Определение слова «ЭКСПРОМТ»

Толковый словарь Ефремовой:

экспромт м.
1. Небольшое стихотворение, музыкальное произведение и т.п., созданное сразу, в момент исполнения; род импровизации.
|| Короткая речь, остроумный ответ, произнесенные без предварительного обдумывания.
2. Небольшое музыкальное произведение, написанное в свободной форме.
3. перен. Какое-либо незапланированное действие, не предусмотренное сценарием событие, поступок и т.п.

Большой энциклопедический словарь:

ЭКСПРОМТ (от лат. expromptus — готовый) — ..
1) небольшое стихотворение, чаще шуточного содержания, созданное мгновенно, разновидность импровизации...
2) Лирическая музыкальная пьеса импровизационного склада, преимущественно для фортепьяно...
3) В широком смысле — различного рода выступления, исполнения без предварительной специальной подготовки ("выступать экспромтом").

Большой словарь иностранных слов:

Экспромта, м. [латин. expromptus – быстрый] (книжн.). Речь, стихотворение, остроумное замечание, муз. произведение и т. п., произнесенные, сочиненные без предварительной подготовки, сразу.

Толковый словарь Кузнецова:

экспромт
ЭКСПРОМТ -а; м. [от лат. expromtus — находящийся в готовности, под рукой]
1. Небольшое стихотворение, музыкальное произведение, короткая речь и т.п., созданные сразу, в момент произнесения, исполнения. Стихотворный э. Гениальный э. Мастер экспромтов.
2. Муз. Небольшая фортепианная пьеса, написанная в свободной форме. Э. Рахманинова.
Экспромтом, нареч. Сразу, без подготовки, без обдумывания. Выступить э. Он всегда приезжал э. Экспромтный, -ая, -ое. Э. тост.

Малый академический словарь:

экспромт
-а, м.
1.
Небольшое стихотворение, музыкальное произведение, короткая речь и т. д., созданные сразу, в момент произнесения, исполнения.
Вдохновенный Чибезов --- принялся уже читать какой-то экспромт, блеснувший в голове его, при взгляде на новорожденную. Григорович, Проселочные дороги.
— Поймите же, что ведь это — импровизация, экспромты! Я и сам не знаю, что и как расскажу и чем кончу! Скиталец, Огарки.
||
Речь, остроумный ответ, произнесенные без предварительного обдумывания.
2. муз.
Небольшая фортепианная пьеса, написанная в свободной форме.
Экспромт Рахманинова.
[От лат. expromtus — находящийся в готовности, под рукой]

Музыкальная энциклопедия:

(от лат. expromptus — готовый) — инстр. пьеса импровизационного характера. Э. как самостоят. муз. жанр, гл. обр. фп. пьесы, распространился в 19 в. (до этого существовал в лит-ре) в период становления романтич. направления в музыке, в связи с особым значением, придаваемым импровизационности, непосредственности лирич. высказывания в эстетике этого направления. Среди первых произв. в жанре Э. — фп. экспромты Я. В. Воржишека ор. 7 (1822); к жанру Э. обращался также Г. А. Маршнер (ор. 22, 23). Классич. образцы жанра — Э. ор. 90 и ор. 142 Шуберта (1827, назв. дано издателем), наряду с его же "Музыкальными моментами" оказавшие большое влияние на дальнейшее развитие романтич. фп. миниатюры. В экспромтах Шуберта наметились особенности будущих монотематич. поэмных форм с чертами сонатности (ор. 90 No 1) и собственно миниатюры, своего рода "песни без слов" (ор. 90 No 3); вместе с тем в них ощутимы и генетич. связи с жанрами и формами, сложившимися в музыке венской классич. школы (сонатная форма в Э. ор. 142 No 1; напоминающий менуэт с трио Э. ор. 142 No 2). В творчестве Ф. Шопена закрепилась трактовка Э. как более крупной по форме (напр., по сравнению с его "Прелюдиями") пьесы; в его Э. использована преим. сложная 3-частная форма с ярко выраженным контрастом между фигурационными ("этюдными" или "прелюдийными") крайними частями и кантиленной средней ("Фантазия-Э." ор. 66, Э. ор. 29 и 51; ср. с экспромтами Шуберта ор. 90 No 2 и No 4), представляющими два осн. типа романтич. пианизма. Однако само назв. "Э.", не несущее в себе точного, конкретного определения типа соч. и его структуры, допускает свободную трактовку жанра и формы. Так, связь импровизационности и варьирования проявилась в Э. ор. 39 Шопена и в Э. ор. 5 Шумана. Жанровые связи, проникновение в произв. песенности или танцевальности иногда фиксируются и в его названии (напр., "Вальс-Э." Листа, Э. в форме мазурки Скрябина). В рус. музыке Э., как правило, восходят к шопеновскому типу, оказавшемуся наиболее устойчивым (П. И. Чайковский, А. С. Аренский, А. К. Лядов, А. Н. Скрябин). Пьесы в жанре Э. созданы также Э. Григом, Г. Форе, Ф. Пуленком и др.
Литература: Kahl W., Das lyrische Klavierstьck Schuberts und seiner Vorgдnger seit 1810, "AfMw", 1921, Jahrg. 3, H. 1-2; его же, Aus der Frьhjahrszeit des lyrischen Klavierstьcks, "ZfM", 1922, Jahrg. 89.
E. M. Царева.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
экспромт, -а

Толковый словарь Ожегова:

ЭКСПРОМТ, а, м. Речь, стихотворение, музыкальное произведение, создаваемые без подготовки, в момент произнесения, исполнения, импровизация. Музыкальный э. (также название небольшой, написанной в свободной форме музыкальной пьесы).
| прил. экспромтный, ая, ое.

Социологический словарь:

ЭКСПРОМТ (от лат. expromptus — находящийся в готовности, под рукой) — англ. impromptu; нем. Improvisation. Небольшое стихотворение, музыкальное произведение, короткая речь, высказывание и т. д., созданные сразу, в момент произнесения, исполнения без подготовки, вдруг.

Грамматический словарь Зализняка:

Экспромт, экспромты, экспромта, экспромтов, экспромту, экспромтам, экспромт, экспромты, экспромтом, экспромтами, экспромте, экспромтах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru