Определение слова «ХЮБНЕР»

Новая философская энциклопедия:

ХЮБНЕР (Hbner) Курт (род. 1 сентября 1921, Прага)немецкий философ и методолог науки. Кандидатскую (1951) и докторскую (1955) диссертации по философии защитил в Кильском университете. В 1961–71 – профессор Технического университета в Берлине; в 1971–88 – профессор, затем директор кафедры философии Кильского университета. В 1969–75 – президент Философского общества Германии; в 1978–88 – член комитета директоров Международной федерации философских обществ (Берн), действительный член Международной академии философских наук (Брюссель), сопрезидент Центра по изучению немецкой философии и социологии (Москва).
В работе «Критика научного разума» (Kritik der Wissenschaftlichen Vernunft, рус. пер. 1994) Хюбнер дал обоснование исторической философии науки. Он опирается на кантовскую идею ансамбля априорных условий всякого опыта и показывает, что такие ансамбли не обладают трансцендентальной необходимостью, но возникают и изменяются интерсубъективно-исторически. Историческая философия науки отказывается от абсолютных понятий истины или заблуждения, не приемля в то же время релятивизма. Различные типы опыта рассматриваются не как разные точки зрения на одну и ту же реальность, а как относящиеся к ее различным, взаимодополняющим друг друга аспектам. Из этой идеи Хюбнер исходит и в исследовании других форм культуры (мифа, политического сознания, искусства, религии). Действующие в мифических культурах исторически-априорные ансамбли существенно отличаются от присущих той культуре, в которой доминирует научное мышление. Этому различию соответствуют многообразные способы овладения миром, каждый из которых характеризуется особым опытом, целями и ценностями, что делает невозможной их оценку с точки зрения научной рациональности. Миф не тождествен мифологии и не сводится к заблуждению, подражанию или фантазии, мифическое мышление неуничтожимо присутствует в политике, искусстве и религии, что не могут объяснить теории демифологизации (Р.Бультман). Историческая философия науки перерастает, т.о., свои дисциплинарньіе границы и становится общей культурно-исторической теорией познания.
Сочинения:
1. Beitrge zu Philosophie der Physik, 1963;
2. Das Nationale, 1991;
3. Die zweite Schpfung. Das Wirkliche in Kunst und Musik, 1994.
К.Хюбнер (пер. И.Т.Касавина)

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru