Определение слова «Гхош»

Большая советская энциклопедия:

I
Аджой Кумар (20.2.1909, Канпур, — 13.1.1962, Дели), деятель индийского и международного рабочего движения. Родился в семье врача. Окончил Аллахабадский университет. Ещё в студенческие годы принимал участие в национально-освободительном движении. В 1928 вступил в Социалистическую республиканскую ассоциацию Индии. В 1929 был привлечён к суду английскими колониальными властями по обвинению в подготовке восстания. В 1931 стал одним из руководителей профсоюзов г. Канпур, секретарём организации Рабоче-крестьянской партии Соединённых провинций (ныне штат Уттар-Прадеш), позднеечлен Исполкома Всеиндийской рабоче-крестьянской партии и редактором газеты этой партии «Крантп кари» («Революционер»). Г. — один из организаторов компартии Индии, с 1933 член ЦК, с 1936 член Политбюро ЦК (с 1958 — Центральный исполнительный комитет) компартии Индии (КПИ), с 1951 генеральный секретарь ЦК (с 1958 — Национальный совет) КПИ. За революционную деятельность Г. неоднократно подвергался арестам и тюремному заключению. Г. — автор ряда работ по проблемам коммунистического движения в Индии.
Соч.: Статьи и речи, пер. с англ., М., 1962.
Лит.: Жизнь, отданная борьбе, 2 изд., М., 1966, с. 177-96; Полонская Л. Р., Шаститко П. М., Аджой Гхош, «Вопросы истории», М., 1969, № 6.

А. К. Гхош.
II
Амалананда (р. 3.3.1910, Варанаси), индийский археолог. Генеральный директор археологической службы Индии (1953—68), главный редактор журнала «Эйншент Индия» («Ancient India»), издатель отчётов об исследованиях инд. археологов («Indian Archaeology»). Организатор и руководитель многих археологических экспедиций. Известен исследованиями в Пачмархи, Таксиле, Арикамеду, Хараппе (См. Хараппа), Ахиччхатре (См. Ахиччхатра).

Советская историческая энциклопедия:

1.
Аджой Кумар (20. II. 1909 — 13. I. 1962) — деятель индийского и междунар. рабочего движения. Родился в семье врача в г. Канпуре. Окончил Аллахабадский ун-т (физико-математич. ф-т). Еще в студенч. годы принимал участие в нац.-освободит. движении. В 1928 вступил в социалистич. республиканскую ассоциацию Индии. В 1929 был привлечен к суду англ. колон. властями по обвинению в подготовке восстания. В 1931 Г. стал одним из руководителей профсоюзов г. Канпура, секретарем орг-ции Рабоче-крестьянской партии Соединенных провинций (ныне — шт. Уттар-Прадеш), позднее — чл. исполкома Всеинд. рабоче-крест. партии и редактором газ. этой партии "Кранти кари" ("Революционеры"). В 1931 включился в коммунистич. движение; с 1933 был чл. ЦК, а с 1951 — ген. секретарем ЦК (с 1958 — Нац. совета) компартии Индии (КПИ); с 1936 — чл. Политбюро ЦК (с 1958 — Центр. исполнит. к-та) КПИ. За революц. деятельность Г. неоднократно подвергался арестам и тюремному заключению (в общей сложности находился в тюрьмах св. 6 лет). Полицейские репрессии, гонения и тюремные заключения подорвали здоровье Г.; скончался от сердечного приступа.
=====
Г. возглавлял делегации КПИ, присутствовавшие на XX (1956), XXI (1959) и XXII (1961) съездах КПСС, возглавлял делегации КПИ на Моск. совещаниях коммунистич. и рабочих партий (1957, 1960). Г. — автор работ, освещающих деятельность КПИ, вопросы междунар. рабочего движения и нац.-освободит. движения в Индии.
=====
Соч.: Статьи и речи, пер. с англ., М., 1962.
2.
Амалананда (р. 3. III. 1910) — индийский археолог. Директор археологич. службы Индии (с 1953), гл. редактор журнала "Ancient India" ("Древняя Индия"). Ежегодно Г. издает отчеты об археологич. исследованиях инд. археологов ("Indian Archeology. A Review"). Г. — организатор и руководитель многих археологических экспедиций. Известен исследованиями в Пачмархи, Таксиле, Арикамеду, Хараппе, Ахиччхатре.

Новая философская энциклопедия:

ГХОШ (Ghose) Ауробиндо (15 августа 1872, Калькутта — 5 декабря 1950, Пондишери)индийский религиозный философ и поэт, политический деятель, создатель т.н. «интегральной веданты». В 1905—10 — активный участник антиколониального движения, один из лидеров радикального крыла в Индийском национальном конгрессе. В 1910 отошел от непосредственного участия в политической жизни, переехал в Пондишери. В 1926 (совместно с француженкой М.Ришар) основал религиозную общину, члены которой до настоящего времени пропагандируют его идеи. В дальнейшем Гхош разрабатывал т.н. пурна-йогу, призванную синтезировать различные виды йогической практики.
Основные философские труды: «Божественная жизнь» (1914—16); «Идея человеческого единства» (1915—18) «Психология социального развития» (1916—18, позднейшее название «Цикл человеческой истории»). «Интегральная веданта» была задумана как попытка преодоления «односторонних» подходов к пониманию человека, среди которых Гхош выделял прежде всего «аскетический спиритуализм» (учение Шанкары [ШАНКАРА]) и материализм (преимущественно в его вульгарной разновидности, трактующей сознание как «эпифеномен»). Называя оба подхода историческими «тупиками» мысли, Гхош претендовал на преодоление обоих односторонностей, признавая значимость как духовной, так и материальной стороны человека. Гхош исходил из допущения двух противоположно направленных, но неразрывно связанных процессов — инволюции и эволюции. Исходный пункт инволюции — неопределенный (ниргуна) Брахман [БРАХМАН], трактуемый, в отличие от адвайта-веданты [АДВАЙТА-ВЕДАНТА], как динамическое, а не статическое начало. Обладая способностью к самопроявлению, самоограничению и самопоглощению, Брахман порождает мир, нисходя через «сверхразум», «верховный разум», «разум» и «жизнь» к «материи» как к крайнему пункту мирового отчуждения. В дальнейшем начинается противоположный процессэволюция как восхождение от «материи» к «жизни» и «разуму». Он завершается «супраментализацией», нисхождением «сверхразума» в низшую сферу бытия и превращением человечества в «сверхчеловечество», совокупность «гностических существ», наделенных телесным бессмертием. «Супраментализированная материя» оказывается вознесенной на высший виток эволюционной спирали, так что этот процесс уже не обращается вспять. Усвоение Гхошем идеи необратимого развития существенно отличает его концепцию как от классической ведант [ВЕДАНТА]ы, так и от предшествующих неоведантистских учений (Вивекананда [ВИВЕКАНАНДА]). Критикуя эволюционизм Г.Спенсера, выдвигая ряд идей, перекликающихся с европейской диалектической традицией, Гхош в то же время утверждал, что борьба противоположностей — лишь «слепой механизм» развития, его «первое», а не последнее словоконце концов «любовь вытесняет борьбу» и из-за «слепого механизма» выступает подлинная движущая сила — «сверхразум»). Спиритуализм концепции Гхоша сказывается и в том, что преодоление противоречий современной западной цивилизации мыслится им через преобразование сознания отдельных индивидов (посредством пурна-йоги).
Ряд современных исследователей философии Гхоша разделяют мнение Тейяра де Шардена [ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН] о сходстве его собственного учения об эволюции с учением Гхоша. Сходство это связано с тем, что оба мыслителя стремятся согласовать современные представления об эволюции со спиритуалистическими традициями. Идеи Гхоша пользуются большим влиянием в современной Индии.
Сочинения:
1. ri Aurobindo Birle centenary library, v. 1—30. Pondicherry, 1972.
 
Литература:
 
1. Костюченко В.С. Интегральная веданта (критический анализ философии Ауробиндо Гхоша). М., 1970.
В.С.Костюченко

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru