Определение слова «"ХУАЙНАНЬ-ЦЗЫ"»

Советская историческая энциклопедия:

(Книга хуайнаньского вана) — др.-кит. трактат, составленный ок. 140 до н. э. кит. учеными, находившимися на службе у хуайнаньского вана Лю Аня (ум. 122 до н. э.). Состоит из 21 главы. Фактически является энцик- лопедией науч. знаний Китая сер. 2 в. до н. э. Материал изложен в духе концепции философ- ского даосизма. Собственно ист. материал невелик и привлекается лишь в качестве иллюстрации, но содержит сведения о событиях, слабо освещенных в других источниках (напр., в гл. 12 — сведения о реформах У Ци в царстве Чу в 4 в. до н. э.).
Публ.: Хуайнань-цзы, в кн.: Чжу-цзы цзичэн (Собр. произв. др.-кит. мыслителей), т. 7, Пекин, 1957.
=====
Лит.: Померанцева Л. Е., О нек-рых стилистич. особенностях "Хуайнаньцзы" (II в. до н. э.), в кн.: Жанры и стили литератур Китая и Кореи, М., 1969; Erkes E., Das Weltbild des Huai-nan Tze, "Ostasiatische Zeitschrift", 1918, Bd 5; Morgan E., Tao the Great Lumenant. Essays from Huai-Nan-Tzu, Shanghai, 1933; Wallacker В. Е., The Huai-Nan-Tzu, book 11-Behavior, culture and the cosmos, New Haven, 1962.
=====
E. П. Синицын. Москва.

Новая философская энциклопедия:

«ХУАЙНАНЬ-ЦЗЫ» – один из важнейших памятников даосской философской мысли, авторство которого приписывается Лю Аню (ок. 180–122 до н.э.), правителю земель «к югу от реки Хуай» (отсюда его прозвище Мудрец из Хуайнани и название текста). Лю Ань был внуком Лю Бана, основателя династии Хань, находился, как и его отец, в оппозиции двору и был принужден покончить с собой, когда его планы по низвержению власти стали известны императору. В действительности «Хуайнань-цзы» представляет собой продукт коллективного творчества приглашенных Лю Анем ученых даосов и был составлен, как полагают, между 160 и 139 до н.э. В какой-то степени образцом для этого проекта мог послужить также составленный учеными, собранными при дворе циньского первого министра Люй Бувэя (ум. в 235 до н.э.), аналогичный энциклопедический труд, известный как «Люйши чунь цю». Однако и сам Лю Ань принимал деятельное участие в создании текста: ему принадлежат две вступительные и заключительная главы. Памятник в его современном виде состоит из 21 главы, каждая из которых представляет собой самостоятельный трактат. В «Хуайнань-цзы» содержится ценнейший материал по даосской космогонии и космологии, а также по истории Южного Китая. Основной комментарий к тексту, авторами которого считаются виднейшие ученые Сюй Шэнь (1–2 вв.) и Гао Ю (2–3 вв.), традиционно датируется 2 в.; окончательная редакция текста (212) принадлежит, по-видимому, Гао Ю. Первое печатное издание осуществлено в 9 в.; в 18 в. памятник был переиздан Чжан Куйцзи, дополнившим комментарий Сюй Шэня и Гао Ю.
Г.А.Ткаченко

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru