Определение слова «Годовский Л.»

Музыкальная энциклопедия:

(Godowsky) Леопольд (1 (13) II 1870, Сошлы, близ Вильнюса — 21 XI 1938, Нью-Йорк) — польск. пианист, фп. педагог, транскриптор и композитор. Учился у В. Баргиля и Э. Рудорфа в Высшей школе музыки в Берлине (1884) и у К. Сен-Санса (1887-1890) в Париже. Концертировал с детства (сначала как скрипач); неоднократно гастролировал в России (с 1905). В 1890-1900 преподавал в консерваториях в Филадельфии и Чикаго, затем в Берлине; в 1909-1914 рук. класса высшего пианистич. мастерства Академии музыки в Вене (среди его учеников — Г. Г. Нейгауз). С 1914 жил в Нью-Йорке. С 1930 по болезни прекратил конц. деятельность. Г. — один из крупнейших после Ф. Листа пианистов и мастеров транскрипторского иск-ва. Его игра славилась исключительным технич. мастерством (в частности, разработкой техники левой руки), тонкостью и ясностью в передаче сложнейших по фактуре построений, редким совершенством легато. Большой популярностью среди пианистов пользуются транскрипции Г., в особенности пьес франц. клавесинистов — Ж. Б. Люлли, Ж. Б. Лейе, Ж. Ф. Рамо, вальсов И. Штрауса, а также этюдов Ф. Шопена; они отличаются изощрённой фактурой и контрапунктической изобретательностью (сплетение неск. тем и т.п.). Игра и транскрипции Г. оказали большое влияние на развитие техники фп. исполнения и изложения. Написал статью по методике игры на фп. для левой руки — "Фортепианная музыка для левой руки..." ("Piano music for the left hand...", "MQ", 1935, No 3).
Сочинения: для скр. и фп. — Впечатления (Impressions, 12 пьес); для фп.- соната e-moll (1911), Яванская сюита (Java-suite), сюита для левой руки, Маски вальса (Walzermasken; 24 пьесы в 3/4-такте), Триаконтамерон (30 пьес, в т.ч. No 11 — Старая Вена, 1920), Вечное движение и др. пьесы, в т.ч. для 4 рук (Миниатюры, 1918); каденции к концертам Моцарта и Бетховена; транскрипции — сб. Ренессанс (16 обр. клавесинных произв. Ж. Ф. Рамо, Ж. В. Люлли, Ж. Б. Лейе, Д. Скарлатти и др. старинных композиторов); обр. — 3 скрипич. сонат и 3 сюит для виолончели И. С. Баха, соч. К. М. Вебера Моменто каприччозо, Вечное движение, Приглашение к танцу, 12 песен и др. соч. Ф. Шуберта, этюдов Ф. Шопена (53 обработки, в т.ч. 22 для одной левой руки и 3 "комбинированные" — сочетающие по 2 и 3 этюда), 2 вальсов Шопена, 3 вальсов И.Штрауса-сына (Жизнь артиста, Летучая мышь, Вино, женщина и песня), произв. Р. Шумана, Ж. Бизе, К. Сен-Санса, Б. Годара, Р. Штрауса, И. Альбениса и др.; ред.: собрание пьес фп.-педагогич. репертуара в порядке возрастающей трудности (The progressive series of piano lessons, St. Louis, 1912).
Нотография: Saxe L. Sp., Published music of L. Godowsky, "Notes", 1957, No 3, March, p. 1-61.
Литература: Кнорозовский И., Годовский "вундеркинд" (Из личных воспоминаний), "Музыкальный мир", 1905, No 10; Hейгауз Г., Памяти Леопольда Годовского, "СМ", 1939, No 3; Коломийцов В., Статьи и письма, Л., 1971; Breithaupt R. M., L. Godowsky, "Die Musik", Jahrg. III, 1903/1904, H. 13; Lach R., Geschichte der Staatskapelle und Hochschule fьr Musik... in Wien, W., 1027; Aronson M., Key to the miniatures of L. Godowsky..., N. Y., 1935; Sоrabji K. S., L. Godowsky as creative transcriber, в сб.: "Mi contra Fa", L., 1947; Сhasins А., L. Godowsky, в его кн.: Speaking of pianists, N. Y., 1957 (сокр. рус. пер. в "CM", 1960, No 3); Sсhоnberg H. С, The great pianists from Mozart to the present, N. Y., 1903.
Г. М. Коган.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru