Определение слова «ГЮЙО»

Большой энциклопедический словарь:

ГЮЙО (Guyau) Жан Мари (1854-88) — французский философ, сторонник утилитаризма; рассматривал духовные явления с точки зрения их биологической полезности.

Советская историческая энциклопедия:

(Guyot), Раймон (р. 17. XI. 1903) — деятель франц. рабочего движения. С 1921 — член Франц. компартии (ФКП), с 1928 — член ЦК ФКП. В 1931-34 — секретарь ЦК Коммунистич. союза молодежи Франции. В 1935-43 — член Исполкома, Президиума и ген. секретарь Исполкома Коммунистич. интернационала молодежи. На 7-м конгрессе Коминтерна (1935) был избран членом ИККИ. В 1941-44 — один из руководителей Движения Сопротивления во Франции. В 1945-47 — пред. Союза республиканской молодежи Франции. С 1945 — член Политбюро ЦК ФКП. В 1937-40 и 1946-58 — депутат Нац. собрания, с 1959 — сенатор. Входил в состав делегаций ФКП на XIX (1952), XXI (1959) и XXII (1961) съездах КПСС.

Новая философская энциклопедия:

ГЮЙО (Guyau) Жан-Мари (28 октября 1854, Лаваль — 31 марта 1888, Ментон) — французский философ-спиритуалист, исследователь проблем этики и эстетики. Приемный сын А.Фулье, рано проявил интерес к проблемам философии и морали; в 19 лет получил почетную премию от Академии моральных и политических наук за работу, посвященную истории утилитаристских взглядов в морали от Эпикура до современных философов; с 1874 преподавал философию в парижском лицее Кондорсе. Тяжелое заболевание заставило оставить начатую преподавательскую карьеру и переселиться сначала в Италию, а затем в Прованс, где он и умер от туберкулеза в возрасте 33 лет.
В центре философии Гюйоидея жизни как фундаментального принципа всех философских ценностей, основы и движущей силы человеческого бытия. Этико-эстетический витализм Гюйо близок философии жизни [ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ]: человеком управляет слепая, морально индифферентная жизненная сила, происходящая из скрытых глубин его бытия; ей свойственна постоянно возрастающая интенсивность. «Сознание является разлагающей силой», поскольку может «при помощи ясности анализа разрушать все то, что накоплено неясным синтезом наследственности» («Esquisse d’une morale sans l’obligation ni sanction». P., 1885, p. 245). Цель морали — восстановление гармонии между рефлексией и спонтанностью, мораль способна выполнить эту задачу, поскольку «наиболее интенсивная и наиболее экстенсивная жизнь» объединяет в себе эгоизм и альтруизм. Эгоизм для Гюйо — это мутация жизни, поэтому долг каждого человека соотносим с жизненной энергией этого человека.
Прекрасное, по мнению Гюйо, есть все то, что усиливает нашу жизненную силу. Эстетическое переживание носит общественный характер, так искусство пытается возвеличить индивидуальную жизнь, чтобы позволить ей соприкоснуться с всеобщей жизнью («Искусство с социологической точки зрения» — L’art au point de vue sociologique. P., 1889; рус. пер. 1900).
В своей последней работе «Иррелигиозность будущего» (Irreligion de l’ avenir. P., 1887) Гюйо высказывает уверенность, что со временем религия освободится от догм и перестанет зависеть от веры в трансцендентную силу; от этого она не перестанет существовать, ибо связана с чувством физической, моральной и социальной зависимости от Универсума и распространяющегося от него источника жизни; религия понимается Гюйо как универсальный социоморфизм.
Сочинения:
1. Les problms de l’esthtique contemporaine. P., 1884;
2. La Gense de l’ide de Temps. P., 1890;
3. ducation et Hrdit. P., 1889;
4. в рус. пер.: Нравственность без обязательств и без санкции. М., 1923.
 
Литература:
 
1.  Foulli A. La Morale, l’art et la religion d’aprs Guyau. P., 6 d., 1906;
2. Guyau and the idea of time, ed. by J.A.Michon et al. Amst., 1988.
M.M.Федорова

Социологический словарь:

Гюйо (Quyau) Жан Мари (28.10. 1854, Лаваль-31.03.1888, Ментон) — франц. философ и социолог. Социальная философия Гюйо построена на основе идей Фулье, Конта, Паскаля и английских утилитаристов 19 века. У последних он заимствовал учение о мировой симпатии и роли "сердца" в обществвенной жизни. Центральное понятие социологии Гюйо -жизнь.
Своей высшей интенсивности она достигает в социуме как "синергия" (сотрудничество); для того чтобы ее упрочить, нужно вызвать социальную симпатию, а это, с точки зрения Гюйо,- задача искусства. Если собственная цель искусства — это немедленное осуществление в воображении всех наших мечтаний об идеальной жизни, не подчиняющейся никакому закону, кроме интенсивности и гармонии, то художественный гений — это крайне интенсивная форма симпатии и социальности, удовлетворяющаяся только в создании нового мира "живых существ".
Индивидуум, у Гюйо,- интегральная часть социального целого, представляющего из себя свободно узаконенное собрание и основанного на гармонии целого и идее высшего блага. Социальное чувство, по Гюйо,- это сложные феномены, происходящие по большей части от притяжения и отталкивания нервных систем, и их проявления можно описать и предсказать с той же точностью, что и движения астрономических тел. Поэтому Гюйо полагал, что уже в 19 в. социология, включающая в себя мораль и эстетику, станет "более сложной астрономией". Религия для Гюйо- это мистическая, или мифическая социология, поскольку в ней человек противопоставляет об-ву другое, сверхкосмическое общество, с которым он находится в общении путем мыслей и поступков. Идеи Гюйо, бывшие одной из первых попыток построения социологии искусства, оказали влияние на Ш. Лало, Д. Лукача и Гольдмана.
Соч.: 1) Собр. соч. Т. 1-. 5. СПб., 1898-1901.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru