Определение слова «БУАССЕЛЬ»

Большая советская энциклопедия:

Буассель
(Boissel)
Франсуа (1728 — 1807), французский революционер, коммунист-утопист. В 1789 опубликовал «Катехизис человеческого рода», в котором резко критиковал «продажный, человекоубийственный антисоциальный порядок», основанный на частной собственности, и противопоставлял ему идеал общественного строя, базировавшегося на коллективной собственности и общем труде. Во время Великой французской революции являлся одним из видных членов, а в 1793 и архивариусом Якобинского клуба (См. Якобинский клуб), вёл решительную борьбу с жирондистами (См. Жирондисты), участвовал в народных движениях в Париже. Рассматривая коммунизм как конечную цель революции, Б. весной 1793 разработал программу установления революционного правления санкюлотов (См. Санкюлоты). План Б. предусматривал лишение гражданских прав и разоружение всех зажиточных слоев, государственной контроль над собственностью и всей экономикой, сочетание экономической мероприятий по ограничению собственности с единым национальным воспитанием молодого поколения в целях последующего установления коммунистических порядков. Идеи Б. были развиты бабувистами (См. Бабувисты).
Соч.: Le cathchisme du genre humain, P.. 1789.
Лит.: Сафронов С. С., Социальные воззрения Буасселя, в сборнике: Из истории общественных движений и международных отношений, М., 1957; Иоаннисян A. Р., Коммунистические идеи в годы Великой французской революции, М., 1966.
А. Р. Иоаннисян.

Советская историческая энциклопедия:

(Boissel), Франсуа (1728-1807) — французский социолог, участник франц. бурж. революции кон. 18 в. Адвокат парижского парламента, Б. накануне революции выступил с работами, резко критикующими не только существовавший политич. строй, но и систему социального неравенства. Наибольшее впечатление на современников произвела книга Б. "Катехизис человеч. рода" ("Le Catchisme du genre humain...", 1789). Воспитанный на идеях Г. Мабли, Морелли и отчасти Ж. Ж. Руссо, Б. в своей положит. программе выступал как представитель утопич. коммунизма. Резко критикуя существовавший строй, как противообщественный и человекоубийственный, Б. считал, что стремление человеч. рода к счастью может быть удовлетворено лишь в обществе, не знающем частной собственности. Б. полагал, что переход к этому высшему обществ. строю должен совершаться постепенно, по мере перевоспитания людей в духе альтруизма, чему он придавал большое значение. Во время революции Б. стал чл. якобинского клуба. 21 апр. 1793, при обсуждении в якобинском клубе проекта Декларации прав человека и гражданина, Б. выступил с проектом Декларации прав санкюлотов, значительно более радикальной по своему характеру. Социальные и политич. идеи Б. были связующим звеном учений Ж. Мелье, Морелли и Г. Мабли с бабувизмом (см. Бабувисты, Г. Бабёф).
=====
Соч.: Discours contre les servitudes publiques, (R.), 1786; Le Code civique de la France, ou le Flambeau de la libert, R., 1790.
=====
Лит.: Волгин В. П., История социалистич. идей, ч. 1, M.-Л., 1928; Сафронов С. С., Социальные воззрения Буасселя, в кн.: Из истории обществ. движений и междунар. отношений, M., 1957.
=====
А. З. Манфред. Москва.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru