Определение слова «бюджет государственный»

Большая советская энциклопедия:

Бюджет государственный
Составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и расходов государства. Сущность Б. г. каждой страны определяется экономическим строем общества, природой и функциями государства (см. также Бюджетная система).
Б. г. в капиталистических странах выражает отношения дополнительной эксплуатации трудящихся. Развитие его подчинено стихийным закономерностям капиталистического производства, и поэтому он выступает лишь как ориентировочная «... роспись предполагаемых доходов и расходов государства на текущий год...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 9, с. 78). В соответствии с функциями буржуазного государства средства Б. г. используются в значительной части на непроизводительные цели (на милитаризацию экономики, на аппарат угнетения), и поэтому он отражает паразитический характер потребления национального дохода. В силу циклического характера развития капиталистического хозяйства Б. г. отличается крайней неустойчивостью. Спады и кризисы ведут к сокращению поступлений в бюджет, вызывая одновременно рост его расходов. Неустойчивость бюджета проявляется и в частых его дефицитах, которые в период общего кризиса капитализма становятся хроническими.
Б. г. современного империалистического государств как в фокусе отражает сущность государственно-монополистического капитализма. Непосредственное вмешательство буржуазного государства в экономику, в процесс производства, распределения и перераспределения национального дохода влечёт усиление роли Б. г. Повышается доля национального дохода, сосредоточиваемая в руках государства и перераспределяемая через бюджет. Так, в начале 20 в. в развитых капиталистических странах (США, Великобритании, ФРГ, Франции) государство аккумулировало в бюджете 5—10% национального дохода, а в 1968 уже 30—45%. В ряде стран через Б. г. прямо или косвенно финансируется от 1/3 до 1/2 всех инвестиций в основной капитал.
Главным источником доходов бюджета капиталистического государства являются Налоги, составляющие 85—95% всех бюджетных доходов и падающие в основном на рабочих, служащих, крестьян (фермеров) и мелкую буржуазию. Так, в Б. г. Франции в 1967 налоговые поступления составляли 92,2% всех бюджетных доходов, в ФРГ и США около 95%, в Великобритании 91,2%. На долю неналоговых доходов (поступлений от предприятий, государственного имуществ и т.п.) приходится от 5 до 15%. Хотя налоговый пресс всё более усиливается, налогов не хватает для покрытия растущих расходов и бюджетного дефицита буржуазного государств, и они прибегают к займам и бумажно-денежной эмиссии (см. табл. 1 и 2).
Главная часть расходов государственного бюджета в капиталистических странах занимают расходы, связанные с ведением и подготовкой новых войн (прямые и косвенные военные расходы). В развитых капиталистических странах они составляют до 50% всех расходов бюджета. Монополии получают от военных заказов, оплачиваемых за счёт Б. г., колоссальные прибыли и используют их как средство поддержания высокой конъюнктуры. Значительное место в Б. г. многих капиталистических стран занимают расходы по государственному долгу (выплате процентов по государственному долгу). Эти расходы относятся к косвенным военным затратам, так как сами займы используются в основном на военные цели.
Важной статьей расходов Б. г. являются расходы, связанные с вмешательством буржуазного государства в экономику и её регулированием. Государственное финансирование экономики получило после 2-й мировой войны 1939—45 широкое развитие в ряде развитых капиталистических стран. Крупные расходы связаны со строительством государственных предприятий и выплатой компенсаций бывшим собственникам национализированных предприятий. Например, в Великобритании в отдельные годы эти платежи достигали 120—200 млн. фунтов стерлингов, во Франции — более 200 млн. франков. Государство в виде прямых капиталовложений и субсидий монополиям финансирует во Франции до 50% общей суммы капитальных вложений, в ФРГ до 30—40%, в Италии до 60%. Растут расходы Б. г. на инфраструктуру — строительство дорог, мостов, портов, газопроводов, учреждений просвещения, здравоохранения и других объектов, имеющих высокую капиталоемкость и малую прибыльность и поэтому невыгодных для монополий. Основная часть расходов на инфраструктуру финансируется из местных бюджетов. В условиях научно-технической революции возрастают затраты на научные исследования: в США с 1954 по 1967 они выросли с 5,7 млрд. долларов до 24 млрд. долларов, причём до 70% этих расходов покрывается за счёт Б. г. В ФРГ эти затраты возросли с 1958 по 1967 почти в 6 раз, более половины их оплачивается за счёт Б. г. Во Франции Б. г. покрывает 2/3 этих расходов. Крупные средства идут на поощрение экспорта, предоставление кредитов иностранным государствам и т.д. Значительные средства Б. г. расходуются на содержание государственного аппарата — чиновников, полиции, суда и т.д. Расходы на социально-культурные нужды (образование, здравоохранение и социальное обеспечение) относительно невелики и связаны с подготовкой квалифицированных кадров для капиталистических предприятий, поддержанием работоспособности населения. Буржуазное государство вынуждено увеличивать эти расходы под влиянием классовой борьбы и растущих требований трудящихся. О структуре расходов Б. г. в капиталистических странах дают представление данные (табл. 3 и 4).
Специфические черты имеют Б. г. в развивающихся странах. Они в значительной части используются для развития национального хозяйства, расширения государственного сектора и социально-культурного строительства, для ликвидации последствий колониализма и создания независимой экономики. В ОАР, Бирме, Индии и ряде др. стран свыше 50% расходов Б. г. направляется на эти цели. Причём в этих странах существуют также специальные бюджеты капитальных вложений, средства которых предназначены на инвестиции в народное хозяйство и на социально-культурное строительство.
Б. г. в дореволюционной России. Первые сведения об общей смете государственных доходов и расходов дореволюционной России и городовых сметах относятся к 1645. При Петре I были проведены крупные финансовые реформы в целях увеличения доходов казны и улучшения порядка их взимания, созданы коллегии для руководства финансовыми делами (1718). Петровская роспись на 1723 включала 9200 тыс. руб. доходов и 9578 тыс. руб. расходов. Среди доходов главное место занимали подушная подать (5096 тыс. руб.), кабацкие сборы (1002 тыс. руб.) и таможенный доход (656 тыс. руб.). Расходы на армию и флот составляли 6899 тыс. руб. В 1802 учреждено министерство финансов, которое начало регулярно составлять ежегодные бюджеты. Хотя с 1897 бюджет ежегодно сводился с превышением доходов над расходами, фактически он был хронически дефицитным. «Свободная наличность» казначейства образовывалась за счёт роста государственного долга, повышения цен на водку и др. источников (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6, с. 257—63 и т. 23, с. 25—27). Главными статьями доходов Б. г. были доходы от водочной монополии, косвенные и прямые налоги, пошлины. Среди расходов на 1-м месте стояли прямые военные расходы и платежи по государственным займам. В годы 1-й мировой войны 1914—18 бюджетный дефицит возрос с 39,1% ко всей сумме расходов в 1913 до 81,7% в 1917. Государственный долг России увеличился с 8,8 млрд. руб. в 1913 до 60 млрд. руб. к весне 1917.
Б. г. социалистических стран выражает экономическое отношения планового распределения общественного продукта и национального дохода между подразделениями общественного производства и экономическими районами страны, классами и социальными группами населения на базе общественной собственности. Государственный бюджет СССРосновной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных средств Советского государства. В Б. г. СССР сосредоточивается часть национального дохода Советского Союза, направляемая на планомерное развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли и др. отраслей народного хозяйства, на повышение материального благосостояния и культурного уровня трудящихся, на оборону страны, на содержание органов государственного управления. В СССР через Б. г. обеспечивается примерно половина затрат, связанных с расширенным воспроизводством (капитальные вложения, прирост оборотных средств, образование резервов) и около 80% средств, предназначенных на социально-культурные нужды, а также расходы на содержание органов государственного управления и оборону страны. Централизация в Б. г. значительной части денежных накоплений социалистического хозяйства и некоторой доли доходов населения служит важным условием планового развития народного хозяйства, соблюдения оптимальных пропорций между фондами накопления и потребления национального дохода, обеспечения рациональных балансовых связей между отраслями народного хозяйства.
Б. г. СССР сыграл большую роль в создании фундамента социалистической экономики и построении социализма. Распределение и перераспределение в годы первых пятилеток (1929—40) через Б. г. накоплений хозяйства и доходов населения, обеспечивая государство необходимыми ресурсами, способствовало становлению и развитию производственных отношений социализма, ограничению, вытеснению, а затем и ликвидации капиталистических элементов. При помощи Б. г. большая часть национального дохода направлялась на индустриализацию страны, в первую очередь на создание и развитие тяжёлой промышленности, на социалистическое переустройство сельского хозяйства, осуществление культурной революции, укрепление оборонной мощи страны. В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 через Б. г. были мобилизованы огромные денежные ресурсы на развитие военной экономики, удовлетворение нужд фронта и тыла. В послевоенные годы бюджет являлся основным источником затрат по восстановлению и развитию всех отраслей народного хозяйства, повышению народного благосостояния. В современных условиях Б. г. служит одним из важных инструментов построения материально-технической базы коммунизма. Через бюджет распределяется около половины национального дохода страны, в том числе свыше 80% денежных накоплений социалистического хозяйства и некоторая часть доходов населения (см. Бюджетное планирование).
Основная часть доходов Б. г. СССР — поступления от социалистических предприятий, составляющие более 90% всех его доходов. Эти поступления увеличиваются в результате развития быстрыми темпами всех отраслей социалистического хозяйства. Доходы социалистических предприятий вносятся в бюджет в виде платежей из прибыли [плата за производственные фонды, фиксированные (рентные) платежи, взносы свободного остатка прибыли], налога с оборота (См. Налог с оборота), взносов государственных предприятий на государственное социальное страхование и некоторых других платежей. Платежи из прибыли в бюджет в связи с проведением с 1966 экономической реформы перестроены таким образом, чтобы повысить заинтересованность работников предприятий в расширении производства, его техническом совершенствовании и увеличении прибыли. Для этого более значительная, чем прежде, часть прибыли оставляется в распоряжении предприятий на расширение производства (капиталовложения, прирост оборотных средств и др.) и отчисляется в фонды материального поощрения их работников. Налог с оборота полностью вносится предприятиями в бюджет. Платежи населения занимали в 1970 менее 10% всех доходов бюджета. Роль их в послевоенный период значительно снизилась в связи с освобождением многих плательщиков полностью или частично от уплаты налогов, отменой в 1957 выпуска государственных внутренних займов, реализуемых по подписке. Рост абсолютной суммы налогов с населения связан с увеличением численности рабочих и служащих и фонда их зарплаты и средней зарплаты при одновременном снижении ставок обложения (см. табл. 5).
Табл. 1.—Доходы федерального бюджета США (млрд. долл.)
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|                                                                 | 1968/69                                             | 1969/70                                        |
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                                                                 | сумма (ожидаемое | % к итогу          | сумма (проект)    | в % к итогу     |
|                                                                 | исполнение)           |                          |                            |                       |
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Подоходный налог с населения                | 84,4                       | 45,3                  | 90,4                     | 45,5                |
| Налог на прибыли корпораций Акцизные и | 38,1                       | 20,5                  | 37,9                     | 19,1                |
| таможенные пошлины Налоги для             | 17,1                       | 9,2                    | 18,0                     | 9,1                  |
| социального страхования. Прочие            | 40,5                       | 21,8                  | 45,9                     | 23,1                |
| поступления                                             | 6,0                         | 3,2                    | 6,5                      | 3,2                  |
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Итого                                                        | 186,1                     | 100,0                 | 198,7                   | 100,0              |
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Табл. 2.— Доходы государственного бюджета Великобритании (млрд. ф. ст.)
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|                                                                 | 1968/69                                             | 1969/70                                        |
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                                                                 | сумма (ожидаемое | в % к итогу       | сумма (проект)    | в % к итогу     |
|                                                                 | исполнение)           |                          |                            |                       |
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Подоходный налог (основной и                 | 4,56                       | 34,1                  | 5,16                     | 33,8                |
| дополнительный)                                      | 1,35                       | 10,1                  | 1,69                     | 11,1                |
| Налог на прибыли корпораций                   | 0,05                       | 0,4                    | 0,13                     | 0,8                  |
| Налог на прирост капитала Таможенные   | 4,60                       | 34,4                  | 4,95                     | 32,4                |
| пошлины и акцизы Выборочный налог       | 1,36                       | 10,2                  | 1,89                     | 12,4                |
| регулирования занятости                          | 1,44                       | 10,8                  | 1,45                     | 9,5                  |
| Прочие доходы                                         |                              |                          |                            |                       |
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Итого                                                        | 13,36                     | 100,0                 | 15,27                   | 100,0              |
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Табл. 3.—Расходы федерального бюджета США (млрд. долл.)*
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|                                                                 | 1968/69                                             | 1969/70                                        |
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                                                                 | сумма (ожидаемое | в % к итогу       | сумма (проект)    | в % к итогу     |
|                                                                 | исполнение)           |                          |                            |                       |
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Прямые военные расходы                        | 81,0                       | 44,1                  | 81,5                     | 41,7                |
| Освоение космоса                                    | 4,2                         | 2,3                    | 3,9                      | 2,0                  |
| Международные дела и финансы             | 3,9                         | 2,1                    | 3,8                      | 1,9                  |
| Субсидии отраслям экономики Военные   | 17,6                       | 9,6                    | 18,9                     | 9,7                  |
| пенсии                                                      | 7,7                         | 4,2                    | 7,7                      | 3,9                  |
| Платежи по государственному долгу.       | 15,2                       | 8,3                    | 16,0                     | 8,2                  |
| Расходы на просвещение и                      | 18,6                       | 10,1                  | 20,9                     | 10,7                |
| здравоохранение                                      | 37,4                       | 20,4                  | 42,0                     | 21,5                |
| Социальное обеспечение                          | 3,2                         | 1,7                    | 6,5                      | 3,3                  |
| Прочие расходы                                       | —5,1                      | —2,8                 | —5,7                   | —2,9              |
| Минус межведомственные начисления и  |                              |                          |                            |                       |
| отчисления                                               |                              |                          |                            |                       |
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Итого                                                        | 183,7                     | 100,0                 | 195,3                   | 100,0              |
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
* В 1968 федеральный бюджет был перестроен и в него были включены средства социального страхования и др. фонды казначейства, что привело к снижению удельного веса военных расходов (достигавшего ранее 70% собственно федерального бюджета) и повышению удельного веса социально-культурных расходов.
Табл. 4.—Расходы государственного бюджета Великобритании (млрд. ф. ст.)
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|                                                                 | 1968/69                                             | 1969/70                                        |
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                                                                 | сумма (ожидаемое | в % к итогу       | сумма (проект)    | в % к итогу     |
|                                                                 | исполнение)           |                          |                            |                       |
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Военные расходы                                     | 2,2                         | 17,1                  | 2,3                      | 16,2                |
| Гражданские расходы                              | 8,6                         | 65,8                  | 9,3                      | 66,5                |
| Консолидированный фонд для                  | 0,8                         | 6,2                    | 0,8                      | 5,6                  |
| постоянного обслуживания.............          |                              |                          |                            |                       |
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Итого                                                        | 11,6                       | 89,1                  | 12,4                     | 88,3                |
| Превышение доходов над расходами       | 1,7                         | 10,9                  | 2,2                      | 11,7                |
| Прирост и движение консолидированного | 1,4                         |                          | 1,6                      |                       |
| фонда                                                      |                              |                          |                            |                       |
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Всего расходов с учётом прироста           | 13,0                       | 100                   | 14,0                     | 100                 |
| консолидированного фонда                      |                              |                          |                            |                       |
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Табл. 5.—Структура доходов государственного бюджета СССР (млрд. руб.)
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|                             | 1940              | 1950              | 1960              | 1965              | 1971              |  |
|                             |                      |                      |                      |                      | (план)            |  |
|                             |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                             | сумма | в %   | сумма | в %   | сумма | в %   | сумма | в %   | сумма | в %   |  |
|                             |           |          |           |          |           |          |           |          |           |          |  |
|                             |           | к       |           | к       |           | к       |           | к       |           | к       |  |
|                             |           | итогу |           | итогу |           | итогу |           | итогу |           | итогу |  |
|                             |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|-----------------------------| 18 0    | 100   | 42,3    | 100   | 77,1    | 100   | 102,3  | 100    | 161,0  | 100    |--|
| Всего                   | 16,0    | 88,8  | 35,4    | 83,7  | 70,1    | 91,0  | 93,9    | 91,8  | 146,1   | 90,8  |--|
| В том числе         | 2,2      | 12,2  | 4,0      | 9,5    | 18,6    | 24,1  | 30,9    | 30,2  | 54,8    | 34,1  |  |
| Поступления от    | 10,6    | 58,8  | 23,6    | 55,8  | 31,3    | 40,6  | 38,7    | 37,8  | 54,2    | 33,6  |  |
| соц.                     | 0,3      | 1,6    | 0,6      | 1,4    | 1,8      | 2,4    | 1,5      | 1,5    | 1,4      | 0,9    |  |
| хозяйства....        | 0,8      | 5,0    | 1,9      | 4.7    | 3,7      | 4,9    | 5,6      | 5,5    | 8,9      | 5,5    |  |
| из них:                 | 2,0      | 11,2  | 6,9      | 16,3  | 6,9      | 9,0    | 8,4      | 8,2    | 14,9    | 9.2    |  |
| платежи из           | 0,9      | 5,1    | 3,6      | 8,5    | 5,6      | 7,3    | 7,7      | 7,5    | 13,8    | 8,6    |  |
| прибыли               | 0,9      | 6,1    | 2,7      | 7,3    | 0,9      | 1,2    | 0,2      | 0,2    | 0,4      | 0,3    |  |
| государств.          |           |          |           |          |           |          |           |          |           |          |  |
| предприятий        |           |          |           |          |           |          |           |          |           |          |  |
| налог с оборота    |           |          |           |          |           |          |           |          |           |          |  |
| подоходный         |           |          |           |          |           |          |           |          |           |          |  |
| налог с                 |           |          |           |          |           |          |           |          |           |          |  |
| кооперации,         |           |          |           |          |           |          |           |          |           |          |  |
| колхозов и           |           |          |           |          |           |          |           |          |           |          |  |
| обществ               |           |          |           |          |           |          |           |          |           |          |  |
| организаций.        |           |          |           |          |           |          |           |          |           |          |  |
| Средства             |           |          |           |          |           |          |           |          |           |          |  |
| государственного |           |          |           |          |           |          |           |          |           |          |  |
| социального         |           |          |           |          |           |          |           |          |           |          |  |
| страхования         |           |          |           |          |           |          |           |          |           |          |  |
| Поступления от    |           |          |           |          |           |          |           |          |           |          |  |
| населения            |           |          |           |          |           |          |           |          |           |          |  |
| из них:                 |           |          |           |          |           |          |           |          |           |          |  |
| налоги с               |           |          |           |          |           |          |           |          |           |          |  |
| населения            |           |          |           |          |           |          |           |          |           |          |  |
| государственные  |           |          |           |          |           |          |           |          |           |          |  |
| займы                  |           |          |           |          |           |          |           |          |           |          |  |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Табл. 6.—Структура расходов государственного бюджета СССР (млрд. руб.)
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|                     | 1940              | 1950              | 1960              | 1965              | 1971              |  |
|                     |                      |                      |                      |                      | (план)            |  |
|                     |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                     | сумма | в %   | сумма | в %   | сумма | в %   | сумма | в %   | сумма | в %   |  |
|                     |           |          |           | к       |           | к       |           |          |           |          |  |
|                     |           | к       |           | итогу |           | итогу |           | к       |           | к       |  |
|                     |           | итогу |           |          |           |          |           | итогу |           | итогу |  |
|                     |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|----------------------| 17 4    | 100   | 41 3    | 100   | 73 1    | 100   | 101 6  | 100    | 160,8  | 100    |-- |
| Всего           | 5,8      | 33,5  | 15,8    | 38,2  | 34,1    | 46,7  | 44,9    | 44,2  | 77,0    | 47,9  |---|
| В том числе  | 4,1      | 23,5  | 11,7    | 28,2  | 24,9    | 34,1  | 38,2    | 37,6  | 58,5    | 36,4  |   |
| Народное     | 5,7      | 32,6  | 8,3      | 20,0  | 9,3      | 12,7  | 12,8    | 12,6  | 17,9    | 11,1  |   |
| хозяйство     | 0,7      | 3,9    | 1,4      | 3,4    | 1,1      | 1,5    | 1,3      | 1,3    | 1,7      | 1,1    |  |
| Социально-   |           |          |           |          |           |          |           |          |           |          |  |
| культурные   |           |          |           |          |           |          |           |          |           |          |  |
| мероприятия |           |          |           |          |           |          |           |          |           |          |  |
| Оборона       |           |          |           |          |           |          |           |          |           |          |  |
| Управление   |           |          |           |          |           |          |           |          |           |          |  |
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Динамика расходов государственного бюджета СССР (млрд. руб.)
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|                                                            | 1940                    | 1950                  | 1960               | 1965             | 1971      |
|                                                            |                            |                          |                       |                     | (план)    |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Гос. бюджет СССР                              | 17,4                     | 41,3                  | 73,1                | 101,6            | 160,8     |
| В том числе:                                        | 13,2                     | 31,7                  | 30,1                | 43,2              | 88,7       |
| Союзный бюджет                                 | 4,2                      | 9,6                    | 43,0                | 58,4              | 72,1       |
| Гос. бюджеты союзных республик из   | 1,2                      | 3,0                    | 28,6                | 37,3              | 43,0       |
| них:                                                     | 3,0                      | 6,6                    | 14,4                | 21,1              | 29,1       |
| республиканские бюджеты                   |                            |                          |                       |                     |              |
| бюджеты автономных республик и       |                            |                          |                       |                     |              |
| местные бюджеты...............                |                            |                          |                       |                     |              |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Свыше 80% расходов бюджета составляют затраты на финансирование народного хозяйства и социально-культурных нужд (см. табл. 6). Первые включают преимущественно капитальные и др. затраты, связанные с постройкой новых предприятий, расширением и техническим обновлением действующих предприятий, увеличением их оборотных фондов и др. расходами на развитие хозяйства. С проведением экономической реформы намного повышается роль собственных средств, а также кредитов банка в финансировании расходов на увеличение основных и оборотных фондов предприятий. Расходы на социально-культурные мероприятия включают финансирование затрат на просвещение и здравоохранение, строительство учебных заведений и лечебных учреждений, выплату стипендий, пенсий и пособий по государственному социальному страхованию и обеспечению и др. затраты, связанные с удовлетворением материальных и культурных потребностей населения. Значительный рост этих расходов, в послевоенный период связан с расширением сети учреждений просвещения и здравоохранения, с повышением уровня пенсионного обеспечения, повышением зарплаты работникам просвещения и здравоохранения и др. мероприятиями. Расходы на оборону включают содержание Вооруженных Сил СССР и их оснащение необходимыми техническими средствами. Проводя политику мирного сосуществования государств с различным социальным строем, Советский Союз принимает вместе с тем необходимые меры к укреплению своей обороноспособности.
Расходы на управление включают финансирование органов государственной власти и управления (Верховных Советов, Советов Министров, министерств и ведомств, местных органов государственной власти и управления). Они тесно связаны с расходами по организации производства и культурному обслуживанию населения.
Б. г. др. социалистических стран сходны по своей природе и функциям с Б. г. СССР. Главными источниками доходов (80—94% всех доходов бюджета) являются доходы от социалистического хозяйства, а в расходах основное место занимают затраты на развитие народного хозяйства (45—55% всех расходов) и социально-культурные мероприятия (25—40% расходов).
На базе планомерного и быстрого развития экономики социалистических стран высокими темпами вырастает объём их Б. г. Например, объём бюджета (включая государственные и местные бюджеты) вырос с 1950 по 1968 в Болгарии почти в 5 раз, в Венгрии больше чем в 5,7 раза, в Польше почти в 6 раз. Это позволяет систематически увеличивать Бюджетное финансирование хозяйственного и культурного строительства.
Б. г. сыграл огромную роль в социалистических преобразованиях, причём производительный характер его расходов способствовал ускорению темпов экономического и культурного развития социалистических стран. Б. г. служит средством активного воздействия на рост производства и товарооборота, на увеличение источников накопления. Его роль особенно поднялась в условиях проведения хозяйственных реформ: введения платы за фонды и землю (в ГДР и Венгрии), изменений в системе отчислений от прибыли в бюджет, перехода к финансированию предприятий и объединений в первую очередь за счёт собственных ресурсов, повышения роли прибыли в материальном стимулировании, совершенствования хозяйственной деятельности и увеличения роли кредита в расширенном воспроизводстве на предприятиях. За счёт Б. г. производятся наиболее крупные капитальные вложения, имеющие важное значение в реализации плановых пропорций в развитии хозяйства, что повышает роль Б. г. в общей системе планирования народного хозяйства.
Лит.: Маркс К., Бюджет Соединенных Штатов и христианско-германский бюджет. Маркс К. и Энгельс Ф.. Соч., 2 изд., т. 6; его же, Парламент. Голосование 26 ноября.— Бюджет Дизраэли, там же, т. 8; его же, Мыло для народа, лакомый кусок для «Times». — Бюджет коалиционного министерства, там же, т. 9; Ленин В. И., По поводу государственной росписи, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 6; Б у таков Д., Бочкова В., Шевель И., Финансы стран народной демократии, М., 1959; Финансы капиталистических государств, М., 1964; Финансы развивающихся государств, М., 1965; Болдырев Б. Т., Бюджет современного капиталистического государства, М., 1968: Государственный бюджет СССР, Авторский коллектив под руководством Лаврова В. В. и Плотникова К. Н., М., 1968; Ситарян С., Хозяйственная реформа и бюджет, М., 1968.
А. М. Александров, В. В. Лавров.

Большой юридический словарь:

Форма образования и расходования денежных средств для обеспечения деятельности органов государственной власти и выполнения функций государства. во всех демократических государствах принятие б.г. является одним из важнейших полномочий парламента. как правило, проект б.г. представляется в парламент главой государства или правительства. согласно конституции РФ федеральный бюджет принимается в форме РФЗ государственной думой по представлению правительства РФ и затем выносится на утверждение совета федерации федерального собрания РФ. исполнение федерального бюджета обеспечивается правительством РФ.

Социологический словарь:

БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ — англ. budget, state/public; нем. Staatshaushalt. Роспись государственных расходов и доходов на определенный срок, утвержденная в законодательном порядке.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru