Определение слова «ЭГМОНТ»

Большой энциклопедический словарь:

ЭГМОНТ (Egmont) Ламораль (1522-68) — граф, один из лидеров антииспанской дворянской оппозиции в Нидерландах накануне и в начале Нидерландской революции. Казнен. Трагедия И. В. Гете "Эгмонт" (музыка Людвига Бетховена).

Советская историческая энциклопедия:

Эгмонд (Egmont, Egmond), Ламораль (18.XI.1522 — 5.VI.1568), граф, — один из лидеров оппозиц. нидерл. знати накануне и в начале Нидерландской буржуазной революции 16 века. Из старинного голл. аристократии, рода. Чл. Гос. совета, статхаудер Фландрии и Артуа (с 1559). Как полководец отличился в воинах Испании с Францией в 1557-59. Став при Гранвеле в оппозицию к исп. пр-ву, выступал лишь против "крайностей" исп. политики в Нидерландах, а после нар. Иконоборческого восстания 1566 (подавление к-рого организовал во Фландрии) пошел на примирение с исп. пр-вом. Тем не менее после прибытия в Нидерланды герцога Альбы был вместе с Ф. Горном арестован (9 сент. 1567) и казнен на гл. площади Брюсселя. Идеализированный героико-романтич. образ Э. создан И. В. Гёте в драме "Эгмонт" (1788) (музыка к драме — Л. Бетховена, 1810).
=====
Лит. см. при ст. Горн Ф.

Энциклопедия литературных героев:

ЭГМОНТ (нем. Egmont) — герой трагедии И.-В.Гете «Эгмонт» (1775-1788). Обращение писателя к истории нидерландской революции XVI в. вызвано всплеском антифеодальных настроений в Германии. (Тогда же Ф.Шиллер сочиняет эссе «История отпадения Нидерландов от испанского господства».) В своей более чем десятилетней работе над пьесой Гете пользовался историческими трудами иезуита Страды и голландского историка Эмануила ван Матерна. В пьесе показан лишь первый период нидерландской революции, закончившийся арестом и казнью Э.
Образ Э. соединяет художественный вымысел и историческую правду. Реальный Э. обладал тем же мужеством и обаянием, что и герой трагедии. Но у Э., сорокашестилетнего графа и воина, были жена и одиннадцать детей, оказавшихся после его смерти в полной нищете и опале. Герой Гете моложе, он не женат, у него есть возлюбленная Клерхен. Э. в изображении Гете предстает жизнелюбивым, свободомыслящим и независимым человеком,- в отличие от своего прототипа, вынужденного часто идти на компромиссы с испанскими властями. Реальный Э. остался в Брюсселе, когда все соратники его покинули, чтобы наладить отношения с жестоким наместником Альбой. По пьесе Э. остается, потому что хочет примкнуть к народу, частью которого является Клерхен и к которому он причисляет себя. Эта тема звучит в финальном монологе Э., обычно исполняемом (согласно требованию Гете) под музыку Л.Бетховена, специально написанную для трагедии в 1810 году.
«Эгмонт» с большим успехом шел на русской сцене. В Малом театре Э. играл А.И.Южин, Клерхен — М.Н.Ермолова (1888). В концертном исполнении трагедии с музыкой Бетховена роль Э. исполняли Ю.М.Юрьев, В.И.Качалов, М.И.Царев.
Лит.: Аникст А. Творческий путь Гете. М., 1986. С.231-254.
М.Ю.Сорвина

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru