Определение слова «Эйгес»

Музыкальная энциклопедия:

Семья сов. музыкантов. Иосиф Романович Э. (16 (28) II 1887, Брянск — 3 VI 1953, Москва) — муз. писатель, пианист и литературовед. В 1914 окончил Моск. консерваторию по классу фп. у К. А. Киппа, одноврем. учился на историко-филологич. ф-те в Моск. ун-те. В 1918-19 читал лекции на лит.-муз. темы в рабочих клубах, с нач. 20-х гг. преподавал игру на фп., писал лит. и муз.-критич. статьи для журн. "Печать и революция" и др., работал в ГАХН. В 30-50-х гг. опубликовал ряд работ по эстетике и об отд. произв. рус. классич. лит-ры, позднее писал гл. обр. о роли музыки в жизни и творчестве рус. писателей-классиков.
Сочинения: Из творческой истории рассказа "Альберт" Л. Толстого, "Искусство", 1928, кн. 1-2, то же в кн.: Эстетика Льва Толстого, М., 1929; Мелодия одной песни на слова Некрасова, в сб.: "Звенья", т. 6, М.-Л., 1936; Музыка в жизни и творчестве Пушкина, М., 1937; Музыка в жизни и творчестве Лермонтова, "Литературное наследство", (т.) 45-46, (вып.) 2, М., 1948; Музыка в жизни и творчестве Чехова, М., 1953.
Константин Романович Э. (6 (18) июня 1875, г. Богодухово Харьковской обл.- 2 XII 1950, Москва)композитор, пианист и педагог. В 1900-05 учился в Моск. консерватории у С. И. Танеева (полифония), M. M. Ипполитова-Иванова (композиция) и у А. Я. Ярошевского (фп.). Как пианист и педагог был последователем художеств. принципов Ярошевского, а также И. Гофмана (написал предисловие к переведённой на рус. яз. книге Гофмана "Фортепианная игра", М., 1911). В 1910-е гг. писал муз.-критич. статьи для ряда журналов, в том числе "Русская мысль" (статья, посв. памяти С. И. Танеева и А. Н. Скрябина, 1915). Выступал как пианист, после 1917 — в лекториях, рабочих клубах, разл. уч. заведениях (пропагандировал рус. и зап.-европ. музыку), позднеелишь в авторских концертах. Игра Э. отличалась тонким вкусом, красивым звуком. В 20-е гг. Э. — зав. отделом специального музыкального образования МУЗО Наркомпроса, зам. пред. комиссии по реформе музыкального образования, возглавлял сектор философии в ГИМНе. В 1919-26 директор Муз. техникума им. Ярошевского в Москве. Преподавал муз.-теоретич. предметы в Моск. центр. заочном пед. ин-те (1939-41), Свердловской консерватории (1941-43), Высшем уч-ще воен. дирижёров в Москве (1944). Как композитор продолжал традиции Танеева и Скрябина. Написал трактат "О природе музыки", воспоминания о Рахманинове и Танееве.
Сочинения: кантата для хора с орк. Песнь о вещем Олеге (1905), симф. картина Метель (1907); камерно-инстр. ансамбли — сюита для влч. с фп. (1946), 2 фп. трио (1906, посв. Танееву, 1947), струн. (1904) и фп. (1947) квартеты, фп. квинтет (1948); соч. для фп., в т. ч. поэма (1921), сюита-пастораль (1926), сонаты-поэмы (1915, 1927), этюды-фантазии (1925), вариации (1933, 1946), пьесы для фп. в 4 руки; пьесы для скр. с фп.; романсы для голоса с фп. (циклы на слова рус. и нем. поэтов).
Литературные сочинения: Основные вопросы музыкальной эстетики, М., 1905; Статьи по философии музыки, кн. 1, М., 1912, под назв.: Очерки по философии музыки, М., 1921.
Олег Константинович Э. (р. 30 IV (13 V) 1905, Москва)пианист, композитор и педагог. Сын К. Р. Эйгеса. Учился игре на фп. у отца. Окончил Муз. техникум им. Ярошевского (1925), где затем преподавал. Совершенствовался в игре на фп. в Берлине у Э. Петри (1928-29), оказавшего большое влияние на развитие его пианизма. С 1927 выступает как пианист. Занимаясь композицией, пользовался советами Г. И. Литинского (полифония), В. Я. Шебалина, А. Н. Александрова и Н. С. Жиляева. Окончил экстерном Моск. консерваторию по классу композиции (1930) и аспирантуру при ней (1936). Преподавал муз.-теоретич. предметы, фп. игру и композицию в Свердловской (1939-48) и Горьковской консерваториях (1949-58), вёл класс камерного ансамбля, затем композиции в Ин-те им. Гнесиных (1959-74). Среди учеников — H. M. Пузей. Для творчества Э. характерно тяготение к крупным формам; его соч. отличаются сочетанием динамич. напряжённости с лирич. напевностью. Выступает в авторских концертах; кроме собств. соч. исполняет произв. В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Листа, А. Н. Скрябина, Н. К. Метнера, а также К. Р. Эйгеса.
Сочинения: опера Воскресение (по Л. Н. Толстому, 1967, не пост.), 15 симфоний (1930-80, в т. ч. симфония-кантата на сл. М. Голодного и Г. Лонгфелло, 1945); концерты с орк.- для фп. (1935, 2-я ред. 1952; концертино — 1959), скр. (1953); камерно-инстр. ансамбли — сонаты с фп.: для скр. (1963), влч. (1947), фп. трио (1939), струн. квартет (1947), фп. квинтет (1961); для фп. — 10 сонат (1926-79) и др. произв., в т. ч. 2 баллады (1928, 1940).
Литература: Александров A., На юбилейных вечерах, "СМ", 1975, No 9; его же, Глубина мысли, в его кн.: Воспоминания. Статьи. Письма, М., 1979; Стогорский A., Жизнь в музыке, "СМ". 1979, No 10.
Л. Г. Чудова.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru