация психологическая, идеологическая, нравственная, сопровождающаяся преобразованием всех целей жизни. И она должна произойти в каждом человеке. Все остальные революции, направленные против эксплуатации, неравенства, империализма, колониализма, по мнению. Э., в современных условиях утратили реальное содержание и социальный смысл. В качестве члена Национального совета протестантской церкви Франции Э. провозглашает в качестве ведущей идеи мысль о достоинстве и ценности человеческой личности. На основе возрождения подлинной духовности, полагает он, можно широко распахнуть двери для инициативы каждого, предоставить личностям и социальным группам право и возможность самопроизвольно выбирать род своей деятельности и тем самым сделать личную свободу действительной и действенной, превратив ее в высшую ценность.

Социологический словарь:

Эллюль (Ellul) Жак (06.01.1912, Бордо) — франц. социолог, юрист по образованию, участвовал в движении Сопротивления во Франции, в последнее десятилетие проф. университета в г. Бордо. В своих работах затрагивает различные социологические темы — проблемы техники, государства, революции, политической пропаганды, утопии, информационного общества.
В 60-е гг., анализируя вопросы техники и государственной власти, выступил как социальный критик индустриального общества. В книге "Техника" (1962) (в США издана под названием "Технологическое общество") прослеживал связь техники с рационализмом, с абстрактным мышлением, современным знанием. В ряде последующих работ, например "Аутопсии революции" , ставит под сомнение прогрессивно-поступательный характер общественного развития, дает развернутое обличение прогресса во всех его наличных формах.
Эллюль — член Национального совета протестантской церкви Франции (хотя религиозная тематика не занимает в его исследованиях сколько-нибудь значительного места). Эллюль считают сегодня одним из видных представителей современного "христианского гуманизма". Он, так же как и сторонники философского персонализма, провозглашает в качестве ведущей идеи мысль о достоинстве и ценности человеческой личности. Проделал определенную эволюцию от социального критицизма либерального толка к неоконсерватизму.
Раскрыв в ряде работ ("Пропаганда", "Политическая иллюзия") механизм идеологического манипулирования, ввел в теорию пропаганды понятие "социологическая пропаганда", под которой подразумевается воздействие на сознание людей через образ жизни, через символику и реальный мир социального окружения. Понятие революции, по мнению Эллюля, утратило реальное содержание. Борьба против неравенства, эксплуатации, колониализма, империализма, как полагает Эллюль, в современных условиях не может стать основой революции. Нужна иная революция, которая изменит не социальные, политические и экономические структуры, а судьбы человека. Утверждая, что в современном обществе уже невозможны политические революции, Эллюль провозглашает наступление эпохи бунтов. Детальное изучение массовых движений 60-х гг., предпринятое Эллюлем, приводит его к критике утопии как формы массового сознания. В условиях современного западного общества, по Эллюлю, произошел распад системы ценностей, поэтому необходимо объявить "крестовый поход" за возрождение утраченных идеалов, за воскрешение ценностей раннебуржуазной эпохи.
В последних работах Эллюль вновь возвращается к либеральной позиции,обосновывает появление "информационного общества", эры компьютеризации. Историческая роль буржуазии состоит в том, что она ввела в действие механизм индустриализации. Освобождение пролетариата и достижение "подлинного социализма" возможно без революции, ибо капитализм перестал быть главным фактором отчуждения человека. Такими факторами в настоящее время являются централизованное бюрократическое государство, превратившееся в автономную и независимую силу, и существующая как средство реализации власти и угнетения техническая система. Но как обуздать технический прогресс? По Эллюлю, контроля над техническим прогрессом можно достичь путем автоматизации производственных процессов и развития информационных систем. Именно в информатике заключена возможность выработки цивилизации, альтернативной по отношению к индустриальной.
Соч.: 1) Propagandes. P., 1962. 2) The technological society. N. Y., 1965. 3) L`illusion politique. P., 1965. 4) Autopsie de la revolution. P., 1969. 5] De la revolution aux revoltes. P., 1972. 6) L`ideologie marxiste chretienne. P., 1979. 7) Changer de revolution: L`ineluctable proletariat. P., 1982.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru