Определение слова «Госсек Ф. Ж.»

Музыкальная энциклопедия:

(Gossec) Франсуа Жозеф (17 I 1734, Верньи, Эно, Бельгия — 16 II 1829, Пасси, близ Парижа) — франц. композитор, дирижёр, педагог и муз. деятель. По происхождению бельгиец. Чл. Института Франции (1795). Сын бедного крестьянина, в детстве пастух. Учился в певч. школе кафедрального собора в Антверпене. С 1751 жил в Париже, где в 1754-62 работал капельмейстером у генерального откупщика Ла Пуплиньера, затем у принца Конти, в 1766 интендант музыки у принца Конде в Шантийи. Г. возглавлял осн. им в 1770 об-во "Концерты любителей", реорганизовал в 1773 об-во "Духовные концерты", где до 1777 руководил конц. мероприятиями. Одновременно служил в т-ре "Корол. академия музыки" (с 1774 преподаватель, с 1778 хормейстер). В 1784 организовал при т-ре Корол. школу пения и декламации, на основе к-рой в 1793 возник Нац. муз. ин-т (с 1795 — консерватория; её профессор и ведущий инспектор). Убеждённый республиканец, Г. при реставрации Бурбонов был отстранён от работы в консерватории (как педагог — в 1814 и как инспектор — в 1816).
Г. — родоначальник франц. симфонии (1-я — 1754, особенно популярной была "Охотничья симфония", изд. 1766). Композитор использовал опыт мангеймцев, расширил состав оркестра, проявил изобретательность в применении дух. инструментов (кларнетов, тромбонов, валторн), динамич. и колористич. эффектов. Значителен вклад Г. в камерную музыку (квартеты, трио). На парижских сценах ставились оперы Г. Однако его комич. оперы уступали сочинениям А. Гретри, а муз. трагедии — произв. К. В. Глюка, реформу к-рого Г. поддержал, но в своём творчестве отразил лишь отчасти ("Тесей", 1782, т-р "Корол. академия музыки", Париж). Опера "Сабин" (с балетной сценой "Кадриль наций", 1773, Версаль) предвосхищает стиль большой оперы Г. Спонтини.
Признанный мастер, Г. стал виднейшим муз. деятелем Великой франц. революции. Он был организатором и рук. массовых муз. исполнений с участием хоров, оркестров и народа на площадях Парижа, штатным дирижёром оркестра Нац. гвардии, учредителем новой системы муз. образования и педагогом (совм. с Б. Сарретом создал муз. школу Нац. гвардии, к-рая впоследствии слилась с Корол. школой, образовав Нац. муз. ин-т). Композитор-новатор, Г. создал новые муз. жанры: его "Песня 14 июля" ("Le Chant du 14 juillet", 1790) положила начало революц.-патриотич. массовой песне; "Скорбный марш" для дух. оркестра (1790, к церемонии почестей жертвам восстания в Нанси; в 1791 прозвучал на похоронах Мирабо) — героич. траурному маршу и новой военно-дух. музыке; "Те Deum" для гигантского 3-гол. муж. хора и оркестра (1200 певцов и 800 исполнителей на дух. инструментах и приглушённых барабанах; исп. на празднике Федерации, 1790) — монументальному вок.-орк. стилю, нашедшему выражение в революц. кантатах и гимнах этой эпохи; апофеоз "Дароприношение Свободе" ("LOffrande а La Libertй", 1792, т-р "Академия музыки", Париж; после свержения короля) и опера "Триумф Республики, или Лагерь при Гранпре" (1793, там же; через неск. дней после казни короля) — агитац. опере Революции.
Неутомимая творч. деятельность Г. продолжалась на протяжении всех революц. лет (среди сочинений — хор "Пробудись, народ!", "Дифирамб Федерации", "Гимн Свободе", "Гимн Верховному существу"). После термидорианского переворота активность Г. резко снизилась.
В период империи он написал только симфонию (1809) и "Последнюю мессу живущих" ("Derniиre messe des vivants", 1813). Г. участвовал в создании учебников по теории музыки, сольфеджио и методике пения, составленных профессорами консерватории (изд. 1799-1803); в рукописи остались его трактаты по гармонии и контрапункту.
Сочинения: оперы (ок. 20), в т. ч. Мнимый лорд (Le faux lord, с балетом Охота, 1765, т-р "Театр Итальен", Париж), Рыбаки (Les pкcheurs, 1766, там же), Туанон и Туанетта (1767, там же), Двойное притворство (La double dйguisement, 1767, там же), Алексис и Дафна, Филемон и Бавкида (обе 1775, т-р "Корол. академия музыки", Париж), Сельский праздник (La fкte de village, 1778, там же), Розина, или Покинутая супруга (Rosine, ou Lйpouse abandonnйe, 1786, там же); балеты, в т. ч. Мирза (1779, там же; нов. ред. 1788); для хора, солистов и орк. — оратории, мессы, реквием (Messe des Morts, 1760); для opк. — 29 симфоний; для дух. орк. — 3 симфонии и др.; камерно-инстр. ансамбли — квартеты и др.; песни, музыка для драм, т-ра и др.
Литература: Tьерсо Ж., Песни и празднества Французской революции, пер. с франц., М., 1933; Гершензон М., Две жизни Госсека, М., 1933; Rадиге A., Французские музыканты эпохи Великой французской революции, пер. с франц., М., 1934; Неllouin F., Gossec et la musique franзaise а la fin du XVIII siиcle. P., 1903; Dufrane L., Gossec. Sa vie, ses oeuvres, P., 1927; Prodhоmme J.-G., Fr.-J. Gossec, P., 1949; Brook D. S., La symphonie franзaise dans la seconde moitiй du XVIII siиcle. Thиse..., v. 1-3, P., 1959.
Б. С. Штейнпресс.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru