Определение слова «БХАСАРВАДЖНЯ»

Новая философская энциклопедия:

БХАСАРВАДЖНЯ, Бхавасарваджня (санскр. Bhsarvajсa, Bh vasarvajсa) (9–10 в.) – философ-найяик, деятельность которого составила значительную веху в развитии средневековой ньяипосле Уддйотакары [УДДЙОТАКАРА], автора субкомментария к «Ньяя-сутрам».Уроженец Кашмира. Бхасарваджня сочетал энциклопедическую эрудицию как в текстах ньяи, так и всех ее оппонентов, прежде всего буддистов, с дарованием искусного аналитика и смелым новаторством. Пересматривая ряд краеугольных «философских догматов» ньяи и вайшешики [ВАЙШЕШИКА], он частично опирается на традицию своей «конфессии» – северного шиваизма и конкретно школы пашупатов. Автор двух произведений – «Ньяя-сары» и автокомментария к ней.
Трактат «Ньяя-сара» («Суть ньяи») в трех главах посвящен трем источникам знания (прамана [ПРАМАНА]) – восприятию, умозаключению и словесному свидетельству. Классическая ньяя изначально признавала четыре источника знания, никогда не отрицая, начиная уже с «Ньяя-сутр», этот статус за сравнением (упамана [УПАМАНА]).Сводя четыре источника знания к трем, Бхасарваджня руководствуется не только логическими соображениями, но и «конфессиональными» – именно такой их набор признавали философы пашупатов. Источник знанияинструмент прямого и определенного постижения вещи (самъяганубхава), заблуждениестоль же определенное, но ложное познание (митхья), область сомнения включает не только колебания субъекта в идентификации объекта, но также воображение и неопределенные суждения. Восприятиесредство непосредственного (апарокша) познания – подразделяется на йогическое (объекты которого отдалены в пространстве и времени) и обычное, первое – на перцепции в «дисциплинированном» и «спонтанном» состояниях сознания йогина; любые восприятия проходят две стадии – простого отражения объекта и его понятийной идентификации (см. Нирвикальпа – савикальпа).Умозаключение – средство опосредованного (парокша) познания, реализуемого через прямое инвариантное «сопровождение» (авинабхава) среднего термина (дым) большим (огонь), которое есть «проникновение» (вьяпти [ВЬЯПТИ])одного другим в силу соотношения их имманентных «природ» (свабхава [СВАБХАВА]).Умозаключения подразделяются на положительные и отрицательные (анвая-вьятирека [АНВАЯ-ВЬЯТИРЕКА]),на работающие с наблюдаемым и ненаблюдаемым объектами, на «умозаключения-для-себя» и «умозаключения-для-других» или силлогизм (в соответствии с дифференциацией Дигнаги [ДИГНАГА]).Второй из пяти членов силлогизма (в отличие от Дигнаги) – аргумент (хету)положительный, отрицательный или положительно-отрицательный. Бхасарваджня добавляет еще одну разновидность псевдоаргумента к пяти, признававшимся классической ньяей. Он делит дискуссии на «бесстрастные» и «страстные» – первые направлены на раскрытие истины, вторые – на победу над противником (здесь он следует классификации «Чарака-самхиты»);они могут быть (как и для составителя «Ньяя-сутр») софистическими и эристическими. Словесное свидетельствосредство прямого познания через понимание условных значений (самая) слов. Оно также двух видов – в соответствии с наблюдаемостью и ненаблюдаемостью его референта. Ни один из видов сравнения не может претендовать на статус отдельного источника знания. Суждение типа «Гавайя похожа на корову» может быть включено в словесное свидетельство, «Моя корова похожа на это животное»случай памяти (которая вообще к источникам знания не относится), «Это животное называется гавайя» – снова словесное суждение. Составитель «Ньяя-сутр» считает его четвертым источником знания потому, что он не всегда аккуратен в своих классификациях (приводятся и другие подобные случаи) и его целью было отделить сравнение от умозаключения, но он нигде не указывает его отличия от словесного свидетельства, разновидностью которого и является сравнение. Заимствуя частично квад-рилемму «Йога-сутр»,Бхасарваджня делит все объекты познания на те, которых следует достигать и средства их достижения, и те, которые следует избегать и механизмы их осуществления. То, чего следует избегать, – это будущее страдание (духкха [ДУХКХА])21 разновидности, а именно тело, шесть чувств (включая ум-манас),шесть соответствующих познаний, удовольствие и собственно страдание; каждый из них является либо локусом, либо сопровождением, либо причиной последнего. Источники же страданиянезнание (авидья [АВИДЬЯ]),желание (тришна), а также дхарма [ДХАРМА]и не-дхарма (последние два суть причины удовольствий и страданий). То, что должно быть достигнуто, – это полное прекращение каких-либо связей со страданием. Средство достижения – познание реальности, содержанием которого является Атман [АТМАН].Последний также двух видов: Бог-Ишвара [ИШВАРА](всемогущий, всезнающий миросоздатель), бытие которого устанавливается через умозаключение (от следствий, подобных земле, к их причине) и индивидуальная душа, «вкушающая» плоды сансары и устанавливаемая как локус знания и памяти, что опровергает буддийские отрицания Атмана. В противоположность большинству найяиков и вайшешиков Бхасарваджня утверждает, что в состоянии «освобождения», которое достигается йогическим видением Шивы, индивидуальная душа вкушает блаженство и сознательна, и сомневается в том, что кого-либо разумного может привлечь перспектива «освобождения» в виде состояния полной безэмоциональности.
«Ньяя-бхушана» («Украшение ньяи») посвящена преимущественно полемике. Бхасарваджня корректирует семь концепций ошибочного восприятия, принадлежавших другим школам, отстаивает, в оппозиции мимансе, «внешний» критерий истины, отвергает учение философа-грамматиста Бхартрихари об особом, «нефонетическом» носителе сигнификативности слов (cnxoma),a также космологию санкхьи и монистическую доктрину адвайта-веданты, но наибольшее внимание уделяет критике буддийской виджняна-вады (отстаивая плюрализм, он подчеркивает отсутствие различий между монизмом виджняна-вады и веданты), представленные прежде всего в «Прамана-варттике» Дхармакирти. Ему же принадлежит конструктивная корректировка классификации разновидностей категорий «Вайшешика-сутр»,которая может считаться значительным достижением на уровне не только индийской категориологии.
Литература:
1. Suthor G.The Nyyas ra of Bh sarvajсa: A Critical and Analytical Study. Ahmedabad, 1991.
В.К.Шохин

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru