Определение слова «Боас»

Большой энциклопедический словарь:

БОАС (Boas) Франц (1858-1942) — американский лингвист, этнограф и антрополог. Труды по языкам и культуре индейцев и эскимосов. Один из основоположников дескриптивной лингвистики.

Большая советская энциклопедия:

Боас
(Boas)
Франц (9.7.1858, Минден, Вестфалия, — 21.12.1942, Нью-Йорк), американский лингвист, этнограф и антрополог, специалист по языкам и культуре индейцев, главным образом северо-западного побережья Северной Америки, и эскимосов. Участвовал в арктических экспедициях (1883—84). С 1886 жил в США, с 1896 преподавал в Колумбийском университете. Основатель и президент (1928) Американского лингвистического общества. Один из основоположников американской дескриптивной лингвистики и самой значительной школы американской этнографии. Б. разработал методику формального описания индейских языков. Большое значение имели работы Б. по антропологии и археологии Америки. Критикуя различные направления современной ему буржуазной этнографии, Б. часто в анализе конкретных общественных явлений стоял на позициях стихийного материализма. Разоблачал расистские учения. Б. известен как антифашист и активный участник ряда организаций либеральной интеллигенции США, боровшейся за демократические реформы.
Соч.: Handbook of American Indian languages, v. 1—2, Wash., 1911—22; Anthropology and modern life, L., 1929; Race, language and culture, 2 ed., N. Y., 1948; Race and democratic society, N. Y., 1946; в рус. пер.— Введение к «Руководству по языкам американских индейцев», в кн.: Звегинцев В. А., История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях, 2 изд., ч. 2, М., 1965; Ум первобытного человека, М.—Л., 1926.
Лит.: Основные направления структурализма, М., 1964; Аверкиева Ю. П., Ф. Боас (1858—1942), Краткие сообщения института этнографии АН СССР, т. 1, 1946.
Ю. П. Аверкиева, В. В. Раскин.

Словарь по культурологии:

Франц Бас (Boas) (1858-1942)
амер. антрополог. Жил в Германии, получил образование в ун-тах Гейдельберга, Бонна и Киля. Научную деятельность начал в Киле, где в 1881 ему были присуждены ученые степени д-ра философии и д-ра мед. наук. Первоначально сферу его научных интересов составляли физика и математика, однако, еще будучи студентом, он переключился на физич. и культурную географию. В 1883-84 гг. проводил геогр. исследования на Баффиновой земле, одновременно начал собирать этногр. коллекцию. В 1887 переехал в США. С 1888 по 1892 преподавал антропологию в ун-те Кларка. С 1896 по 1905 был куратором в Амер. музее естеств. истории. В 1896 принят в Колумбийский ун-т в качестве лектора по антропологии. Три года спустя стал проф. антропологии Колумбийского ун-та, где работал до выхода на пенсию в 1937. В течение многих лет проводил интенсивные исследования по физической антропологии, этнологии и лингвистике. Был избран в Нац. Академию наук, возглавил Амер. ассоциацию развития науки (American Association for the Advancement of Science). Один из основателей Амер. антропол. ассоциации (1902), журнала “International Journal of American Linguistics” (1917).
В основе проф. деятельности Б. и подготовки антропологов в Колумбийском ун-те лежала полевая работа. С нач. 80-х 19 в. до 1900 Б. обследовал культурную территорию сев.-зап. побережья Тихого океана от Аляски до Орегона. Его работа, посвященная этнографии эскимосов (The Central Eskimo. 1888), была опубликована Бюро Амер. этнологии как образец организации антропол. исследований в США. По рез-там работ на сев.-зап. побережье опубликовал более 12 монографий и множество статей.
В ходе полевых исследований Б. преследовал следующие цели: обозначить различия и сходства языков, физических характеристик и социальных обычаев индейцев; показать их культуру такой, какой она представляется самим индейцам, взяв за основу группу индейцев квакиутль. Исследуя определенные культурные чертыфольклор, мифы, изобразит. искусство, ремесла, системы родства и т.д., Б. фиксировал районы их распространения, которые не всегда соответствовали выработанной им концепции культурной диффузии. Культура каждого отдельно взятого племени представляла собой смешение самостоятельных, но пересекающихся между собой векторов (типы фольклора, мотивы искусства), к-рые формировали психол. единство квакиутль. По определению Б. “гений” народа интегрировал отд. элементы в значимое целое. Опубликованные им тексты послужили материалом для структуралистских разработок Леви-Стросса, на к-рого Б. оказал большое влияние. Последней публикацией по результатам полевых исследований стала “Культура квакиутль — отражение в мифологии” (Kwakiuti Culture as Reflected in Mythology. 1935).
Опыт, полученный Б. в рез-те полевых исследований, позволил ему прийти к выводу, что изучение разл. сторон биол. и культурной сущности человека должно производиться различными методами: измерение и статистика для биол. черт, тесты и грамматич. анализ для языка, анализ распространения и целостные исследования для культурных феноменов. Дополнительно к этому стратиграфич. (археол.) методы для изучения культурного прошлого. Этот подход определил “четыре поля” антропологии, к-рые стали основой для подготовки антропологов в Колумбийском ун-те.
Б. принес в амер. антропологию традицию немецкой культурно-истор. школы и, фактически, создал школу истор. этнологии — направление, определившее развитие амер. антропол. мысли с к. 19 по 30-е гг. 20 в., школу, к-рая отказалась от наследия Моргана.
Учениками Б. были такие выдающиеся антропологи, как Крёбер, Уисслер, Лоуи, Бенедикт, М. Мид, П. Радин, Л. Уайт и др. Б. заложил основы проф. подготовки антропологов в США.
Б. как теоретик опирался прежде всего на опыт полевых исследований. Понимание двойственности культуры — распространение культурных черт путем диффузии и взаимодействия, их интеграцию в фиксированный паттерн и целостность, Б. противопоставил доминирующей эволюционистской антропологии 19 в. Он разработал концепцию “культурного ареала”, для развития к-рой в 1910 описал семь культурных территорий Сев. Америки (Эскимосская, Сев. побережье Тихого океана, Зап. плато Мак-Кензи, Калифорнию, Великие равнины, Вост. Вудленд, Юго-Запад). Его ученик Херсковиц предложил схему культурных территорий Африки в 1924 и т.д. Работы школы Б. по классификации культурных территорий сохраняли свою значимость до сер. 20 в.
Б. понимал научный (исторический) метод как накопление большого количества фактов и их последующее описание, в противовес теор. обобщениям эволюционизма. В отличие от эволюционистов, к-рые стремились подчеркнуть универсальные и сходные черты в разных культурах, он подчеркивал особенности каждой культуры как рез-т ее собств. развития. Отличит. чертой амер. антропологии после Б. является признание понятия “культура” основным. Он внес большой вклад в развитие этнографии, лингвистики и других направлений в антропологии.
Соч.: The Central Eskimo // U.S. Bureau of American Ethnology. Sixth annual report, 1884-85. Wash., 1888; The Social Organization and the Secret Societies of the Kwakiuti Indians. Wash., 1897; Kwakiuti Culture as Reflected in Mythology. N.Y., 1935; Race, Language and Culture. N.Y., 1940; Race and Democratic Society. N.Y., 1946; Ум первобытного человека. М.; Л., 1926..
Лит.: Токарев С. История зарубежной этнографии. М., 1978; The Anthropology of Franz Boas. Menasha, 1959; The Shaping of American Anthropology, 1883-1911: A Franz Boas Reader. N.Y., 1974; Hyatt М. Franz Boas, Social Activist: The Dynamics of Ethnicity. N.Y., 1990.
Л.А. Мостова.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Советская историческая энциклопедия:

(Boas), Франц (9.VII.1858 — 21.XII.1942) — амер. этнограф, антрополог, лингвист и фольклорист. Проф. Колумбийского ун-та в Нью-Йорке (1899-1937). Этнографич. работы посвящены гл. обр. индейцам сев.-зап. побережья Сев. Америки и эскимосам. Ряд работ Б. посвящен общим вопросам этнографии, а также антропологии и археологии. Критикуя различные направления совр. ему бурж. этнографии, Б. часто в анализе конкретных обществ. явлений стоял на позициях стихийного материализма. Он призывал к стационарному полевому исследованию конкретных культур и культурных черт. Увлечение краеведч. методом фактически приводило Б. к отрицанию значения теоретич. обобщений. Б. известен как антифашист и активный член мн. орг-ций либеральной интеллигенции США, боровшихся за демократич. свободы.
=====
Лит.: Аверкиева Ю. П., Франс Боас (1858-1942), "КСИЭ", 1946, т. 1 (дается разбор осн. соч. Б.); Stern B. J., Franz Boas as scientist and citizen, "Science and Society", 1943, v. 7, No 4.

Новейший философский словарь:

БОАС (Boas) Франц (1858-1942) — американский антрополог. Родился в еврейской семье в Германии. Изучал физику и математику в Гейдельбергском и Боннском университетах. Докторская диссертация по физической географии была посвящена проблеме цвета моской воды (1881). После экспедиции на Баффинову землю (1883-1884) заинтересовался антропологией. В 1886 переехал в США. Профессор Колумбийского университета (1896-1936). Основные сочинения: «Пределы сравнительного метода в антропологии» (1896); «Ум первобытного человека» (русск. изд., 1926); «Антропология в современной жизни» (1929); «Раса, язык и культура» (1940); «Общая антропология» (1944) и др. Б. стал основателем направления в антропологии, получившего наименование исторический партикуляризм. Среди его учеников — М. Мид, Р. Бенедикт, Э. Сэпир, А. Кребер и др. Б. выступил с критикой идей Тайлора, Моргана и всей концепции эволюционизма за ее стремление к генерализации и поиску универсальных законов развития культуры. По Б., социокультурные вариации чрезвычайно значительны, а информация о них слишком фрагментарна для того, чтобы заниматься построением универсальной теории. Основываясь на идиографической методологии неокантианства, Б. считал, что каждая отдельная культура имеет свою длительную и уникальную историю. Для понимания отдельной культуры требуется реконструкция ее индивидуального пути развития. Подчеркивая уникальность каждой культуры, Б. фактически отвергал возможность построения универсальных теорий. Другой значительной чертой исторического партикуляризма Б. был принцип культурного релятивизма, согласно с которым в культуре не существует высших и низших форм и, следовательно, понятия прогресса. Такие термины, как дикость, варварство, цивилизация, по Б., отражают лишь этноцентризм тех народов, которые считают собственный образ жизни более нормальным, чем у других. Вместо бесплодного теоретизирования, свойственного эволюционизму, Б. призывал антропологов к скрупулезному собиранию эмпирических материалов, основанному на том же принципе культурного релятивизма. В данном случае он означал отказ исследователя от установок собственной культуры и ориентация на познание другой культуры, исходя из ее собственных ценностных ориентации. Одним их важнейших достижений Б. стала аргументированная критика положения социального дарвинизма о единстве процессов билогической и культурной эволюции. Основываясь на примерах языковых и культурных различий в пределах одной и той же расы, Б. удалось доказать что, раса, язык и культура являются самостоятельными аспектами человеского существования.

Социологический словарь:

Боас (Boas) Франц (09.07.1858, Минден, Германия,-21.12.1942, Нью-Йорк)американский этнограф, лингвист, антрополог, археолог, фольклорист и культуролог, профессор Колумбийского университета, основатель этнографической лингвистики, "исторической школы" американской этнографии культуры и американского фольклорного общества.
"Историческая школа" Боаса родилась в борьбе с эволюционизмом, и ее сторонники понимали историзм как эмпирическое описание, поскольку под влиянием неокантианства и позитивизма Боас считал, что "логический" метод исследований должен применяться в естественных науках, а в истории, где он признавал лишь замещение элементов культуры или изменение их сочетания, требуется индивидуальный подход и пригоден лишь "эмпирический метод". Разделяя историческую науку на философию истории и историографию, он отрицал законы общественного развития, возможность периодизации истории, критериев оценки прогресса и даже определения временной последовательности двух культур, отказывался от теоретических обобщений к отдавал предпочтение описанию явлений и накоплению фактов, рассматривая каждое историческое и культурное явление как уникальное.
Вначале Боас подходил к культуре с позиций диффузионизма, отрывая ее от человека, выступал за изучение "культурных изменений" и "культурной динамики", которыерые понимались им как количественные изменения, возникающие в результате заимствования, но учитывал аккультурацию и влияние на культуру привнесенных элементов.
Рассматривая культуру подобно слоеному пирогу, Боас и его ученики пытались, отделив от нее все заимствованное, выделить чистую культуру. Позднее Боас начал рассматривать культуру как целостную систему, обнаружив в ней внутренние изменения, уделял внимание психологии, часто становился на стихийно-материалистические позиции. Пересмотр теоретических позиций и неспособность обеспечить политиков рецептами бесконфликтной аккультурации социально отсталых народов США и колониальных народов вызвали кризис "исторической школы". Политические взгляды Боас были либеральны: он был членом многих организаций, выступавших за демократические реформы, боролся за права угнетенных народов, разоблачал расизм и фашизм.
Соч.: 1) Ум первобытного человека. M.-Л., 1926. 2) Anthropology in modern life. N. Y.. 1929. 3) Race, langage and culture. N. Y., 1940. 4) General anthropology. N. Y.-Boston, 1 944.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru