Определение слова «Дессау П.»

Музыкальная энциклопедия:

(Dessau) Пауль (р. 19 XII 1894, Гамбург) — нем. композитор (ГДР). Чл. Нем. академии иск-в (1950). Чл. СЕПГ с 1948. Начал выступать в концертах в раннем детстве. В 1910-12 учился в консерватории Клиндворта-Шарвенки (Берлин) по классу фп. и композиции. В 1913 коррепетитор оперного т-ра в Гамбурге, где работал вместе с Ф. Вейнгартнером и А. Никишем. В последующие годыкоррепетитор и дирижёр драм. и оперных т-ров Кёльна, Майнца, Берлина. С 1928 начал писать музыку для кино и певч. рабочих объединений (ферейнов). После установления фаш. режима (1933) эмигрировал в Париж, с 1939 жил в США. Сотрудничал с видными режиссёрами кино (У. Дисней и др.), преподавал в муз. школах, писал массовые песни, посв. респ. Испании и франц. Нар. фронту (широко известна песня "Колонна Тельмана", 1936). В 1942 началось содружество Д. с Б. Брехтом, во многом определившее дальнейшее творчество композитора. В 1948, возвратись в Берлин, Д. становится активным деятелем социалистической культуры ГДР. Разносторонний и самобытный художник, Д. выступает в разл. формах муз. творчества: симф. и камерная музыка, песни и хоры, оратории, музыка к фильмам (в т. ч. к фильму "Русское чудо" режиссёров Аннели и Андре Торндайк). Наиболее значит. работы Д. — оперы на сюжеты Брехта "Осуждение Лукулла" и "Пунтила", опера-сказка "Ланцелот" (по пьесе Шварца "Дракон"), а также музыка к брехтовским спектаклям ("Матушка Кураж и её дети", 1946; "Добрый человек из Сезуана", 1947; "Кавказский меловой круг", 1954, и др.). Развивая идеи Б. Брехта, композитор рассматривает своё иск-во как средство политич. активизации масс. В музыке Д. сочетаются острота и жёсткость созвучий, аскетич. суровость орк. красок, в отд. опусах — применение свободно трактованной 12-тоновой техники и чёткая жанровая определённость, ясность тематизма, обусловленная традициями современной бытовой музыки. В отдельных произв. Д. разрабатывает мотивы евр. нар. поэзии и мелоса. В вок. соч. использованы произв. В. В. Маяковского, П. Неруды, Ф. Вольфа, И. Бехера, Кубы (псевд. К. Бартеля) и др. С 1959 Д. вице-президент Нем. академии иск-в. Лауреат Нац. пр. ГДР (1953, 1956, 1965).
Сочинения: оперы — Джудитта (1912, не пост.), Осуждение Лукулла (Das Verurteilung des Lukullus, 1949, пост. 1951, Берлин), Пунтила (1960, пост. 1966), Ланцелот (1969); мелодрама — Лило Херманн, студентка из Штутгарта (1953, на текст Ф. Вольфа); оратории — Хагада (сценич. оратория, евр. текст, 1936), Немецкое Мизерере (Deutsches Miserere, 1947); кантаты — Выращивание проса (1952, для баритона, хора и оркестра), Еврейская хроника (1960, на текст И. Герлаха, муз. Д. совм. с Б. Блахером, К. А. Хартманом, X. Хенце и Р. Вагнером-Регени), Реквием памяти Лумумбы; для орк. — 2 симфонии (1934, 1964), Вариации на тему Баха (1964), Памяти Брехта 1957), орк. пьеса Ленин (на сл. Брехта, 1970); музыка для драм. т-ра, массовые песни, хоры и др.
Литература: Hennenberg F., Dessau-Brecht musikalische Arbeiten, В., 1963; его же, Paul Dessau. Eine Biographie, Lpz., 1965.
И. В. Нестьев.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru