Определение слова «БХАВА»

Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму:

(с отрицат. Префиксом — абхава: от санскр. корня bhu — (изменчиво) быть, бывать) — встречающийся во всех даршанах один из важнейших оперативных терминов индийской философии, но так и не ставший в ней предметом мысли и специального изучения. На европ. языки переводился по-разному, несовместимыми способами: "бытие", "существование", "сущность" (entity) "состояние" и др.; соответственно абхава — как "отрицание", "небытие", "несуществование", "отсутствие". В интерпретациях постоянны колебания между "существованием" и "сущностью", а также пониманием Б. как абстракции свойства или (гораздо реже) как названия свойства предмета и предмета по свойству. Если использовать введенное Хайдеггером различение "бытия" и "сущего", то ясно, что Б. почти всегда означает "сущее", точнее "существующее-как-присутствующее", хотя
а) из-за чисто синтаксич. особенностей санскрита часто возникает искушение неверно перевести его как "бытие"; и
б) само "сущее" может по-разному пониматься в разных даршанах, согласно их онтологиям, как процессуальное, субстанциальное и т. п.
В нек-рых онтологиях "сущее" может сливаться с "бытием". С Б. близко связан по содержанию термин "свабхава", в толковании к-рого есть сходные колебания"свое существование", "своя сущность" и пр. Наиб, адекватный его перевод — "существующее-как-присутствующее самим собою, в кач-ве самого себя, как само", что весьма близко к европ. категории "сущности" (чего-то, не гипостазированной абстракции). Однако встречается и употребление термина "свабхава", как абстракции свойства, т. е. "существование самим собою".
А. Парибок

Новая философская энциклопедия:

БХАВА (санскр. bhva, от корня bh – быть, становиться) – 1. Понятие индийской философии с широким спектром значений – «становление», «действие», «состояние», «существование», «бытие» в противоположность «небытию» (абхава [АБХАВА]).Анализ языка вывел грамматистов к проблемам понимания бытия гораздо раньше, чем к этому пришли философы. В «Нирукте» («Этимологии») Яски (5 в. до н.э.) противопоставляются бхава и саттва (sattva) как значения соответственно глаголов и имен, где первое выражает «становление», «процесс», «бытие в ходе его реализации», «некое длящееся или постоянно воспроизводящееся состояние», а второе – «свершенное бытие», «сущее», «законченную вещь».
Значительное влияние на лингво-философскую традицию оказала концепция шести модификаций (vikra) бхавы некоего Варшьяяни, цитируемого Яской: «рождение», «существование», «изменение», «рост», «деградация», «разрушение». Последующие грамматисты и философы по-разному понимали соотношение бхавы и модификаций. Согласно одним, бхава есть процесс, а модификации – разные его формы, согласно другим, модификации бхавы суть разные состояния одного и того же неизменного, статичного бытия. Третьи сводили шесть модификаций к двум – становлению и разрушению, или свертыванию и развертыванию (санкхья), четвертые считали их иллюзорными (адвайта).
Динамический аспект бхавы подчеркнут не только в грамматике, но и в буддизме, где это изменчивый и зависимый элемент бытия, синоним дхармы [ДХАРМА](в этом смысле бхаву переводят как «феномен»), содержащий, однако, некую собственную летучую сущность, отсюда его употребление в смысле «собственной природы» (свабхава). Ни буддисты, ни грамматисты не проводят разграничения между бытием вещей и процессов и бытием как таковым. Концепция абсолютного бытия (cam) формулируется в школах монистического толка (адвайта). В вайшешике и ньяе бхава (синоним сатта [САТТА]) выступает как свойство «быть», «существовать», которое охватывает все категории наличных вещей.
В.Г.Лысенко
2. В санкхье термин «бхавы» маркирует две классификации диспозиций сознания. Первая включает, по «Санкхья-карике», 8 пар: знаниенезнание, добродетель – не добродетель, индифферентностьстрастность, «сверхспособности» – бессилие, локализуемые в буддхи [БУДДХИ](ст. 23). Другая классификация обобщает 50 бхав (ст. 46): 5 разновидностей заблуждения (випарьяя), 28 неспособностей (ашакти),  9 удовлетворенностей  достигнутым  (тушти) и 8 достижений (сиддхи). Неспособности складываются из дефектов 11 индрий (включая манас) и 17 аберраций способности суждения, а все четыре класса вместе именуются «ментальным миропроявлением» (пратьяя-сарга). Многообразие бхав обусловливается порциями гун [ГУН].Бхавы неотделимы от тонкого тела (сукшма-шарира [СУКШМА-ШАРИРА]) и преобладание в менталитете индивида тех или иных бхав определяет дальнейшее продвижение индивида (вверх или вниз) по лестнице перевоплощений. Лишь одна из них – знание (соответствующее и «достижениям») – ведет к «освобождению» (ст. 53).
В.К.Шохин
3. Психические состояния. Впервые упоминаются в Натьяшастре («Наука театра», компендиум, сформировавшийся ко 2–3 вв. н.э.), где имеют статус основополагающего понятия в концепции расы [РАСА](Натьяшастра, гл. 6–7). В трактате описываются 49 разновидностей бхав: 33 из них носят название вьябхичари (vyabhicri) и интерпретируются как преходящие или неустойчивые психологические состояния. Их примерами служат слабость (gl ni), опасение (љank ), стыд (vrid ), безразличие (nirveda), опьянение (mada), зависть (asuy ), радость (hara) и т.д. Следующие восемь именуются саттвика ( ttvika). К ним относятся оцепенение (stambha), слезы (aљru), поднятие волосков на теле (romaсca), изменение цвета лица (vaivarya), изменение голоса (svaras da), обморок (pralaya), появление пота (sveda) и дрожь (vepathu). Наиболее важными считаются еще восемь разновидностей бхав, т.н. стхайи (sth yi), которые рассматриваются как постоянные или устойчивые психологические состояния, непосредственно связанные с расами и при определенных условиях в них переходящие. Это стхайи-бхавы наслаждения (rati), смеха (hasa), скорби (љoka), гнева (krodha), мужества (utsaha), страха (bhaya), отвращения (jugups ) и удивления (vismaya).
H.P.Лидова

Краткий религиозный словарь:

(санскр. — бытие, существование), в древне-индийской философии категория бытия, состояния явлености. Отсюда имеет значения "реальность", "истина", "жизнь". В буддизме — стремление к становлению, предрасположенность
Бхава (санскр. — бытие, существование), в древне-индийской философии категория бытия, состояния явлености. Отсюда имеет значения "реальность", "истина", "жизнь". В буддизме — стремление к становлению, предрасположенность

Теософский словарь:

(Санскр.) Бытие, или состояние бытия; мир, рождение, а также одно из имен Шивы.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru