Определение слова «ДРАГА»

Толковый словарь Ушакова:

ДРА́ГА, драги, ·жен. (·франц. drague) (тех.). Небольших размеров землечерпательная машина.

Большой энциклопедический словарь:

ДРАГА (от англ. drag) — плавучий комплексно-механизированный горно-обогатительный агрегат с многочерпаковым рабочим органом для подводной разработки преимущественно россыпей, извлечения из них ценных минералов и укладки пустых пород в отвал.

Большая советская энциклопедия:

Драга
(от англ. drag)
плавучее горно-обогатительное сооружение с комплексом оборудования, предназначенного для разработки обводнённых месторождений полезных ископаемых и извлечения ценных компонентов с плотностью свыше 3 (золото, платина, олово, алмазы и др.). Д. применяют для разработки преимущественно аллювиальных и элювиально-делювиальных, а также прибрежно-морских россыпей, за исключением валунистых, крепко сцементированных горными породами и вязкими глинами. Д. подразделяются на 2 класса: континентальные (для разработки материковых россыпей), которые, как правило, монтируются на плоскодонном понтоне (судне), обеспечивающем нормальную их плавучесть и эксплуатацию в замкнутом водоёме в соответствии с требованиями Речного регистра РСФСР (См. Речной регистр РСФСР), морские, предназначенные для разработки россыпных и осадочных месторождений, залегающих в прибрежной зоне и в глубоководной части акватории крупных озёр, морей и океанов. Эти Д. обычно монтируются на килевых, реже плоскодонных, самоходных либо буксирных судах, обеспечивающих их нормальную плавучесть и эксплуатацию в открытом море при штормовом волнении в соответствии с требованиями Морского регистра (см. Регистр Союза ССР). Д. оснащается стационарным промывочно-обогатительным оборудованием, установленным на судне, либо работает по раздельной схеме «добыча—обогащение» в цикле с обособленными береговой или плавающей обогатительными установками.
Морские и континентальные Д. различают: по роду энергии — электрические, дизель-электрические, дизельные, паровые; по способу передвижения (маневрирования) — канатно-свайные, канатно-якорные; по возможной глубине разработки (выемки) пород ниже ватерлинии — малой глубины выемки (до 6 м), средней (до 18 м), глубокой (до 50 м), сверхглубокой (свыше 50 м); по принципу действия добычного аппарата: черпающие — одночерпаковые (с ковшом типа механической лопаты, с грейферным ковшом, с ковшом драглайна) и многочерпаковые (с прерывистой черпаковой цепью, со сплошной черпаковой цепью), подразделяющиеся также по ёмкости черпаков — малолитражные (до 100 л), среднего литража (до 250 л) и крупнолитражные (более 250 л); гидро- и пневмовсасывающие — землесосные с механическими или гидравлическими разрыхлителями и без них, эжекторные, эрлифтные и землесосные с погружными насосами.
Область применения Д. ограничивается глубиной разработки продуктивных пород (рис. 1). Широкое распространение при разработке континентальных россыпей получили электрические, реже дизельные и паровые, многочерпаковые драги со сплошной и прерывистой цепью черпаков ёмкостью от 50 до 600 л и законченным циклом обогащения, а на морских — одночерпаковые гидро- и пневмовсасывающие. Морские Д. конструктивно отличаются от континентальных особенностями маневрового и транспортно-отвального оборудования (отсутствие свай и отвального конвейера). При работе в открытом море передвижение и маневрирование Д. по забою осуществляется посредством канатно-якорного устройства.
Многочерпаковая Д. (рис. 2) состоит из плавающего судна, обычно в виде плоскодонного цельнометаллического понтона сварной конструкции, на котором размещены жёстко связанные с ним массивные фермы остова (так называемая суперструктура) и надпалубная надстройка, а также передняя и задняя мачты, черпающее и маневровое устройства, обогатительное и др. оборудование.
В России малолитражные одночерпаковые Д., известные под названием «пахарь», применялись старателями при добыче золота из небольших русловых россыпей. Первая многочерпаковая Д. с механизированным приводом от паровой машины построена в 1870 в Новой Зеландии. В России первая многочерпаковая Д., переоборудованная из купленной в Голландии землечерпалки, была установлена в 1893 в долине р. Кудача на Амурском прииске «Рождественский». В 1900 Невьянский завод на Урале приступил к производству первых отечественных Д. Наибольший подъём драгостроения относится к 30—40-м гг. 20 в., когда действующий дражный флот зарубежных стран насчитывал около 400 крупнолитражных Д. Пионером советского драгостроения стал завод «Красный Путиловец» (ныне Кировский завод в Ленинграде), который с 1926 по 1930 изготовлял электрические Д. с черпаками ёмкостью 210 и 380 л, что позволило прекратить импорт Д. В 1931 Иркутский завод тяжёлого машиностроения изготовил первые Д. с черпаками ёмкостью 150 л. В 1969 этим заводом изготовлена крупнейшая в мире электрическая Д. с черпаками ёмкостью 600 л и предельной глубиной черпания 50 м ниже уровня воды (рис. 3). Отечественные драгостроительные предприятия серийно выпускают электрические Д. нескольких типоразмеров (см. таблицу).
В зарубежной практике в связи с истощением в большинстве стран запасов континентальных россыпей действующие Д. переносят, как правило, с одного месторождения на другое (Южная Америка), а новые Д., предназначенные преимущественно для разработки оловоносных (Малайзия, Индонезия) и прибрежно-морских алмазоносных россыпей (Западная Африка), изготавливаются в незначительном количестве.
Обладая самым мощным и многочисленным дражным флотом в мире, СССР имеет высокие достижения в драгостроении и определяет в этой области мировой уровень науки и техники.
Новым направлением в драгостроении является оснащение маневрового устройства независимыми друг от друга лебёдками и приводами, выполняющими одну технологическую операцию. Как правило, эти лебёдки имеют электрическую блокировку и централизованное управление, что обеспечивает ритмичную работу Д. Типовая схема обогатительного оборудования, применяемая на Д. отечественного производства, показана на рис. 4. При оптимальных режимах обогащения на Д. достигаются высокие показатели извлечения (на песках тяжёлых металлов 93,8—98,6%, а лёгких минералов 89,5—95,6%). Развитие драгостроения идёт по пути максимальной унификации агрегатов и узлов Д., оснащения их новейшим высокопроизводительным оборудованием, эффективными системами регулируемого электропривода и средствами автоматизированного управления, контроля и дистанционного надзора за технологическими процессами с использованием электронных управляющих и счётно-решающих устройств, промышленного телевидения, звуколокационных и радиогеодезических установок и др.
Краткая техническая характеристика многочерпаковых драг отечественного производства (1970)
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|                                                                           | Иркутский завод тяжёлого           | Пермский маши-        |
| Показатели                                                        | машиностроения                         | ностроительный        |
|                                                                           |                                                    | завод                        |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                                                                           | 80Д   | 150Д    | 250Д    | 600Д      | ОМ-431    | ОМ-417    |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Ёмкость черпака, л                                            | 80      | 150      | 250      | 600        | 380          | 400          |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Подводная глубина черпания, м                         | 6       | 9         | 12        | 50          | 30            | 17            |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Средняя производительность, м3/ч                    | 100    | 180      | 320      | 500        | 400          | 450          |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Установленная мощность электродвигателей,    |          |            |            |              |                |                 |
| квт                                                                     | 392    | 800      | 1082    | 7300      | 2110        | 2494         |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Габариты, м:                                                      |          |            |            |              |                |                 |
| длина                                                                 | 50,2   | 74,6     | 92,0     | 236,0     | 156,2       | 122,8        |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| ширина                                                              | 16,7   | 24,5     | 26,0     | 50,0       | 35,9         | 38,6         |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| высота                                                               | 17,0   | 21,6     | 25,7     | 53,7       | 39,0         | 35,0         |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Конструктивная масса, т                                    | 386    | 912      | 1373    | 10331    | 3252        | 2594         |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Водоизмещение в рабочем состоянии, т            | 410    | 990      | 1460    | 10854    | 3480        | 2865         |
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Лит.: Свиридов А. П., Драги и драгирование, М., 1952; Шорохов С. М., Разработка россыпных месторождений и основы проектирования, М., 1963; Лешков В. Г., Справочник дражника, М., 1968; его же, Современная техника и технология дражных работ, М., 1971; Меро Дж., Минеральные богатства океана, пер. с англ., М., 1969.
В. Г. Лешков.

Рис. 1. Конструктивные типы драг, применяемых для разработки континентальных и морских россыпей различной глубины залегания: 1 — многочерпаковая (с прерывистой или сплошной цепью черпаков); 2 — землесосная с механическим разрыхлителем; 3 — землесосная с гидравлическим разрыхлителем; 4 — эрлифтная; 5 — грейферная; 6 — драглайновая; 7 — эжекторная и землесосная с погружными насосами и перекачными станциями.

Рис. 2. Общий вид 380-литровой драги ОМ-431: 1 — понтон; 2 — черпаковая рама; 3 — черпаковая цепь; 4 — нижний черпаковый барабан; 5 — поддерживающий барабан; 6 — подвес черпаковой рамы; 7 — передняя мачта; 8 — главная ферма (суперструктура); 9 — задняя мачта; 10 — сваи; 11 — отвалообразователь (стакер); 12 — хвостовые колоды; 13 — береговой мостик; 14 — надстройка.

Рис. 4. Типовая схема обогащения золотосодержащих песков, применяемая на современных драгах отечественного производства: 1 — завалочный люк; 2 — колосниковый грохот; 3 — барабанный грохот подчерпакового уловителя; 4 — шлюз уловителя; 5 — промывочная бочка; 6 — распределитель; 7 — галечный лоток; 8 — галечный конвейер стакера; 9 — шлюз с подвижным цельноформованным резиновым покрытием и автоматизированным сполоском; 10 — хвостовая колода; 11 — самородкоулавливающие шлюзы; 12 — шлюз для улавливания крупного золота; 13 — спиральный классификатор; 14 — вибрационный грохот; 15 — контрольный шлюз; 16 — зумпф пескового насоса; 17 — песковый насос; 18 — бункер концентрационного стола; 19 — концентрационный стол; 20 — ленточный элеватор; 21 — шаровая мельница; 22 — амальгаматор непрерывного действия; 23 — шлюз амальгамационный.

Рис. 3. Общий вид уникального по своим размерам и глубине черпания драги с черпаками ёмкостью 600 л.

Большой словарь иностранных слов:

Драги, ж. [фр. drague] (тех.). Небольших размеров землечерпательная машина.

Толковый словарь Кузнецова:

драга
ДРАГА -и; ж. [франц. drague, англ. drag]
1. Плавучее сооружение для разработки россыпных месторождений полезных ископаемых (золота, платины и др.), залегающих на дне водоёмов.
2. Гидрологическое устройство для добывания растений и животных с больших водных глубин.
Дражный, -ая, -ое. Д-ые детали. Д-ые работы (производимые драгой). Д-ое золото (добытое с помощью драги).

Малый академический словарь:

драга
-и, ж.
1.
Плавучее горно-обогатительное сооружение, предназначенное для разработки россыпных месторождений полезных ископаемых (золота, платины, алмазов и др.).
2.
Прибор для добывания с больших водных глубин растений и животных.
[франц. drague]

Горная энциклопедия:

(от англ. drag * a. dredge; н. Schwimmbagger; ф. drague, noria de reprise; и. draga) — плавучий горно-обогатит. комплекс для разработки обводнённых м-ний полезных ископаемых (преим. россыпных). Д. оснащена рабочим органом для добычи продуктивных пород из-под воды, промывочно-обогатит. агрегатами для их обогащения, извлечения ценных минералов и транспортно-отвальным оборудованием для укладки пустых пород (хвостов промывки) в отвал. Использование Д. для добычи золота (одночерпаковой рычажно-ковшевого типа) впервые начато в 1863 в Новой Зеландии. В 1882 построена первая двухстреловая (типа механич. лопаты) Д., в 1895 — многочерпаковая электрическая 150-литровая (с бесконечной цепью) Д. Первая Д. со сплошной черпаковой цепью, возможностью канатно-свайного маневрирования и централизов. системой управления (Д. калифорнийского типа)прототип совр. многочерпаковых Д. — выпущена в 1899 амер. фирмой "Bucyrus-Erie Со". Наибольшее развитие драгостроение получило в 30-40-е гг. 20 в. (действующий дражный флот капиталистич. стран включал ок. 400 Д.).
В России первая многочерпаковая Д., переоборудованная из купленной в Нидерландах золотопромышленником П. П. Гудковым землечерпалки, сооружена в 1893 на сибирском прииске "Рождественский" в долине р. Кудача. С 1900 Невьянский з-д на Урале приступил к выпуску отечеств. Д. (первая — на деревянном понтоне с черпаками вместимостью 113 л наз. "Пётр Яковлев"), с 1903 — Путиловский з-д, Д. к-рого (с черпаками 100 и 150 л) превосходили как отечественные, так и зарубежные образцы. Пионер советского драгостроения — з-д "Красный путиловец" (г. Ленинград) в 1926-30 изготовил 20 электрич. Д. с черпаками 210 и 380 л, что позволило прекратить импорт этого оборудования. Наибольшего развития драгостроение в СССР получило со 2-й пол. 40-х гг. В 1951 созданы первые отечеств. алмазодобывающие Д., а затем Д. для разработки титансодержащих и редкометалльных россыпей. Совр. Д. подразделяются на два класса — континентальные и морские. Состоят они из плавающего судна, на к-ром размещены жёстко связанные с ним массивные фермы остова и надпалубная надстройка, а также передняя и задняя мачты, черпающее и маневровое устройство, обогатит. оборудование и др. Континентальные Д. предназначены для разработки материковых россыпей, обычно приуроченных к зоне распространения современных либо древних (погребённых) речных систем. Эти Д. монтируются, как правило, на плоскодонном судне (понтоне). Морские Д. используются для разработки россыпных (рыхлых осадочных) м-ний, залегающих в прибрежной или глубинной зоне акваторий морей и крупных озёр. Они обычно монтируются на килевых (реже плоскодонных) самоходных либо буксируемых судах. В отличие от континентальных Д. у морских отсутствуют отвалообразователь (стакер) и сваи. Д. обоих классов оснащают стационарным промывочно-обогатит. оборудованием (наиболее распространённый вариант), смонтированным непосредственно на судне (рис. 1), или эксплуатируют их в комплексе с обособленной береговой либо плавающей обогатит. установкой.

Рис. 1. Типовая технологическая схема обогащения золотоносных песков на драге: 1 — заволочный люк; 2 — колосниковый грохот; 3 — барабанный грохот; 4 — шлюз уловителя; 5 — барабанный грохот-бочка; 6 — распределитель; 7 — галечный лоток; 8 — транспортёр стакера; 8, 9 — шлюз с подвижным резиновым покрытием; 10 — хвостовая колода; 11-12 — самородкоулавливающий шлюз; 13 — шлюз для улавливания крупного золота; 14 — классификатор; 15 — грохот; 16 — контрольный шлюз; 17 — зумпф пескового насоса; 18 — песковой насос; 19 — бункер концентрационного стола; 20 — концентрационный стол; 21 — элеватор; 22 — шаровая мельница; 23 — амальгаматор непрерывного действия; 24 — шлюз амальгамационный.
Классифицируют Д. также по роду энергии приводных механизмов — электрические, дизель-электрические, дизельные и паровые; по способу передвижения (маневрирования) в забое — канатные, канатно-свайные, канатно-якорные; по возможной глубине выемки пород ниже уровня воды — мелкого черпания (до 6 м), ср. глубины черпания (до 15 м), глубокого черпания (до 50 м) и сверхглубокого черпания; по роду драгирующего агрегата — черпаковые с жёсткой рамой (одночерпаковые типа мехлопаты, многочерпаковые роторные и шарнирно-цепные со сплошной и прерывистой черпаковой цепью), черпаковые канатные (одночерпаковые с грейферным или драглайновым ковшом, многочерпаковые канатно-цепные), гидро- и пневмовсасывающие (землесосные, землесосные с механич. или гидравлич. разрыхлителем, эжекторные, эрлифтные, землесосные с погружными насосами). Рациональная область применения Д. разл. типов (по макс. глубине выемки продуктивных пород ниже уровня воды): для многочерпаковых роторных и жёсткорамных со сплошной и прерывистой цепью черпаков — 50 м; землесосных с механич. или гидравлич. разрыхлителем — 80 м; эрлифтных (пневмовсасывающих) — 200 м; грейферных — 250 м; драглайновых и многочерпаковых канатно-цепных — 1500 м; эжекторных (гидровсасывающих) и землесосных с многоступенчатым подъёмом погружными насосами — 4600 м.

Рис. 2. Общий вид электрической драги модели 250Д (250 л); 1 — понтон; 2, 3 — соответственно передняя и задняя мачты; 4 — надстройка; 5 — драгерское помещение; 6 — черпаковая рама; 7 — подвес черпаковой рамы; 8 — черпаковая цепь; 9 — нижний черпаковый барабан; 10, 11 — соответственно ведущие ролики носовых (12) и кормовых (13) маневровых канатов; 14 — свая; 15 — отвалообразователь (стакер); 16 — хвостовые колоды; 17 — береговой мостик (трап); 18 — силовой (береговой) кабель; 19 — консоль для подвески силового кабеля; 20 — мостовой кран; 21 — вспомогательный кран на передней мачте.
В нач. 80-х гг. наибольшее применение в СССР и за рубежом получили электрич. и дизель-электрич. многочерпаковые Д. с жёсткой рамой и черпаками вместимостью 50-700 л (рис. 2), эксплуатируемые на прибрежно-морских и континентальных россыпях золота, платины, олова, редких металлов и алмазов с глубиной залегания до 50 м ниже уровня воды Модели отечеств. Д.: 80Д, 150Д, 250Д, 600Д, ОМ-431 и др. (номинальная вместимость черпаков 80-600 л). Ср часовая производит. Д. 100-550 м3.
Развитие драгостроения идёт по пути макс. унификации агрегатов и узлов Д., оснащения их эффективными системами регулируемого электропривода и средствами автоматизир. управления, контроля и дистанционного надзора за технол. процессами и др. Д., применяемые за рубежом, по своим конструкциям аналогичны отечественным.
Литература: Лешков В. Г., Современная техника и технология дражных работ, М., 1971; его же, Теория и практика разработки россыпей многочерпаковыми драгами, М., 1980.
В. Г. Лешков.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
драга, -и

Толковый словарь Ожегова:

ДРАГА, и, ж.
1. Плавучая землечерпальная машина, снабжённая оборудованием для промывки вычерпанного грунта.
2. Прибор для добывания с больших водных глубин растений и животных.
| прил. дражный, ая, ое.

Техника. Современная энциклопедия:

драга
Плавучий горно-обогатительный комплекс, предназначенный для разработки обводнённых месторождений преимущественно россыпных полезных ископаемых. Все механизмы и оборудование драги размещаются на самоходном или буксируемом судне либо на понтоне. Драга имеет рабочий орган для добычи полезных ископаемых из-под воды, промывочные агрегаты, обогатительную установку для извлечения ценных минералов и отделения пустых пород, транспортное оборудование. С драги добывают породы с глубины до 50 м и более; для этого используют черпаковые, многочерпаковые, роторные и шарнирно-цепные, с грейфером и ковшом-драглайном и другие рабочие органы, а также применяют землесосные, эрлифтные, эжекторные и другие устройства. Черпаковыми драгами добывают полезные ископаемые с глубины до 50 м, наибольшая глубина доступна драгам с эжекторным и землесосным многоступенчатым подъёмом погружными насосами (до 4600 м). Наибольшее применение получили драги с черпаковым органом, называемые иногда землечерпательным снарядом, с электрическим или дизель-электрическим приводом механизмов. Впервые одночерпаковая драга была использована на месторождении золота в 1863 г. в Новой Зеландии. В России в кон. 40-х гг. 20 в. были созданы алмазодобывающие драги, а затем драга для разработки титаносодержащих и редкометалльных россыпей.

Многочерпаковая драга

Грамматический словарь Зализняка:

Драга, драги, драги, драг, драге, драгам, драгу, драги, драгой, драгою, драгами, драге, драгах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Машина)королева сербская; см. Александр I.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru