Определение слова «БЕНТАМ»

Большой энциклопедический словарь:

БЕНТАМ (Bentham) Джордж (1800-84) — английский ботаник, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1872). Автор (совместно с Дж. Гукером) обзора всех родов цветковых растений.

Большая советская энциклопедия:

I
Бентам (Bentham)
Джордж (22.9.1800, Сток близ Плимута, — 10.9.1884, Лондон), английский ботаник. Написал совместно с Дж. Гукером капитальное сочинение «Роды цветковых растений» (т. 1—3, 1862—83), в котором дано описание всех родов этих растений. Составил также описание флор Австралии (совместно с Ф. Мюллером), Индии, окрестностей Сянгана (Гонконга) и др.
II
Бентам (Bentham)
Иеремия (15.2.1748, Лондон, — 6.6.1832, там же), английский социолог, юрист, родоначальник одного из направлений в английской философии — утилитаризма. Родился в семье адвоката. Будучи идеологом буржуазии эпохи промышленного переворота в Англии, восхвалял «трезвый» буржуазный рассудок и считал естественным и идеальным общественным строем капиталистический строй Англии, а «разумным» человеком — английского буржуа. Этика Б., изложенная в произведении «Деонтология, или наука о морали» (т. 1—2, 1834), метафизична. В её основе лежит «принцип пользы», согласно которому действия людей, их отношения должны получать моральную оценку по приносимой ими пользе. В определении пользы принимались во внимание частные интересы человека. Учение просветителей в трактовке Б. потеряло своё революционное содержание: идея разумного гармонического сочетания личных и общественных интересов превратилась у него в принцип «наибольшего счастья наибольшего числа индивидуумов», в призыв к достижению личного преуспеяния, будто бы механически увеличивающего общую сумму счастья. Б. резко критиковал теорию общественного договора Руссо как возбуждающую дух восстания, однако защищал требования реформы английского парламента на основе расширения избирательного права. Б. отстаивал идею свободной торговли и ничем не стеснённой конкуренции, что, по его мнению, должно обеспечить спокойствие общества, справедливость, равенство. К. Маркс именовал Б. «...гением буржуазной глупости» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 624, прим.). Классики марксизма-ленинизма считали взгляды Б. типичным выражением вульгарных предрассудков относительно «свободы» и «равенства» при капитализме.
Соч.: The works of J. Bentham, published by J. Bowring, v. 1—2, Edinburgh, 1838—43; The correspondence of J. Bentham, v. I—2, L., 1968; в рус. пер.— Избр. соч., т. 1, СПБ, 1867.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2—4, 23, 27 (см. Указатель имён); Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 38, с. 346, 376; т. 39, с. 132—33; История политических учений, М., 1955, с. 374—80; Atkinson Ch. M., J. Bentham, his life and work, L., 1905; Manning D. J., The mind of Jeremy Bentham, [L., 1968].

Советская историческая энциклопедия:

(Bentham), Иеремия (15.11.1748 — 6.VI.1832) — англ. социолог, философ и юрист, родоначальник одного из направлений в англ. философии — утилитаризма. В 1776 опубликовал (анонимно) свою первую работу — "Отрывок об управлении" ("Fragment on government"). В 1834 было опубликовано важнейшее произв. Б. "Деонтология, или наука о морали" ("Deonthology or the science of morality", v. 1-2).
=====
Б. стал идеологом преуспевающих англ. "средних классов" — буржуазии. Представитель трезвенного, огранич. бурж. рассудка, Б. считал идеальным обществ строем капиталистич. строй Англии, а "разумным" человеком — англ. буржуа. Обращаясь к идеям просветителей (особенно Локка и Гельвеция), Б. излагал их таким образом, что они теряли революц. содержание. Идея просветителей о разумном, гармонич. сочетании личного и обществ. интереса превратилась у Б. в принцип "наибольшего счастья наибольшего числа индивидуумов", в призыв к достижению личного преуспевания, будто бы механически увеличивающего общую сумму счастья. Б. целиком воспринял и усугубил антиисторизм просветителей, рассматривая все прошлое как время невежества и заблуждений, господствовавших пока человечество не обрело "естественный" бурж. порядок. Б. резко критиковал Руссо, особенно его теорию обществ. договора, как возбуждающую "дух восстания", защищая, однако, требование реформ англ. парламента на основе расширения избират. права. К. Маркс именовал Б. "...гением буржуазной глупости" ("Капитал", т. 1, 1955, с. 615) и считал его взгляды типичным выражением вульгарных предрассудков относительно торжества "свободы" и "равенства" при капитализме.
=====
Соч.: The works, v. 1-11, Edin. — L., 1838-43.
=====
Лит.: Покровский П., Бентам и его время. P., 1916; Stephen L., The English utilitarians, v. 1, N. Y., 1950; Baumsandt D., Bentham and the ethics of today Princeton, 1952.
=====
E. Б. Черняк. Москва.

Новейший философский словарь:

БЕНТАМ (Bentham) Иеремия (1748-1832) — британский философ, социолог, юрист, виднейший представитель утилитаризма. Изучал право в Оксфорде (1760-1763), где получил степень магистра, в дальнейшем занимался преимущественно научной и публицистической деятельностью. Основные соч.: «Труды Иеремии Бентама» (Тт. 1-11, 1838-1843). В 1785-1788 предпринял путешествие в Россию (через Италию и Турцию), где служил его брат. Некоторое время проживал в Беларуси, в Кричеве, где им было написано несколько писем, впоследствии опубликованных под названием «В защиту ростовщичества». В 1789 был опубликован его главный труд «Введение в принципы морали и законодательства». Б. характеризовал примененный им метод как попытку привнести в изучение социальных наук методы, применявшиеся в экспериментальной физике. По его мнению, каждый человек стремится увеличить получаемое им от жизни удовольствие и, соответственно, уменьшить страдания. При этом каждый отдельный человек лучше чем кто-либо другой может оценить источники удовольствий и страданий, выпавшие на его долю. Целью законодательства должно быть «возможно большее счастье для возможно большего количества людей». Этого можно достичь политическими и правовыми реформами либерального характера. Свою последующую деятельность Б. посвятил разработке проектов реформ и их пропаганде. Он состоял в переписке со многими видными общественными и политическими деятелями. Учение Б. имело многочисленных приверженцев в различных странах. В 1792 он стал почетным гражданином Франции. Его труды были популярны и в России, особенно в период царствования Александра I. К числу его приверженцев причисляли себя Д. Ри-кардо, Милль, Спенсер.

Новая философская энциклопедия:

БЕНТАМ (Bentham) Иеремия (15 февраля 1748, Лондон – 6 июня 1832, там же) – английский философ, правовед и реформатор, один из основоположников утилитаризма. Идеи Бентама оказали влияние на характер политических реформ в Великобритании в 1-й пол. 19 в., а также на теоретические взгляды многих британских мыслителей (Джеймса Милля, Дж.С.Милля, Д.Остина, Д.Грота и др.) и политиков. Родился в семье наследственного адвоката. В раннем детстве изучал классические языки. Учился в Вестминстерской школе, в 1760 поступил в Королевский колледж Оксфордского университета. По окончании его в 1764 изучал право в Лондонской школе барристеров (Lincoln’s Inn). Получив квалификацию адвоката, вскоре отказался от практической работы, обнаружив в себе неспособность к компромиссам. В дальнейшем занимался вопросами, связанными с реформой права.
По свидетельству Бентама, наибольшее влияние на него оказали Ш.Л.Монтескье, Ч.Беккариа и особенно К.А.Гельвеций. В 1776 опубликовал книгу «Фрагмент о правлении» (A Fragment on Government), посвященную критике взглядов юриста У.Блэкстона, которые, по мнению Бентама, отличались чрезмерной приверженностью традиции и «антипатией к реформе». Работа привлекла внимание государственного деятеля либерального направления лорда Шельбёрна; начиная с 1781 Бентам бывает в его доме, где знакомится с либеральными политиками и юристами. В 1780-х гг. работал над сочинением «Теория наказаний и наград», опубликованном на французском языке (Theorie des peines et des recompenses, v. 1–2, 1811; англ. изд. The Rationale of Reward, 1825; The Rationale of Punishment, 1830). В 1785 через Италию и Константинополь отправился в Россию к брату Сэмюэлю, служившему инженером в российской армии. Почти 2 года жил близ Кричева под Могилевом, написал здесь работу «Защита лихвы» (Defence of Usury, 1787), доказывая, что законы, ограничивающие величину процента на даваемые взаймы деньги, неоправданны и с экономической, и с юридической точки зрения; согласно Бентаму, всякий взрослый здравомыслящий человек вправе занять деньги на условиях, которые считает приемлемыми, и всякий человек вправе ссудить ему деньги на этих условиях. В последующих работах, посвященных политической экономии, защищал принцип невмешательства государства в экономическую деятельность граждан. Во время пребывания в России создал план «паноптической» тюрьмы, надеясь, что им заинтересуется Екатерина II. Проект был опубликован («Panopticon, or the Inspection House», 1791). Бентам хотел придать тюрьме такую архитектурную форму, которая позволяла бы в любое время наблюдать за каждым заключенным из центральной башни, расположенной перед кругообразным тюремным зданием; при этом последнее должно быть построено по «келейному» принципу, а наблюдательоставаться невидимым. Необходимость и характер реформы исправительных заведений, отличавшихся бесчеловечным обращением с заключенными и плохой общей «экономией», Бентам обосновывает в ряде работ – «A View of the Hard Labour Bill» («Суждение о билле о каторжных работах»), «Panopticon versus New South Wales» («Паноптикон, или Новый Южный Уэльс»), «Principles of penal Law» («Основы уголовного права») и др. В 1788 Бентам вернулся в Англию и вскоре принялся за строительство образцовой тюрьмы в Лондоне; постройка не была принята парламентской комиссией, и проект закончился неудачей. Во время французской революции обратился к законодательному собранию Франции с предложениями о наилучшем устройстве парламентской деятельности. Связанные с этим проекты и мысли получили выражение в трактате «Опыт о политической тактике» (Essay on Political Tactics, 1791). В «Книге о софизмах» (The Book of Fallacies, 1824) обобщил аргументы консерваторов против любой реформы, доказывая их несостоятельность, в т.ч. нравственную. В 1792 за заслуги перед Францией Бентаму было даровано гражданство Французской республики. В 1790-х гг. разрабатывал проекты улучшения положения бедных: «Situation and Relief of the Poor» («Положение бедных и облегчение его»), «Poor Laws and Pauper Management» («Законы о бедных и отношение к нищим»), которые были использованы при разработке закона о бедности (1834). Взгляды Бентама повлияли также на характер первой парламентской реформы 1832 и некоторых законов (в частности, о тайном голосовании). В 1802 была опубликована «Теория законодательства» (The Theory of Legislation, впервые – на франц. яз.). В 1809 написал трактат «Катехизис парламентской реформы» (A Catechism of Parliamentary Reform, опубл. 1817), где отстаивал необходимость ежегодных выборов, равных избирательных округов, широкого избирательного права и тайного голосования; предложил парламенту ряд резолюций, которые были составлены на основании «Катехизиса» и обсуждались в палате общин (1818). В 1820-х гг. Бентам участвовал в издании парламентских дебатов, распределяя их по темам и сопровождая комментариями, указывающими на промахи ораторов. В 1823 участвовал в учреждении журнала «Вестминстерское обозрение», ставшего влиятельным органом «философских радикалов»; на его страницах впоследствии обсуждал необходимость парламентской реформы, равноправия католиков, евреев, выступал за сокращение государственных расходов и по различным экономическим вопросам. Неоднократно обращался к главам государств с предложением о кодификации законов. Бентам не заботился об издании своих сочинений, и многие из них были опубликованы благодаря редакторским усилиям его почитателей и учеников (Э.Дюмона, Дж.С.Милля и др.).
ПРИНЦИПЫ УТИЛИТАРИЗМА. Целью Бентама была реформа законодательства, предполагавшая, по его мнению, реформу нравственности. В работах «Введение в основания нравственности и законодательства» (An Introduction to the Principles of Moral and Legislation, 1789) и «Деонтология, или Наука о морали» (Deontology or The Science of Morality, v. 1–2, опубл. посмертно в 1834) Бентам стремился освободить отношение к законодательству от крайностей апатии и деклараций прав и поставить его на прочный базис эмпирически установленных нравственных начал, исходя из которых теория права должна была простираться до специальных разделов законодательства. Отказываясь от представления о «готовых» отвлеченных началах морали (и законодательства), Бентам пытался построить всеобъемлющую теорию человеческих действий на основании неоспоримых данных опыта с помощью эмпирического и аналитического метода, требовал ответственного употребления терминов.
Главным предметом законодательства, которое призвано регламентировать человеческое общежитие, является общественное благо, или общая польза. Бентам рассматривал общество как совокупность отдельных людей, считал «общественное тело» фикцией и ориентировался на благо индивидов. Люди как таковые существуют только в обществе, но преследуют прежде всего собственные частные интересы. Законодатель при устроении общества должен исходить из принципа наибольшей суммы счастья для наибольшего числа людей. Определение того, что есть благо для индивида, требовало определения человеческой природы. Согласно Бентаму, главными движущими мотивами человека являются удовольствие и страдание. Они обусловливают все его суждения, решения и поступки. Человеку свойственно стремиться к удовольствию и избегать страдания. Принцип пользы учитывает оба этих мотива. Понятие пользы выражает свойство или способность какого-нибудь предмета предохранить от зла или доставить благо. Зло есть страдание или причина страдания; благоудовольствие или причина удовольствия. Нет другого критерия различия между добром и злом, кроме принципа пользы. Нравственное благо является таковым вследствие своей способности производить физическое благо, нравственное зло таково, поскольку производит физическое зло. Бентам исходит из действительной организации человека и подразумевает страдания и удовольствия не только тела, но и души. Он видит четыре источника удовольствия и страдания: физический, политический, моральный и религиозный. Слова «справедливый», «несправедливый», «нравственный», «безнравственный» и пр. Бентам употребляет как собирательные выражения, заключающие в себе идеи страданий и удовольствий. Бентам признавал психологический, онтологический и моральный индивидуализм принадлежностью человеческой природы. Каждый индивид движим корыстным интересом, преобладающим над общественным интересом. Но разум заставляет индивида понять зависимость собственного благосостояния от благосостояния общественного. С одной стороны, человек движим своекорыстным интересом, с другойобщество необходимо каждому индивиду, и потому интересы индивидов одинаковы. Разумная оценка собственных интересов должна заставить индивида отождествить их с интересами общества. Принимая решение о совершении поступка, индивид должен исходить из расчета «наибольшей суммы счастья для наибольшего числа людей». Поскольку в результате действия механизма психологического ассоциирования определенные удовольствия и страдания связываются с определенными вещами, удовольствия и страдания, испытываемые отдельным человеком, могут измеряться с точки зрения их силы, длительности, определенности (или неопределенности), близости (или удаленности) источника (удовольствия или страдания) с учетом их плодотворности (в смысле порождения удовольствием последующих удовольствий, страданием – последующих страданий), чистоты (порождения ими однородных с собой чувств) и широты (количества захваченных ими людей). Суммирование упомянутых отличительных характеристик, сравнение результатов на стороне добра и зла, подсчет количества людей, интересы которых затронуты, подсчет вышеупомянутых сумм для каждого из них позволят, согласно Бентаму, судить о ценности каждого конкретного действия. Бентам предупреждает, что такой процесс подсчета не может предшествовать каждому моральному суждению, каждому законодательному или судебному действию, но его следует всегда иметь в виду.
Достоинствами принципа полезности Бентам считает его основанность на человеческой природе, универсальность, ясность, обеспечиваемые им объективность суждения и возможность принимать решения в сложных ситуациях, а также утверждение им равенства людей (поскольку он предполагает их равноценность в процессе исчисления).
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Политический радикализм Бентама связан с пониманием им своей роли в обновлении правовой системы, которая должна быть приведена в соответствие с новыми капиталистическими институтами. В политической философии Бентам исходит из того, что люди как таковые всегда жили в обществе и никакого «дообщественного» состояния не было. Бентам считает необоснованными важные для предыдущей политической философии понятия, в т.ч. «естественное право», «естественное состояние», «общественный договор». Отрицает также «естественность» свободы в смысле ее наличия у людей до общественного состояния. Бентам понимает свободу человека как отсутствие внешнего принуждения. Значимость проблемы свободы Бентам объясняет, с одной стороны, наличием различия между публичной и частной жизнью человека, с другой – ценностью свободы с т.зр. доставляемого ею удовольствия. Однако ограничивающий ее закон необходим и оправдан, поскольку обеспечивает порядок и хорошее управление, а тем самым отвечает личным интересам граждан. Наиболее детально понятие «естественных прав» как якобы присущих людям еще до их общественного состояния критикуется в работе «Анархические заблуждения» (Anarchical Fallacies, 1791–95, опубл. в 1816 на франц. яз.). Согласно Бентаму, право создается законом, а закон, поскольку Бентам понимает его как выражение воли правителя, уже предполагает правление и общежитие. Бентам считает, что понятие «естественное право» двусмысленно (ибо означает право вообще и тем самым упраздняет право), фигуративно (поскольку никакие права не предшествуют правлению, и с этой т.зр., в частности, теория общественного договора, предполагающая наличие у индивидов прав, которые отчуждаются при его заключении, лишена исторических оснований и вредна; ведь правление устанавливается либо как результат исторически сложившихся обстоятельств, либо посредством применения силы) и влечет анархические следствия (поскольку предполагает свободу от принуждения, в частности от правового: ведь естественное право предшествовало бы установлению закона). По мнению Бентама, права могут быть только конкретными, они должны существовать, если они полезны для общества, и упраздняться в случае их бесполезности. Бентам отвергает и другие абстрактные понятия («отношение», «власть», «собственность», «естественная справедливость», «нравственное чувство», «истинный разум» и др.). Бентам полагает, что соответствующие таким понятиям формы анализа нравственных и правовых проблем представляют собой скрытый догматизм, поскольку не придают им разумного смысла, а просто заменяют ими необходимое рассуждение и аргументацию.
Бентам подчеркивал свою приверженность разуму и рациональности, пренебрегая ролью чувств в жизни человека. Придавал большое значение воспитанию и образованию народа, которые считал важными как средства усовершенствования разума и мыслей людей, способное направить их эгоистические чувства в правильное русло. В 1816 вышла «Хрестоматия» (Chrestomathia) Бентама, посвященная образованию.
Сочинения:
1. The Works of Jeremy Bentham, ed. J.Bowring, v. 1 – 11. L., 1838–43; reprint.: N.Y., 1962;
2. The correspondence of Jeremy Bentham, v. 1–10. L., 1968–84;
3. The Collected Works of Jeremy Bentham, gen. ed. J.H.Burns. L., 1968;
4. в рус. пер.: Должно ли преследовать лихву законом? Популярное изложение учения Бентама и Тюрго о лихве. СПб., 1865;
5. Избр. соч. Иеремии Бентама, т. 1. Введение в основания нравственности и законодательства. Основные начала гражданского кодекса. Основные начала уголовного кодекса, пер. А.Н.Пыпина и А.Н.Неведомского, предисл. Ю.Г.Жуковского. СПб., 1867;
6. О судебных доказательствах. Трактат Иеремии Бентама по изданию Дюмона, пер. с франц. И.Гороновича. К., 1876;
7. Принципы законодательства. – В кн.: О влиянии условий времени и места на законодательства. Руководство по политической экономии, пер. М.О.Гершензона. М., 1896.
Литература:
1. Покровский П. Бентам и его время. Пг., 1916;
2. Жуковский Ю.Г. История политической литературы 19-го столетия, т. 1. СПб., 1871;
3. Halevy . La formation du radicalisme philosophique, . 1–3. P., 1901–04;
4. Harrison R. Bentham. L., 1983;
5. Stephen L. The English Utilitarians, v. 1–3. L., 1900, 1968.
И.В.Борисова

Научно-технический словарь:

БЕНТАМ (Bentham) Джордж (1800-64), английский ботаник. Созданная им классификация голосеменных растений стала основой для современной системы. Вместе с Уильямом Хукером (1785-1865) написал многотомное сочинение «Genera Plantarum» (Виды растений), которое стало основополагающим трудом своего времени. Бентам создал «Справочник по флоре Британии» (1858).

Социологический словарь:

Бентам (Bentham) Иеремия (15.02.1748, Лондон-06.06.1832, там же) — английский правовед и моралист, теоретический основоположник утилитаризма, идеолог буржуазии периода промышленного переворота в Англии. Закончил Оксфордский университет. Учение Бентама о "разумном человеке" является вызовом левому крылу французского Просвещения, в частности учению о естественном праве.
Вместо исследования вечной и неизменной сущности человека, проходящей в своем развитии целый ряд исторических стадий, как это было у просветителей, Бентам фактически свел сущность человека к сущности буржуа. Маркс связывал появление теории Бентама с победой капиталистического общества, в котором идея социальной эволюции из средства осуждения феодализма становится средством оправдания уже победившего капитализма.
Условия этого общества предполагают, по Бентаму, полное подчинение всех обществ, отношений "принципу полезности" — фетишистскому превращению экономического принципа.
В соответствии с этим Бентам в своем главном труде "Деонтология, или наука о морали" разработал систему буржуазной этики, в которой проповедовалась тождественность интересов индивидов и общества в целом, сведенного им к сумме интересов индивидов. Стремление каждого заботиться только о себе, по мнению Бентама, приводит к "наибольшему счастью наибольшего числа людей". Выступая против теории обществ, договора Руссо, которая "возбуждает дух восстания", Бентам признавал право государства на подавление народных восстаний. В то же время, будучи идеологом либерализма, он выступал за свободную торговлю и расширение избирательного права.
Соч.: 1) Избранные сочинения Иеремии Бентама. СПб., 1867.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru