Определение слова «Эберле, Варвара Аполлоновна»

Большая биографическая энциклопедия:

(1870 — после 1915) — арт. оперы (сопрано), драмы, камерная певица. Жена С. С. Мамонтова и П. И. Мельникова. Пению обучалась в Моск. муз.-драм. уч-ще, брала также уроки у Ф. Комиссаржевского. В 1892 дебютировала в партии Татьяны в моcк. Большом т-ре, где выступала до мая 1893; с 1896 солистка Частной рус. оперы С. Мамонтова. Гастролировала в Челябинске (1894), Екатеринбурге (1894), Вятке (1895, антр. М. Медведева). Являясь солисткой Частной оперы, в летние месяцы совершенствовалась в вокальном искусстве в Париже у Бертрами. Обладала звучным голосом обширного диапазона, драм. дарованием.
1-я исп. в Москве партии Ольги Токмаковой ("Псковитянка"; 3-я ред.). Лучшие партии: Татьяна, Ольга Токмакова. Как отмечалось в критике, в партии Татьяны "Эберле обнаружила чрезвычайно тонкое художественное понимание типа и богатую нюансировку в передаче изящной, полной разнообразия роли" (Вятский край. 1895. 12 авг.).
Др. партии: Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Прилепа; Маргарита ("Фауст"), Виолетта, Паж Урбан, Эллен, Фраскита, Стефано ("Ролла"). Партнеры: С. Брыкин, П. Иноземцев, Т. Любатович, В. Осипов, А. СекарРожанский, И. Томарс, Ф. Шаляпин. Пела п/у А. Бернарди, В. Зеленого, М. Ипполитова-Иванова, И. Труффи.
Вела конц. деят-сть. В 1889 участвовала в концерте, посвященном 50-летию муз.-худож. деят-сти А. Рубинштейна. Гастролировала с концертами в Н. Новгороде и Казани (1897; вместе с Шаляпиным и Секар-Рожанским). Камерный репертуар включал романсы А. Алябьева, А. Варламова, М. Глинки, Рубинштейна ("Ночь", "Романс"), П. Чайковского ("То было раннею весной" и др.), Ф. Шуберта и Р. Шумана, рус. нар. песни (под собственный аккомпанемент на балалайке), арии из популярных опер.
В Частной рус. опере занималась также режиссурой. В 1903 была принята в труппу МХАТа.
Э. была дружна с Шаляпиным. А. Спендиаровым, А. Чеховым (гостила у него в Мелихове), Т. Щепкиной-Куперник, И. Левитаном. В Москве давала частные уроки пения.
Лит.: Балабанович Е. З. Чехов и Чайковский. —М., 1970. С 137—138; Федор Иванович Шаляпин. Воспоминания о Ф. И. Шаляпине. — М., 1977. С. 119; Преснецов Р. Музыка и музыканты Вятки: — Горький, 1982. С. 69; Воpончихинa E. H. Музыка П. И. Чайковского в дореволюционной Вятке// П. И. Чайковский и Урал: Сб. статей. — Ижевск, 1983. С 54—55.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru