Определение слова «ЧААДАЕВ»

Советская историческая энциклопедия:

1.
Иван Иванович (г. рожд. неизв.- ум. 1696) — думный дворянин, дипломат, окольничий (с 1676-77). В 1658-66 был воеводой в укр. городах, в т. ч. в Киеве. Стремился укрепить влияние рус. царизма на Украине, защищал привилегии мещан от посягательств старшины. В 1671-86 возглавлял рус. посольства в Польшу, имевшие целью воссоединение укр. земель и организацию антитурецкого союза. Был судьей Земского (1673-74), Иноземского и Рейтарского (1677-78), Сибирского (1681-83) приказов. В 1681 он пересматривал податное обложение посадского населения.
=====
Лит.: Костомаров Н. И., Руина. Собр. соч., кн. 6, т. 15, СПБ, 1905; Богоявленский С. К., Приказные судьи XVII в., М.-Л., 1946.
2.
Петр Яковлевич (27.V.1794 — 14.IV.1856) — русский писатель, философ и обществ. деятель. Род. в Москве в дворянской семье. Окончил Моск. ун-т (1812), где сблизился с А. С. Грибоедовым, Н. И. Тургеневым, И. Д. Якушкиным. Участвовал в Отечественной войне 1812 и заграничных походах рус. армии 1813-15. С 1816 был дружен с А. С. Пушкиным. В 1819 вступил в "Союз благоденствия". В 1820 вышел в отставку. В 1821 принят в Северное общество декабристов. В 1823-1826 путешествовал по Зап. Европе, познакомился с Ф. Шеллингом и Ф. Ламенне, изучал новейшую филос. и ист. лит-ру. При возвращении в Россию арестован по обвинению в принадлежности к декабристам, но вскоре освобожден и оставлен под негласным надзором полиции. В 1829-1831 написал филос. трактат из восьми "Философических писем". Первое из них, опубликованное в 1836 в журнале "Телескоп", по словам А. И. Герцена, потрясло мыслящую Россию, явилось уничтожающим приговором самодержавию, православию и крепостничеству. По указанию Николая I Ч. был официально объявлен сумасшедшим и навсегда лишен права печататься.
=====
В своей филос. концепции, выраженной в "Письмах", Ч. стремился ответить на вопрос о движущих силах истории, ее законах. Обширные познания Ч. в области естествознания, философии, истории и теологии превратили "Письма" в оригинальное произведение, автор к-рого провозглашал идею параллелизма двух миров — физического и нравственного. Источник движения как в мире физическом, так и в мире нравственном, по Ч.,- божеств. первотолчок, давший материи движение, а человеку — способность к передаче от поколения к поколению исходных понятий о мире и нравственности (всемирно-ист. традиция). Ее реализация в процессе истории и есть, по мнению автора, гл. объективный закон развития человечества. Ч. считал, что личный интерес и субъективная воля влекут человека к злу, а подчинение общему, объективному началу ведет к нравств. добру, к идеальному обществ. устройству. По Ч., ист. прогресс совершается по воле провидения и будет увенчан осуществлением "царства божьего... на земле". Ч. толковал христианство в социальном смысле. Он отвергал загробное воздаяние, вероисповедные проблемы его не интересовали. Осн. содержанием "царства божьего... на земле" он объявлял братство и дружбу людей, "…осуществленный нравственный закон", торжество социальной справедливости и добра, преодоление частного интереса и разобщенности народов (см. "Лит. наследство", No 22-24, 1935, с. 62). В религ. форме Ч. выразил насущную потребность эпохи в раскрытии объективных законов истории, в поиске путей социального прогресса, в преодолении обществ. антагонизмов, бурж. индивидуализма, самодержавно-крепостнич. строя.
=====
Способность того или иного народа к "бесконечному развитию" Ч. ставил в зависимость от степени его приобщения к всемирно-ист. традиции. Европ. народы, согласно теории Ч., потому и добились значит. ист. прогресса, что в течение мн. веков сохраняли свое единство на основе христианства в его наиболее действенном социальном варианте (католицизм). Напротив, Россия, получившая христианство от Византии, где оно было искажено "схизмой" (расколом), оказалась в стороне от мировой истории, а православие, бессильное перед светской властью, освятило "ужасную язву" — крепостное рабство (см. там же, с. 23). Резко отрицат. характеристика России, высказанная Ч. в первом "Письме", вызвала критику со стороны ряда мыслителей (Пушкин, П. А. Вяземский), показавших, что нельзя смешивать офиц. власть и народ. В рукописи "Апология сумасшедшего" (1837) Ч., отстаивая право на борьбу с отрицат. сторонами росс. действительности, признал односторонность и неосновательность нек-рых своих суждений о России: он пришел к выводу, что, не будучи вовлечена в европ. распри, Россия, осмыслившая европ. опыт, будет призвана сказать миру новое слово, "...решить большую часть проблем социального порядка..." (Чаадаев П. Я., Соч. и письма, т. 2, М., 1914, с. 227). Высказывание Ч. о высоком предназначении России в будущем человечества оказало влияние на формирование идеологии представителей разных направлений рус. обществ. мысли: славянофилов, западников и революционных демократов.
=====
В 40-е гг. Ч. вместе с Герценом и Т. Н. Грановским участвовал в полемике против "ретроспективных утопий" славянофилов, отстаивал антикрепостнич. идеалы западников. К 40-50-м гг. относится ряд его рукописных работ — статей, заметок, афоризмов, б. ч. еще не опубликованных. Они свидетельствуют о разрушении единой филос. системы Ч., его внимательном изучении Гегеля, постоянном интересе к социально-политич. проблемам, к освободит. движению.
=====
Ч. был представителем антикрепостнич. освободит. движения. Герцен называл учение Ч. "революционным католицизмом", Н. Г. Чернышевский отмечал, что религиозностьлишь "облачение" его. Прогрессивные социально-политич. идеалы Ч. обосновывал с помощью своеобразной религ.-идеалистич. доктрины. Это обстоятельство отразилось в борьбе вокруг идейного наследия Ч. между представителями охранительно-религ. направления, с одной стороны (М. О. Гершензон, идеологи "Вех", белоэмигранты), и революц. демократами (Герцен, Чернышевский), представителями марксизма (Г. В. Плеханов) — с другой.
=====
Соч.: Соч. и письма, т. 1-2, М., 1913-14; Неопубликованная статья, "Звенья", 1934, кн. 3-4; Неизданные "Философические письма" П. Я. Чаадаева, в кн.: Литературное наследство, т. 22-24, М., 1935; Неизданный проект прокламации П. Я. Чаадаева 1848 г., там же.
=====
Лит.: Герцен А. И., Былое и думы, Собр. соч. в 30-ти тт., т. 8-11, М., 1956-57; Чернышевский Н. Г., "Апология сумасшедшего", Полн. собр. соч., т. 7, М., 1950; Гершензон М. О., П. Я. Чаадаев. Жизнь и мышление, СПБ, 1908; Плеханов Г. В., Пессимизм как отражение экономической действительности (Пессимизм П. Я. Чаадаева), Соч., т. 10, М.-Л., 1925; Лемке М. К., Ч. и Надеждин, в его кн.: Николаевские жандармы и литература 1826-1855 гг., 2 изд., СПБ, 1909; Шаховской Д., Якушкин и Чаадаев, в сб.: Декабристы и их время, т. 2, М., 1932; П. Я. Чаадаев на пути в Россию в 1826 г., в кн.: Литературное наследство, т. 19-21, М., 1935; Филиппов Л. A., Религиозная утопия П. Я. Чаадаева и современные теологи, "История СССР", 1961, No 6; Лебедев A. A., Чаадаев, М., 1965; Дружинин Н., П. Я. Чаадаев и проблема индивидуализма, "Коммунист", 1966, No 12; Смирнова З В., P Я. Чаадаев, в кн.: История философии в СССР, т. 2, М., 1968.
=====
Л. А. Филиппов. Москва.

Этимологический словарь Крылова:

Фамилия известного дворянского рода, к которому принадлежал и знаменитый русский философ, современник Пушкина Петр Чаадаев, восходит к племенному названию Cagatai, которое первоначально было именем одного из сыновей Чингис-хана – Чагатая, что в переводе значит "храбрый, честный".

Новейший философский словарь:

ЧААДАЕВ Петр Яковлевич (1794-1856) -русский мыслитель, публицист, общественный деятель. По происхождению из дворян, участник войны 1812, находился в оппозиции к царскому режиму и русской дворянской олигархии, не разделяя целиком и принципов демократической идеологии, хотя и состоял в «Союзе благоденствия» (1819), а затем и в «Северном обществе» декабристов (1821). Его теоретические взгляды формировались под влиянием двух противоположных тенденций (просветительского рационализма и христианского монотеизма), поэтому при целостном восприятии творчество Ч. выглядит крайне противоречивым. По крайней мере, до отъезда за границу в 1823 Ч. был сторонником декабристской идеологии и придерживался просветительской ориентации. Перелом произошел в 1824-1825, во время путешествия Ч. по Европе, где он встречался с Шеллингом, Лашенне, Куком; сыграло свою роль и пребывание в масонской ложе, и мистические настроения друзей. В результате к 1829-1830 у Ч. сформировалось новое, философско-истори-ческое и религиозное мировоззрение, которое и проявилось в «Письмах о философии истории» или «Философических письмах» (1829-1831) — самом значительном произведении мыслителя, а также в сочинении «Апология сумасшедшего» (1837). Первое письмо было опубликовано в 1836 в журнале «Телескоп» и вызвало многочисленные и неоднозначные отклики современников, среди которых самым «значительным» был указ императора Николая I, по которому Ч. был объявлен сумасшедшим и взят под надзор. Обращаясь к исторической судьбе России в контексте мировой культуры, Ч. развивает идею целостного понимания исторического процесса в духе «объективного идеализма», согласно которому истинное единство истории — это «религиозное единство». Основой мирового развития выступает «великое ВСЕ», «абсолютное единство», «истинная реальность», которые суть имена Бога и в качестве основных онтологических категорий выражают закон «природы физической» и «природы духовной». Структура этих двух слоев реальности, по Ч., идентична, но элементами первого являются атомы, а второго — идеи. Провиден-циалистское понимание Ч. закона истории означает, что все сущее сотворено Богом и подчиняется мудрости Провидения, «вечной божественной силе», которая ставит перед каждым народом определенную цель, частную по отношению к цели развития всего человечества, идущего к царству Божьему на земле. Ч. отдает предпочтение христианской телеологии, придающей «нравственный смысл» развитию западноевропейских народов, миссия которых заключается в дальнейшем распространении христианского вероучения. Трансляция идей «духовного» мира в мир «физический» осуществляется в своеобразной элитарной форме, в обращении Провидения к народным «массам» посредством избранников, которые дают толчок «коллективному сознанию» нации и приводят ее в движение. Развитие и консолидация людей в единую общность (народ или нацию) основана на традиции — непосредственной передаче истины от одного поколения к другому в непрерывной преемственности, благодаря чему обеспечивается единство и нравственное воспитание народа, достигается общая социальная стабильность и «устойчивость личной жизни» каждого отдельного гражданина. Образцом эволюционного развития для Ч. служит опыт западноевропейских государств, частная и общественная жизнь которых основана на «идеях долга, справедливости, права, порядка»этих основополагающих и руководящих началах, которые покоятся на духе строгой организации католической церкви и благодаря которым только и возможна связь с прошлым и основания для будущего развития. Снятие всех антитез между Россией и Западом, нормализация русской действительности может осуществиться, по мнению Ч., только путем нравственного воспитания и образования в соответствии с идеалами западного просвещения и религиозного синтеза. Поэтому, по Ч., необходимо устранить разногласия между католицизмом и православием для восстановления не только духовного, но и социального единства России и Европы. Философская концепция Ч. и его попытка исторического анализа закономерностей общественного развития России в контексте западноевропейской и мировой цивилизации стала основой «модернизации» русского национального самосоз: нания и стимулировала дальнейшее развитие русской религиозной и социальной философии.

Новая философская энциклопедия:

ЧААДАЕВ Петр Яковлевич [27 мая (8 июня) 1794, Москва – 14(26) апреля 1856, там же] – русский философ и публицист.
В 1808–11 учился в Московском университете. После окончания университета служил в гвардейских частях, участвовал в Отечественной войне 1812. В 1821 вышел в отставку и вступил в Северное общество (ранее, с 1819, состоял в Союзе благоденствия). В 1828–31 Чаадаев пишет свое главное философское произведение «Письма о философии истории» (на франц. яз.) («Философические письма»).
В сентябре 1836 в № 15 журнала «Телескоп» Н.И.Надеждин опубликовал первое «Философическое письмо», в котором в историософском аспекте рассматривалась тема России и высказывалось положение об отрицательной роли России в мировой истории. Публикация статьи вызвала огромный общественный и политический резонанс. Со стороны правительства последовала серия репрессивных мер, Надеждин был сослан в Усть-Сысольск, а Чаадаев объявлен сумасшедшим и в течение полутора лет находился под медико-полицейским надзором. Публикация первого «Философического письма» и споры о нем явились одним из стимулов развертывания дискуссии западничества [ЗАПАДНИЧЕСТВО]и славянофильства [СЛАВЯНОФИЛЬСТВО].
В главном философском сочинении Чаадаева прослеживается влияние французской католической и немецкой классической философии. Центральное звено его религиозной философии – учение о Боге, стоящем вне мира, но творчески на него воздействующем. Религиозно-философская система Чаадаева в онтологическом и гносеологическом аспектах включала также рассуждения о чертах сходства и различия между духовным и материальным порядками бытия; о мировом сознании, об отражении объективного разума в субъективном; о свободе и подчиненности человеческого разума; о принципиальной неспособности человеческого разума вне откровения постигнуть духовный порядок бытия. Провиденциальный смысл истории, по Чаадаеву, – установление на земле совершенного строя жизни – Царства Божия. Адекватно, т.е. в форме христианской социальности, этот замысел отражен только в католичестве. Православная Россия находится вне зоны прогрессивного исторического творчества. В дальнейшем Чаадаев пришел к более оптимистическому воззрению на исторические возможности России. Как страна, позднее других вступившая на историческую сцену, Россия может не только воспользоваться плодами культурных достижений просвещенных наций, но и обладает по сравнению с ними тем преимуществом, что может сразу выбрать прогрессивные формы жизнеустройства и отвергнуть регрессивные. Основная религиозно-этическая идея системы Чаадаева – положение о пути нравственного совершенствования как об отказе от обособленного, личностного бытия для достижения слияния с общим мировым сознанием. Целый ряд идей философской системы Чаадаева впоследствии развил Вл.С.Соловьев.
Сочинения:
1. Соч. М., 1989;
2. Статьи и письма. М., 1989;
3. Полн. собр. соч. и избр. письма, т. 1–2. М., 1991.
Литература:
1. Лазарев В.В. Чаадаев. М., 1986;
2. Гершензон М.О. Грибоедовская Москва. П.Я.Чаадаев. Очерки прошлого. М., 1989;
3. Тарасов Б.Н. Чаадаев. М„ 1990.
С.И.Бажов

Словарь русских фамилий:

Отчество от нецерковного мужского личного имени Чегодай, в русском произношении также и Чаадай: в г. Невеле воевода Чаадай Спешнев (1633); помещик Чегодай Ожерельев (1597). Имя монгольского происхождения, его носил один из сыновей Чингисхана, он получил во владение огромную территорию, население которой называли чегодаи (фонетический вариантчагатаи), само имя из этнонима.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

Чаадаев
фам. русск. дворянского рода, также Чегодаев. Восходит к тюрк. племенному названию aati, которое первонач. было именем второго сына Чингис-хана (ум. в 1242 г.), ср.-греч. (Лаон. Халкон. I, 152); см. Фасмер, ZfslPh 17, 340 и сл.; Шпулер, Goldene Ноrdе 243.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru