Определение слова «Голубинский»

Большая советская энциклопедия:

I
Голубинский
Евгений Евстигнеевич [28.2(12. 3).1834—7(20).1.1912], историк русской церкви, академик Петербургской АН (1903; член-корреспондент 1882). В 1858 окончил Московскую духовную академию, с 1861 преподавал там историю русской церкви (с 1881 профессор). В главной работе «История русской церкви» (т. 1—2, 1880—1917), охватывающей период с 10 в. до середины 16 в., содержится большой фактический материал. По общественно-политическим взглядам был близок к либеральному крылу западников (см. Западники). Г. решительно опроверг многие церковные легенды, заслужив немилость официальной церкви и Синода.
II
Голубинский
Федор Александрович [22.12.1797(2.1.1798), Кострома, — 22.8(3.9).1854, там же], русский философ-идеалист. Магистр (с 1818), ординарный профессор (с 1842) Московской духовной академии. Критикуя Г. Гегеля за идею изменяемости абсолютного, Г. пытался построить собственную философскую систему с целью обоснования православия. Основное понятие его философии — идея бесконечного, существующая только в уме и свидетельствующая о наличии творца. Наиболее близкой к истине Г. считал философию Платона.
Соч.: О конечных причинах. Письмо 1, в кн.: Прибавления к изданию Творений святых отцов, ч. 5, М., 1847; Лекции философии, в. 1—4, М., 1884—86.
Лит.: Глаголев С. С., Протоиерей Федор Александрович Голубинский. (Его жизнь и деятельность), Сергиев Посад, 1898.

Советская историческая энциклопедия:

Евгений Евсигнеевич (28.II.1834 — 7.I.1912) — историк рус. церкви. В 1858 окончил Моск. духовную академию; с 1861 преподавал в ней историю рус. церкви. В 1880 защитил докторскую дисс. — "История рус. церкви" (т. 1, 1-я пол., М., 1880; 2-я пол. опубл. в 1881). С 1882 — проф. и чл.-корр. АН; с 1903 — академик. В гл. работе Г. "История рус. церкви" (т. 1-2, М., 1900-17), охватывающей период с 10 до сер. 16 вв., содержится большой фактич. материал (наброски 2-й пол. 2-го тома опубл. посмертно ("ЧОИДР", 1917, кн. 4)). Будучи бурж. либералом-западником, Г. разделил историю рус. церкви на период "грамотности" (допетровский) и период "просвещения" (послепетровский), опровергал в 1-й пол. книги нек-рые церк. легенды, за что навлек на себя немилость Синода. Как источниковед Г. примитивно делил источники на целиком подлинные и целиком подложные.
=====
Лит.: Воспоминания Е. Е. Голубинского, в сб.: Тр. Костромского науч. об-ва по изучению местного края, в. 30, Кострома, 1923; Приселков М. Д., Памяти Е. Е. Голубинского, "Изв. ОРЯС", 1912, т. 17, кн. 2.
=====
С. М. Каштанов. Москва.

Новая философская энциклопедия:

ГОЛУБИНСКИЙ Федор Александрович [22 декабря 1797 (2 января 1798), Кострома – 22 августа (3 сентября) 1854, там же] – русский философ и богослов, создатель первой в России системы теистической философии. Окончил Московскую духовную академию (1818) и оставлен на кафедре философии бакалавром. С 1824 – ординарный профессор. В 1826–51 работал в Комитете духовной цензуры. В 1828 рукоположен в священники, служил в Сергиевом Посаде; с 1829 – протоиерей. За 36 лет преподавания в Академии прочитал целый цикл курсов: общее введение в философию, метафизика, онтология, гносеология, эмпирическая психология, нравственная философия, история философских систем. При жизни была опубликована лишь одна статья«Первое письмо о конечных причинах» («Прибавления к творениям св. отцов», ч. 5, 1847). Основной корпус сочинений Голубинского издан посмертно, на основании записей священника В.Г.Назаревского и других его слушателей в Московской духовной академии («Лекции по умозрительному богословию», 1868; «Умозрительная психология», 1871; «Лекции философии», в. 1–4, 1884-86).
В центре философской системы Голубинского – учение о Бесконечном Существе. Теоретическими источниками ее были платонизм, святоотеческая традиция и сложный конгломерат идей западноевропейской философии, которую он знал очень глубоко. Под философией Голубинский понимал особое состояние духа, стремящегося к познанию истины. При этом строго различал знание философское и знание богословское, отнеся в «Общем введении в философию» к кругу проблем философии исследование деятельности человека, бытия природы и деятельности Существа Высочайшего: «Философия есть система познаний, приобретенных разумом (intellectus) под управлением ума (rationis) и при способствовании опыта, как внешнего, так и внутреннего, о всеобщих главнейших, существеннейших силах, – законах и целях природы внешней и внутренней, равно и о свойствах Виновника всех оных – Бога» («Лекции философии», 1884, в. 1, с. 37). Голубинский считается основателем московской школы теистической философии, среди его учеников и последователей – В.Д.Кудрявцев-Платонов, епископ Никанор, Алексей И.Введенский.
Литература:
1. Колубовский Я.Н. Материалы для истории философии в России. – «Вопросы философии и психологии», 1890, кн. 4;
2. Введенский А.И. Ко дню столетней годовщины рождения Голубинского. М., 1898;
3. Глаголев С.С. Протоиерей Федор Александрович Голубинский. Его жизнь и деятельность. Сергиев Посад, 1898;
4. Абрамов А.И. Кант в русской духовно-академической философии. – В кн.: Кант и философия в России. М., 1993.
А.И.Абрамов

Словарь русских фамилий:

см. ГОЛУБ

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru