Определение слова «"ДА СЮЭ"»

Советская историческая энциклопедия:

("Великое учение")конфуцианский политич. и филос. трактат, излагающий идею о том, что водворение мира и социального благоустройства на земле должно начинаться с совершенствования личности правителя, его обществ. и моральных достоинств, проявляемых в его личности, в его семейной жизни, политич. деятельности и в отношениях с др. людьми. Согласно "Д. с", первейшим условием для этого является достижение наивысшего знания. Центр. филос. тезис трактата — о способе достижения наивысшего знания — сохранился в краткой (2 слова) и неясной формуле, истолкование к-рой на протяжении мн. веков являлось важным пунктом расхождений между различными направлениями кит. обществ. мысли и по сей день остается предметом дискуссий. Автором "Д. с." по одной из традиц. версий считался ученик Конфуция Цзэн Шань (Цзэн-цзы, 5 в. до н. э.), по другойвнук Конфуция Кун Цзи (Цзы-сы, 5 в. до н. э.). И то и другое лишено достоверных подтверждений. Новейшие исследования приводят к выводу, что текст "Д. с." появился не раньше сер. 4 в. до н. э. Фын Ю-лань связывает его с идеями Сюнь-цзы (298-238 до н. э.; см. Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, (2 ed.), v. 1, Princeton, 1952); Го Мо-жо — с канонизированной конфуцианской школой Мэн-цзы (372?-289? до н. э.; см. Го Мо-жо, Философы др. Китая, М., 1961, с. 182-201).
=====
Изд. (переводы текста и комментарии на европ. языках): Сы-шу-геи, т. е. четыре книги с толкованиями. Книга первая философа Конфуциуса, пер. с кит; и манчжурск. Леонтиева А., СПБ, 1780; Legge J., The Chinese classics, 2 ed., v. 1, Oxf., 1893; его же, Ta-hseh. The great learning, Chin. text with Engl. transl. Sh., 1935; The sacred books of China. The texts of Confucianism, transl. by J. Legge, (v.) 3-4, The Li Ki, Oxf., 1885 (The sacred books of the East, v. 27-28); Couvreur S., Li Ki, t. 1-2, Ho Kien Fou, 1899; Hughes E. R., The great learning and the Mean- in-action, N. Y., 1943.
=====
А. И. Мелналкснис. Москва.

Новая философская энциклопедия:

«ДА СЮЭ» («Великое учение»)памятник древнекитайской мысли, самый краткий (1755 иероглифов) из числа главных конфуцианских канонов. Название допускает троякое истолкование: 1) «Великое учение»учение о высокодостойной, совершенной личности; 2) «Высочайшая наука»учение для высокопоставленных лиц, наука социально-политического управления; 3) «Высшее образование» — мировоззренческие наставления для взрослых людей. Создан в 5—3 вв. до н.э. Первоначально являлся главой 42/39 трактата «Ли цзи». Самостоятельность «Да сюэ» впервые была обоснована Сыма Гуаном (12 в.). Сун-ские неоконфуцианцы Чэн Хао [ЧЭН ХАО], Чэн И [ЧЭН И] и гл. о. Чжу Си [ЧЖУ СИ], интерпретировав «Да сюэ» и подвергнув текстологической обработке, утвердили его в качестве самостоятельного трактата (первого в каноническом конфуцианском своде — «Четверокнижии»). Текст был перекомпонован и ценностно структурирован: выделены каноническая (цзин) и комментирующая (чжуань) части. Автором идей канонической части был объявлен сам Конфуций, а лицом, записавшим их, — его ученик Цзэн-цзы; идеи комментирующей части были приписаны Цзэн-цзы, а их запись — его ученикам. Ван Яшин отверг официально признанную чжусианскую версию, провозгласив аутентичность древнего оригинала памятника, что положило начало конкуренции двух основных вариантов текста и трактовок «Да сюэ» как в неоконфуцианстве [НЕОКОНФУЦИАНСТВО], так и в современной науке. Кроме указанных, авторами «Да сюэ» могли быть: Цзы Сы (5 в. до н.э.) — с точки зрения Ван Бо (кон. 12—13 в.); ученик Мэн-цзы [МЭН-ЦЗЫ] Юэчжэн Кэ — по мнению Фэн Юланя.
Проблематика трактата носит преимущественно этический и социально-политический, отчасти антропологический (в широком смысле) и гносеологический характер. В канонической части изложены «три устоя» (сань ган-лин) и «восемь основоположений» (ба тяо-му), которые в комментирующей части разъясняются и иллюстрируются цитатами из «Шу цзина»и «Ши цзина». «Три устоя» суть «выявление сиятельной добродетели/благодати», «породнение с народом» и «установленность в высшем благе»; «восемь основоположений» — «выверение (классификация, познание) вещей», «доведение знания до конца (до реализации)», «обретение искренности помыслов (мысли и воли)», «исправление сердца (психических функций)», «совершенствование личности», «благоустроение семьи», «приведение в порядок государства», «умиротворение Поднебесной». В основе философии «Да сюэ» лежит представление об имманентной добродетельности (дэ [ДЭ]) человеческой природы, которая должна быть выявлена правителями в виде «гуманности» (жэнь [ЖЭНЬ]), подданными — в виде соблюдения «долга/справедливости» (и [И]). «Добродетель», «гуманность» и «долг/справедливость» противопоставляются «пользе/выгоде» и богатству в духе конфуцианского антимеркантилизма. В «Да сюэ», как и в «Лунь юе», выражено «золотое правило» морали, закрепленное категорией «взаимность» (шу). Его следствие: «добродетели» правителя и народа должны находиться в гармонии, не проявляющий «добродетели» правитель утрачивает свои права на власть. Не имеет фатального характера и «предопределение/судьба». Деятельность органов чувств зависит от деятельности «сердца». В интерпретации «Да сюэ» у Чжу Си приоритет отдавался объективной сфере «выверения вещей», а в трактовке Ван Янмина — субъективной сфере «совершенствования личности».
 
Литература:
 
1. Кобзев А.И. «Великое учение»конфуцианский катехизис — В кн.: Историко-философский ежегодник. М., 1986, с. 227—33 (пер. «Да сюэ», с. 234—51);
2. Он же. Теоретическая новация в неоконфуцианстве как текстологическая проблема (Ван Янмин и идейная борьба вокруг «Да сюэ»).— В кн.: Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982.
А.И.Кобзев

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru