Определение слова «электровоз»

Толковый словарь Ушакова:

ЭЛЕКТРОВО́З, электровоза, ·муж. (тех.). Подвижной электрический двигатель, применяемый в транспорте (для ведения поездов на железных дорогах, для перевозки вагонеток в шахтах и т.д.).

Большой энциклопедический словарь:

ЭЛЕКТРОВОЗ — локомотив с электрическими тяговыми двигателями, получающими питание через токоприемник от контактной сети. Различают электровозы на постоянном и переменном токе. В России скорость магистральных пассажирских электровозов до 200 км/ч, грузовых — до 110 км/ч. Существуют электровозы, работающие от сети и аккумуляторов.

Толковый словарь Кузнецова:

электровоз
ЭЛЕКТРОВОЗ -а; м. Локомотив с электрическими тяговыми двигателями, получающими питание от контактной электросети.
Электровозный, -ая, -ое.

Малый академический словарь:

электровоз
-а, м.
Локомотив с электрическими тяговыми двигателями, получающими питание от контактной электросети.

Горная энциклопедия:

(a. electric locomotive; н. Elektrolokomotive; ф. locomotive electrique; и. locomotora electrica) — самоходное тяговое средство, приводимое в движение электрич. двигателями, к-рые получают энергию от внеш. источника через контактную сеть или за счёт индуктивной связи, a также от собственных тяговых аккумуляторных батарей. B CCCP впервые применён на Лопатинском фосфоритном руднике в 1932, a в 1933 — на карьере г. Mагнитная, затем на Kоунрадском руднике, Баженовских асбестовых и др. карьерах. B угольной пром-сти Э. впервые использованы в 1949 на карьерах Урала. Делятся на карьерные и шахтные; работают на переменном или постоянном токе. Kарьерные Э. различают по роду применяемого тока (переменный, постоянный), силе тяги, мощности и скорости часового и длительного режимов работы тяговых электродвигателей. Ha горн. предприятиях используются Э. серий Д100м, Д94, IVKП1, ЕЛ-1, ЕЛ-2, ЕЛ-21, 21E и 26E. C кон. 60-x гг. Э. на карьерном транспорте начали заменять тяговыми агрегатами и применяют в осн. (1988) на карьерах производств. мощностью св. 30 млн. т горн. массы.
Э. широко используются на шахтах CCCP. B основе локомотивного парка угольных шахт — аккумуляторные Э. (ок. 70%), рудных — контактные Э. (ок. 100%). Последние питаются от внеш. источника постоянного тока. Применяются также бесконтактные Э. переменного тока повышенной частоты (50 кГц), получающие электроэнергию за счёт индуктивной связи токоприёмника Э. c кабельной тяговой сетью. B CCCP выпускаются аккумуляторные Э. типов АРП7, APB7, АРП10, АРП14 и АРП28; контактные — K10 и K14 (M). Aккумуляторные Э. сцепной массы 2, 5, 7, 10, 14, 16 и 28 т рассчитаны на длительные скорости от 5,5 до 18 км/ч. Зa рубежом производятся шахтные контактные Э. co сцепной массой от 4 до 45 т при длительных скоростях от 5 до 25 км/ч и аккумуляторные Э. c соответствующими параметрами от 3 до 45 т и от 5 до 15 км/ч.
Cовр. тенденция развития Э. — переход на тиристорные импульсные системы управления тяговыми двигателями c применением микропроцессорной техники (см. также Локомотив, Тяговый агрегат и Тепловоз). См. рис. 1, рис. 2.

Pис. 1. Электровоз постоянного тока напряжением 1,5 кB.

Pис. 2. Шахтный электровоз c питанием от контактной сети.
B. Я. Шавыкин.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
электровоз, -а

Толковый словарь Ожегова:

ЭЛЕКТРОВОЗ, а, м. Локомотив, работающий от электрической сети.
| прил. электровозный, ая, ое.

Техника. Современная энциклопедия:

электровоз
Локомотив, приводимый в движение тяговыми электродвигателями, получающими электроэнергию от контактной сети через расположенный на крыше токоприёмник. Электродвигатели обеспечивают необходимые тяговые характеристики локомотива – лёгкое трогание с места, достаточные усилия для преодоления подъёма, высокие скорости; кпд электровозов – до 86 %. Электровозы постоянного тока работают от сети постоянного тока напряжением 3.3 кВ, а электровозы переменного тока – от контактной сети переменного тока с напряжением 27.5 кВ. Современные российские грузовые электровозы имеют двигатели суммарной мощностью св. 11 МВт, силу тяги до 800 кН, развивают скорость до 110 км/ч и могут работать в любых климатических условиях на железных дорогах со сложным профилем. Пассажирские электровозы не такие мощные, как грузовые, но более быстроходные, лучшие из них развивают скорость на обычных магистральных дорогах до 200 км/ч, а на высокоскоростных – до 300 км/ч.
Идея использования электродвигателя для тяги принадлежит В. Сименсу (Германия), который в 1879 г. продемонстрировал тележку с электродвигателем – «динамо-машиной», как назвал его изобретатель. В России первые испытания вагона с электродвигателем провёл в 1880 г.
Ф. А. Пироцкий. Первый грузовой электровоз с отечественными электродвигателями построен в России в 1932 г. Он предназначался для электрифицированного участка железной дороги через горный перевал Сурами (ныне Армения). Сегодня электровозы используются практически во всех развитых странах.

Топонимический словарь:

Ступино

Грамматический словарь Зализняка:

Электровоз, электровозы, электровоза, электровозов, электровозу, электровозам, электровоз, электровозы, электровозом, электровозами, электровозе, электровозах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru