Определение слова «дедал»

Большой энциклопедический словарь:

ДЕДАЛ — в греческой мифологии искусный зодчий. Построил на о. Крит лабиринт. На крыльях из перьев, скрепленных воском, совершил вместе с сыном Икаром перелет с о. Крит на побережье М. Азии, потом в Сицилию. Икар, поднявшийся слишком близко к солнцу (от лучей которого воск растаял) — упал в море.

Большая советская энциклопедия:

Дедал
В древне-греческой мифологии знаменитый афинский зодчий и скульптор. Согласно мифу, Д., изгнанный из Афин за убийство своего племянника и ученика, превзошедшего учителя в создании различных инструментов, бежал к критскому царю Миносу; по приказанию Миноса он построил Лабиринт, куда было помещено чудовище Минотавр. Д. научил дочь Миноса Ариадну (См. Ариадна), как помочь Тесею (См. Тесей) выйти из лабиринта после убийства им Минотавра. Преследуемый за это Миносом, Д. изготовил себе и своему сыну Икару крылья из перьев, скрепленных воском, и с их помощью достиг по воздуху побережья Малой Азии, откуда потом перебрался в Сицилию. Но Икар, несмотря на предупреждение Д., поднялся слишком близко к солнцу (от лучей которого воск растаял) и упал в воду недалеко от острова Самос, в восточной части Эгейского моря, которая носила в древности название Икарийского моря (якобы по имени Икара, в действительности от расположенного вблизи острова Икария). Наиболее подробно миф о Д. изложен у Овидия в «Метаморфозах» (см. книгу 8, строки 157—262; рус. пер., М., 1937).

Большой словарь иностранных слов:

[гр. искусно отделать что-либо] – в древнегреческой мифологии – искусный мастер, архитектор и ваятель; построил для Миноса – царя о-ва Крита – знаменитый лабиринт (см. также Икар)

Толковый словарь Кузнецова:

дедал
ДЕДАЛ -а; м. [греч. Daidalos] [с прописной буквы] В греческой мифологии: искусный зодчий, построивший хитроумный лабиринт и смастеривший крылья.

Мифологическая энциклопедия:

()
в греческой мифологии внук афинского царя Эрехфея и сын Метиона (Plat. Jon. 533 а), по другой версии, сын Эвпалма и внук Метиона (Apollod. Ill 15, 8). Изобретатель столярных инструментов и мастерства, искуснейший архитектор и скульптор (Д.- букв. «искусный»). Он жил в Афинах, откуда ему пришлось бежать после того, как он сбросил с акрополя своего ученика и племянника Талоса (у Гигина — имя племянника Пердикс; Hyg. Fab. 39), чье мастерство вызывало зависть Д. Признанный виновным в ареопаге, Д. после осуждения бежал на Крит к царю Миносу (Apollod. Ill 15, 9). На Крите Д. построил по поручению Миноса лабиринт для чудовищного Минотавра, рожденного женой Миноса Пасифаей от быка. Ариадне он устроил площадку для плясок (Hom. Il. XVIII 590 след.). Д. помог Ариадне освободить из лабиринта Тесея: найти выход с помощью клубка ниток (Verg. Aen. VI 27-30). Узнав о его пособничестве бегству Тесея и его спутников, Минос заключил Д. вместе с сыном Икаром в лабиринт, откуда их освободила Пасифая (Hyg. Fab. 40). Сделав крылья (склеив перья воском), Д. вместе с сыном улетели с острова. Икар, поднявшись слишком высоко, упал в море, т. к. солнечный жар растопил воск. Оплакав сына, Д. добрался в сицилийский город Камик к царю Кокалу (Ovid. Met. VIII 152-262). Минос, преследуя Д., прибыл ко двору Кокала и решил хитростью выманить Д. Он показал царю раковину, в которую надо было продеть нитку. Кокал попросил Д. это сделать, тот привязал нить к муравью, который, забравшись внутрь, протянул за собой нитку в спираль раковины. Минос догадался, что Д. находится у Кокала, и потребовал выдать мастера. Кокал пообещал это сделать, но предложил Миносу искупаться в ванне; там его погубили дочери Кокала, облив кипящей водой (Apollod. epit. I 13). Д. же провел остаток жизни на Сицилии. Миф о Д. характерен для периода поздней классической мифологии, когда выдвигаются герои, утверждающие себя не силой и оружием, а находчивостью и мастерством.Лит.: Лосев А. Ф., Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957, с. 206-34. А. Т. Тахо-Годи.
Дошли немногие произведения античного искусства: сцены «Д. и Икар», изображающие приготовления к полету (рельефы эллинистического времени из Виллы Альбани, фреска в Помпеях и др.). В 14-15 вв. миф нашел воплощение в книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию) и в пластике (рельеф «Д. привязывает крылья Икару» работы учеников Донателло), позднее и в живописи получили распространение сюжеты: «падение Икара» (в картинах Себастьяно дель Пьомбо, X. Хольбейна Младшего, Я. Тинторетто, П. Брейгеля Старшего, X. Боля, П. П. Рубенса и др.) и «Д. и Икар» (Джулио Романо, Д. Фети, А. ван Дейка, Ш. Лебрена и других), в пластике («Д. и Икар» А. Кановы; «Падение Икара» О. Родена). Миф нашел отражение в поэзии (И. В. Гете«Фауст», ч. 2, акт 3; В. Я. Брюсов — «Д. и Икар» и др.), в драматургии (драма X. Эйленберга «Икар и Д.»). Среди музыкально-драматических произведений 20 в. балеты «Полет Икара» И. Маркевича и «Икар» Ж. Шифера, кантата П. Санкана «Легенда об Икаре».

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Дедал, -а: Дедал и Икар

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(). Первоначально бывшее эпитетом Гефеста, как божественного художника, слово это (от корня dal — долбить, резать) стало собственным именем сказочного художника, вплетенного в циклы сказаний критских, афинских и сицилийских. Имеется несколько его генеалогий, связывающих его с родом афинских царей Ерехфидов. В Афинах и в историческое время существовал род (к которому принадлежал Сократ), производивший себя от Д., и дем, получивший от него свое название (). Ученика и племянника своего, Талоса, Д. умертвил, столкнув со скалы Акрополя, за то, что тот изобрел более усовершенствованные инструменты. Осужденный за это ареопагом на изгнание, Д. бежит в Крит к царю Миносу. Здесь он делает для жены Миноса, Пасифаи, деревянную корову, по приказанию Миноса строит лабиринт для заключения родившегося у Пасифаи чудовища Минотавра и, наконец, вручает Аридне нить, при помощи которой Тезей нашел выход из лабиринта. Преследуемый за это Миносом, Д. с сыном своим Икаром спасается при помощи искусственных крыльев, сделанных из перьев и скрепленных воском. Икар погиб на дороге, приблизившись больше чем следовало к солнцу, Д. же спасся в Кумы, в Италии, и построил там храм Аполлону; потом жил в Сицилии у царя Кокала. На Крите, по-видимому, миф о Д. пустил глубокие корни. Здесь впервые стала процветать резьба из дерева, которая разрабатывалась так назыв. Дедалидами и отсюда была перенесена в Сикион Динэном и Скиллисом. В Илиаде (см.) упоминается хоровод, сделанный Д. для Ариадны. Павзаний говорит, что видел это произведение и что это был мраморный рельеф.
А. Щ.
В строительном деле Д. считали изобретателем пилы, тесла и отвеса; в скульптуре он первый будто бы стал делать деревянные статуи богов с неприлипшими к туловищу руками и с отделенными друг от друга ногами, тогда как до него подобные статуи имели вид безжизненных, окоченелых истуканов с едва намеченными членами. В цветущую эпоху греческ. цивилизации во многих святилищах хранились с незапамятных времен деревянные изваяния богов, считавшиеся произведениями Д.; в различных местах существовали сооружения, происхождение которых приписывали строителю критского лабиринта. Так как эти древности выражали собою весьма различную степень развития искусства, от грубых, младенческих попыток художественного творчества до некоторой уже заметной умелости, то они, очевидно, не могли принадлежать не только одному и тому же художнику, но и одному и тому же времени. К тому же самое имя Д., происходящее от глагола (елать искусно), заставляет видеть в нем не историческое, действительно существовавшее лицо, хотя и приукрашенное легендами, а личность, созданную народной фантазией и символизировавшую успехи, достигнутые несколькими поколениями художников в начальную эпоху греческ. искусства, от глубокой старины, предшествовавшей походу на Трою, и до VI в. пред Р. Хр. (Ср. Kuhnert, "Daidalos" (XV Supplem. Band d. Jahrbcher fr Philologie; 1886); Robert, "Archaeologische Mrchen" "Philologische Untersuchungen v. Kiessling und v. Wilamowitz-Mllendorf" (X, 1886).
А. С-в.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru