Определение слова «гимн»

Толковый словарь Ефремовой:

гимн м.
1. Торжественная песня или мелодия как один из символов государства или партии.
2. Музыкальное произведение или его часть — обычно финальная — торжественного характера, прославляющее кого-либо или что-либо.
3. Торжественная хвалебная песня в честь богов или героев (в Древней Греции).
4. Восторженная хвала; прославление.

Толковый словарь Ушакова:

ГИМН, гимна, ·муж. (·греч. hymnos).
1. Торжественная песня, принятая как символ государственного или классового единства. Гимном ·СССР является Интернационал.
2. Хвалебная песня (·книж. ·поэт. ). Петь гимны кому-нибудь.
| перен. Славословие, восторженная похвала, выражение преклонения (·книж. ). «- Ибо кого же он будет тогда любить, человек-то? кому благодарен-то будет, кому гимн-то воспоет?» Достоевский.

Большой энциклопедический словарь:

ГИМН (греч. hymnos) — торжественная песнь. Известны гимны государственные, революционные, военные, религиозные, в честь определенных событий.

Толковый словарь Даля:

ГИМН м. греч. хвалебная песнь, хвала и прославление, в стихах или в музыке, песнопением.

Большой словарь иностранных слов:

Гимна, м. [греч. hymnos]. 1. Торжественная песня, принятая как символ государственного единства. 2. Хвалебная песня (книжн., поэт.). Петь гимны кому-н. || перен. Славословие, восторженная похвала, выражение преклонения (книжн.). – Ибо кого же он будет тогда любить, человек-то? Кому благодарен-то будет, кому гимн-то воспоет? Достоевский.

Толковый словарь Кузнецова:

ГИМН -а; м. [греч. hymnos]
1. (чего, какой). Торжественная песня или мелодия, принятая как символ государственного или социального единства, исполняемая обычно во время торжественных официальных собраний, спортивных состязаний, национальных праздников и т.п. Г. России. Государственный г. Студенческий г. Звучат гимны стран — участниц Олимпийских игр.
2. Торжественная хвалебная песнь (первоначально — в честь богов или героев); музыкальное произведение или часть его (обычно финал) торжественного характера, прославляющее кого-, что-л. Слагать г. Г. воспевает величие родной природы. Вдохновенный г. былой мощи русского государства.
3. кому-чему. Восторженная хвала; прославление. Г. Весне и Труду земледельца. Петь гимны кому-л. (восхвалять кого-л.).
Гимнический, -ая, -ое. Муз. Г-ая песнь. Г-ая кантата.

Малый академический словарь:

-а, м.
1.
Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства.
Государственный гимн Советского Союза. Интернационалмеждународный пролетарский гимн.
2.
Торжественная хвалебная песнь, а также музыкальное произведение в честь кого-, чего-л. или прославляющее кого-, что-л.
Публика, разом поднявшаяся со своих кресел, прослушала стоя гениальный гимн Глинки и заставила его повторить. Стасов, Бюст Глинки в Мариинском театре.
В трудах и боях возмужала Советская наша земля, --- Ей гимны слагают поэты. Твардовский, Памяти Ленина.
|| перен.
Восторженная хвала, славословие.
Читал ли ты все гимны, которые мне пишут берлинские газеты? М. Антокольский, Письмо И. Гинзбургу, 20 ноября 1893.
[греч. ]

Музыкальная энциклопедия:

(греч. ymnos) — торжественная песнь. Г. существуют государственные, революционные, военные, религиозные, в честь к.-л. историч. события, героя и др. Понятие "Г." в процессе историч. развития менялось. Г. занимают большое место в общественно-политич. жизни, являясь одним из средств массовой агитации, мобилизующей и организующей силой. Рассчитанные на массовое восприятие и исполнение, Г., как правило, отличаются образностью лит. текста, широкой, легко запоминающейся мелодией, ясным, размеренным (чаще маршевым) ритмом и общим величавым характером музыки. Древнейшие дошедшие до нас Г. — молитв. песнопения лирич. характера были сложены в Египте и Месопотамии. Г. как поэтич. и муз. форма получил широкое развитие в Др. Греции. Исполнялся хором, под аккомпанемент кифары; нередко пение сопровождалось танцами. Существовало также сольное исполнение. Первые сохранившиеся Г. Др. Греции относятся ко 2 в. до н. э. Понятие "Г." служило обобщённым наименованием различных культовых песнопений (дифирамб, просодия, проомия, пайяна и др.). В эпоху эллинизма Г. приобрёл самостоятельное значение как особый род торжеств. песнопения, связанного с религ. обрядами. Среди авторов Г. — Анакреон, Гомер, Пиндар и др. В период раннего христианства развитие гимнич. формы происходило под влиянием разл. нац. культур — сирийской, греческой, византийской, еврейской; заметную роль в этом процессе играли также еретич. секты. В странах Бл. Востока Г., как правило, слагались на тексты библии, иногда перефразированные. Сохранились христианские Г., относящиеся к концу 3 в. н. э. (обнаружены на территории Сирии). Одним из авторов христ. Г. был сириец Ефрем Сирин (4 в.). Его сольные Г. — мадраске оказали значит. влияние на последующую визант. гимнодию и на развитие Г. в зап.-европ. странах. Визант. церковь культивировала Г. как составную часть литургич. пения. История визант. духовного Г. охватывает несколько столетий (5-11 вв.) (см. Византийская музыка).
В странах Зап. Европы в годы раннего христианства Г. называлась любая духовная строфич. песня. Позднее это название относилось лишь к новым песням, с определённым ритмом, структурой. Первым известным автором лат. Г. был Исидор Севильский, оставивший 3 фрагмента Г. в строфич. форме, близких к светской лирич. песне. Исполнение Г. в богослужении зап. христ. римской церкви было введено миланским епископом Амвросием (4 в.). Ему принадлежало неск. Г., быстро распространившихся во всех странах Зап. Европы. Уже в 5-6 вв. практика богослужебного исполнения Г. становится повсеместно признанной, хотя в результате сопротивления консервативных церк. деятелей Г. получил право гражданства только в 13 в. В 7-8 вв. Г. распространяется в Испании, Галлии, Англии, а позже — в Германии, Италии. Начиная с 7 в. создаются спец. книги-сборники — гимнодии. Создание Г. продолжалось вплоть до 19 в., гл. обр. в обособленных монастырях.
Импровизац. практика времён средневековья привела к зарождению многоголосных Г. Первые образцы гимнич. многоголосия появляются в конце 14 в. Г. объединялись в циклы и исполнялись на протяжении всего церк. года. Первым значит. автором многоголосных Г. был Г. Дюфаи, написавший ок. 20 трёхголосных Г. с колорированной хоральной мелодией, гл. обр. в дисканте (в отд. случаях средние голоса исполнялись инструментами). Влияние Дюфаи было особенно сильным в юж. части Зап. Европы, где создавались новые Г. и делались обработки ранее известных. Социально-религ. сдвиги 15-16 вв. приводят к созданию новых форм Г., не связанных так тесно с церк. обрядами. Таковы протестантские Г.: гуситские песни в Чехии, нем. протестантский хорал "Господь твердыня наша", ставший, по выражению Ф. Энгельса, "Марсельезой" крестьянской войны. Особой разновидностью Г. в музыке слав. народов были торжественные канты, распространённые в 16 в. в Польше, позже на Украине и в России.
В 19 в. понятие "Г." видоизменяется и приобретает иной характер. Г. становится по преимуществу торжеств. песней светского содержания, к-рая предназначалась, как правило, для большого состава исполнителей — оркестра, хора и солистов. Нередко такого рода Г. входили составной частью в крупные симфонич. и кантатно-ораториальные сочинения (напр., в хор. финал 9-й симфонии Бетховена, в 8-ю симфонию Малера, сочинения Листа, Верди и др. композиторов); образцом подобного Г. является также финальный хор "Славься" из оперы "Иван Сусанин". Гимнич. начало, присущее мн. муз. произв. 19 в., придавало им приподнятый, возвышенный характер.
Особой ветвью развития гимнич. начала в музыке являются песни, возникшие в процессе революц. и нац.-освободит. борьбы народов. К числу таких песен относятся "Марсельеза" Руже де Лиля, "Гимн свободе" Ф. Госсека, "Гимн разуму" Э. Мегюля и мн. др. песни времён Великой франц. революции, а также "Гимн Гарибальди" А. Оливьери в Италии, "Гимн Риего" Ф. Уэрты в Испании, "Ракоци-марш" в Венгрии и др.
Возникшая во Франции революц. песня "Интернационал" П. Дегейтера стала Г. солидарности междунар. пролетариата. Появление многих нац. или гос. Г. тесно связано с нац.-освободит. борьбой и формированием независимости гос-в (напр., песня "Вильгельм ван Нассауве", созданная в 1568 в честь Вильгельма Молчаливого, воглавлявшего освободит. восстание против испан. владычества, позднее была официально признана нац. Г. Голландии). В др. странах гос. Г. возникали значительно позже и происхождение их было различно. Основой для Г. чаще всего являлись уже существовавшие тексты, иногда слова Г. писались на бытовавшую мелодию. По характеру музыки Г. также различны. Так, напр., старыми королевскими Г. Испании и Португалии были воен. марши, исполнявшиеся без текста. Один из старейших Г. — Г. Великобритании ("Боже храни короля") был написан комп. Г. Кэри как вставная патриотич. песня для одной из театр. постановок и утвердился лишь постепенно, в соперничестве с др. патриотич. песней "Правь, Британия" комп. Т. Арна. Песня Г. Кэри с небольшими модификациями (мелодии и вариантов текста) стала основой Г. Дании (1750) и Пруссии (1793), в 1871 — Германии, в 1830 — Швейцарии. За основу Г. Австро-Венгрии была взята тема из струн. квартета No 3 ор. 76 Гайдна, а в совр. Австрии музыкой Г. служит одна из мелодий Моцарта, текст к к-рой написала П. фон Прерадович. Гос. Г. неск. слав. стран возникли на основе патриотич. песен. В 20 в. в большинстве стран Г. — официально принятая звуковая эмблема гос-ва. В СССР до 1943 гос. Г. был "Интернационал". Новый Г., написанный А. В. Александровым на основе его песни "Гимн Партии большевиков", впервые прозвучал по радио в ночь на 1 января 1944 и начал повсеместно исполняться с 15 марта 1944. Все союзные республики СССР имеют также гос. Г. (см. Государственные гимны союзных республик). "Интернационал" остаётся Г. Коммунистической партии Советского Союза.
Получили широкое распространение Г. разл. междунар. организаций, политич. партий, спортивных федераций, объединений и др. Гимнич. характер присущ мн. революционным и массовым песням, в т. ч. патриотич. песням сов. композиторов ("Гимн демократической молодежи" А. Новикова, "Пролетарии всех стран, соединяйтесь" В. Белого, "Партия — наш рулевой" В. Мурадели, "Песня о Родине" И. Дунаевского, и др.). Им, как правило, присущи широкая напевность, приподнятая торжественность, они часто исполняются во время праздников, митингов, шествий.
Литература: Бернштейн Н. Д., История национальных гимнов, П., 1914; Tillуаrd H. J. W., Byzantine music and hymnography, L., 1923; Stдblein В., Die mittelalterlichen Hymnenmelodien, Erlangen, 1946; Wellesz Е., A history of Byzantine music and hymnography, Oxf., 1949, 1961; Nettl P., National anthems, N. Y., 1952; Gerber R., Rцmische Hymnenzyklen des spдten 15. Jahrhunderts, AfMW, 1955, XII; rосknee С. E., The French Diocesan hymns and their melodies, L., 1954; Hymni et sequentinae, в издании: Melodiarium Hungariae medii aevi 1, Bdpst, 1956; Shaw M., Coleman H. (ed.), National anthems of the world, L., 1960; Gerber R., Zur Geschichte des mehrstimmigen Hymnus, Musikwissenschaftliche Arbeiten, XXI, Kassel, 1965.
М. М. Яковлев.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
гимн, -а

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

адонидия
атиква
дифирамб
интернационал
марсельеза
ном
панегирик
пеан
песня
похвала
псалом
славословие
стабат матер

Этимологический словарь Макса Фасмера:

Вероятно, через польск. hymn из лат. hymnus, греч. ; см. Брюкнер 174; Горяев, ЭС 67.

Грамматический словарь Зализняка:

Гимн, гимны, гимна, гимнов, гимну, гимнам, гимн, гимны, гимном, гимнами, гимне, гимнах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(греч. от — петь, славить, хвалить). У древних в Г. прославлялись боги и герои; пелись при жертвоприношениях и торжествах. У евреев Г. встречаются в собраниях псалмов Давида. У христиан Г. — хвалебная песнь Богу или святым. Христианский Г. ведет свое начало от первых времен христианства, когда хвалебные песни пелись в катакомбах и пещерах. В христианское богослужение вошли Г. как Ветхого Завета — напр. гимны Захария и Симеона — так и Нового Завета. К прекрасным образцам христианских Г. принадлежат амвросианский "Те Deum" и "Коль славен наш Господь в Сионе". У лютеран многие хоралы могут быть отнесены к разряду Г. Национальный Г. — песнь торжественного содержания, исполняемая при всех официальных случаях. Русский народный Г. — "Боже Царя храни", Львова. Из Г. других государств по музыкальным достоинствам особенно выдается английский национальный Г., вошедший в употребление и во многих других государствах, как то Пруссии, Швеции, России (до гимна Львова). Национальные гимны писали Львов, Люлли, Лист, Руже де Лиль, Гайдн, Кверульер, Гретри. Из сборников таких Г. известны: "Recueil dairs nationaux" Леона Шика (переложение для оркестра) и сборник национальных гимнов всех государств света Щуровского, для фортепиано, с пением. Г. вообще пишется в необширной форме песни, в коленном складе. Но есть Г., получившие у композиторов более широкое развитие, напр. "Те Deum" Берлиоза, "Lobgesang" Мендельсона и др.
Н. С.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru