Определение слова «Академия духовная римско-католическая»

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Начало "Императорской С.-Петербургской Духовной Римско-Католической Академии" следует искать в древней "Виленской академии", основанной в 1579 г. из иезуитской коллегии и остававшейся в руках иезуитского ордена до его упразднения (1773), после чего это учебное заведение, переименованное в "Главную Школу Великого Княжества Литовского", было передано в заведование "Комиссии Общественного Воспитания Королевства Польского" (1781), хотя в ректоры избирались бывшие члены иезуитского ордена, между которыми замечателен ученый астроном Мартын Одляницкий-Почобут (1780—1799). Эта Главная Школа указом от 4 апреля 1803 г. была переименована в "Императорский Виленский Университет", из богословского отдела этико-политического факультета коего и стоявшей к этому отделу в весьма близкой связи "Главной Виленской Семинарии" в 1833 образована "Виленская Духовная Римско-Католическая Академия", в 1842 перенесенная в С.-Петербург. Императорский Виленский университет состоял из четырех факультетов, именно: физико-математического, медицинского, литературного и свободных искусств и этико-политического; вместо же существовавшего в древней Академии, но отсутствовавшего в Главной Школе особого богословского факультета при этико-политическом факультете учреждены были кафедры Священного Писания и богословия догматического и нравственного, к которым впоследствии присоединились некоторые другие по второстепенным богословским предметам, как, напр., канонического права, гомилетики и др. Хотя по университетскому уставу профессора богословия и не составляли сами по себе отдельной коллегии, будучи зависимы от этико-политического факультета и его декана и участвуя в сессиях этого факультета, однако ввиду существования многих вопросов, в разрешении коих одни богословы могли быть признаваемы компетентными, сложился обычай, по которому богословы стали собираться на свои собственные сессии по специально богословским делам под председательством декана этико-политического факультета, если он был лицо духовное, или же, в противном случае, старшего из профессоров их отдела; обычай этот не вызывал никаких возражений со стороны университетского начальства, и это собрание богословов не только частным образом, но и в документах стало называться "богословским факультетом". В теснейшей связи с этим факультетом находилась открытая в 1808 г. "Главная Виленская Семинария". В 1801 г., когда было возбуждено много вопросов о реформах общественного образования в империи, в числе лиц, вызванных в Петербург для обсуждения этих вопросов, находился последний ректор Главной школы, впоследствии первый ректор Виленского университ., прелат Иероним Стройновский, который предложил учредить с сохранением существующих епархиальных семинарий главную духовную школу, воспитанники которой могли бы, будучи в зависимости от университета, приобретать высшее образование как в области духовных, так и светских знаний. Примером к открытию подобного учреждения послужила семинария, установленная австрийским императором Иосифом II при Лувенском университете в Бельгии (1786), несмотря на резкие протесты со стороны большинства высшего духовенства. Предложение Стройновского было принято и 18 июля 1803 утверждено высочайшею властью, а 6 окт. 1806 издан устав семинарии, на основании которого доставление необходимых на содержание ее средств возложено на монастыри по разверстке Р.-К. коллегии; управление поручено "совету", состоявшему под председательством ректора университета из трех профессоров богословского отдела университета, выбираемых советом последнего, двух членов Виленского кафедрального капитула, избираемых капитулом, и одного греко-униатского прелата, избираемого университетом из 3-х кандидатов, представляемых греко-униатскими епископами; начальником семинарии был "регент" (Regent), избираемый из лиц духовного звания богосл. факультетом вместе с тремя членами капитула и униатским прелатом, на три года; ему подчинены были "капеллан" (духовник) и два "префекта", наблюдающие за внутренним порядком; в важнейших вопросах ректор спрашивал мнение всех профессоров университета и сообщал о состоявшемся постановлении попечителю. Кроме того, совет семинарии давал ежегодно университету отчет о состоянии семинарии, который включался в общий университетский отчет; ревизии производились советом, ректором, попечителем и коллегией. В семинарии открыто 50 вакансий, которые могли быть замещаемы лишь кандидатами, представляемыми епископами, из окончивших курс в епархиальных семинариях; курс наукчетырехлетний; воспитанники жили в здании семинарии на полном от нее содержании, подчиняясь строгим правилам духовной дисциплины, и посещали университетские лекции, причем предметы разделялись на главные — обязательные для всех воспитанников, и второстепенные, предоставленные произволу каждого. К первым принадлежали: Св. Писание, богословие догматическое и естественное, церковные история и право, словесности латинская и польская, греческий язык, естественная история и ботаника, физика, агрономия, гигиена и логика; метод преподавания в епархиальных семинариях должен был быть приведен в соответствие с методом наук в главной семинарии; после 10 лет с основания В. у. на высшие духовные должности могли быть избираемы или назначаемы лишь окончившие курс в гл. сем., или же выдержавшие при В. у. соответственный экзамен со степенью доктора богословия, или, наконец, лица, утвержденные В. университетом в правах на это звание. По устранении препятствий, возникших при сборе с монастырей денег, и по приобретении от августинского ордена соответствующего нуждам гл. семинарии здания, последняя была торжественно открыта 24 мая 1808 г. первым ее регентом, Валентином Гладыш-Знамеровским. В 1812 по поводу войны занятия прекратились, и по ее окончании представилось много затруднений к их возобновлению ввиду невозможности взыскать с обедневших монахов средства на содержание и ремонт здания гл. семинарии. Кроме того, со стороны немалочисленных ее врагов посыпались всевозможные нападки и предложения о ее закрытии, которые, однако, были устранены попечителем кн. Адамом Чарторижским, по поручению которого доступ в нее был вновь открыт воспитанникам в 1816 г. Нападки на гл. семинарию со стороны ее противников, главными из коих были Мацкевич, епископ Каменецкий, доминиканцы, а впоследствии новый попечитель Новосильцев, вскоре опять возобновились, но, несмотря на свою продолжительность, не привели ни к каким серьезным результатам, а с 1828, когда архиепископом был назначен Гаспар Цецишовский, епископ Луцкий и Житомирский, и администратором Виленской епархии — Клончевич, бывший капеллан и регент главной семинарии, оба ревностные ее сторонники и защитники, дальнейшее ее развитие не встречало никаких препятствий. После закрытия в 1832 Виленского университета из главной семинарии и богословского факультета указом императора Николая I (от 1 июля 1833) образована "Римско-Католическая Духовная Академия", на содержание коей оставлены прежние средства богосл. фак. с некоторою прибавкою из сумм, полученных после упразднения монастырей; в зависимость от нее поставлена Виленская епархиальная семинария с армяно-католическим отделом. В академии установлено 40 вакансий для кандидатов из воспитанников всех епархиальных семинарий, в Виленской епархиальной семинарии — 50 и в армяно-католическом отделе — 7; кроме того, академические лекции могли быть посещаемы послушниками виленских монастырей. Курс наук четырехлетний. В академии назначено 7 профессоров, 4 адъюнкта и 3 лектора и открыты кафедры Св. Писания, библейской археологии и герменевтики; богословия догматического, нравственного и пастырского; логики и нравственной философии; церковной истории; гомилетики теоретической и практической с польскою словесностью; словесностей латинской, греческой и русской, всеобщей и русской истории и языков древнееврейского, французского и немецкого; преподавание происходило на латинском или на русском языках. Управление поручено "совету" (regimen), непосредственно подчинявшемуся духовной р.-к. коллегии и министру внутренних дел и состоявшему, под председательством ректора, избираемого министром, из двух суфраганов, или прелатов, представляемых Коллегией и утверждаемых императором, из инспектора, избир. Коллегией и утвержд. министром, двух профессоров из мирян, избираемых советом и утверждаемых Коллегией, и, наконец, — эконома. Духовные предметы могли преподаваться лишь духовными лицами, прочие же предоставлялись преимущественно мирянам. В 1839 г. академия получила право присуждать ученые степени: студента, кандидата, магистра и доктора богословия или канонического права (последние 2 степени с утвержд. министра). Лишь докторам богословия или канон. пр. предоставлено право быть возводимыми в сан епископа и занимать высшие церковные должности. В 1842 г. академия была перенесена в С.-Петербург, где первоначально помещалась в здании, нанятом у купца Локотникова, между Ивановской и Грязной улицами, а с 1844 г. переведена в особо для этой цели перестроенное здание по 1-й линии Васильевского острова, где и удостоилась посещения императора Николая I, который, утвердив ее устав, возвысив ежегодный доход до 40000 р. и подчинив ей все епархиальные семинарии империи, даровал название "Императорской". Соглашение, состоявшееся между нашим правительством и римскою куриею 1847 г., оказало влияние на устройство духовной академии. Митрополит Могилевский получил те права, которыми по законам церкви должны пользоваться епископы по отношению к епархиальным семинариям: ему предоставлена высшая власть над академией и право избрания из представляемых советом ее лиц на должности ректора, инспектора, профессоров и др., если к этому назначению не встречается препятствий со стороны правительства; кроме того, этим соглашением введены и изменены некоторые правила внутреннего устройства академии. После закрытия в 1867 г. Духовной римско-католической Варшавской академии в С.-Петербургскую академию стали поступать и воспитанники духовных епархиальных семинарий Царства Польского, и по соглашению с Римом управление оставлено исключительно в руках архиепископа Могилевского. В настоящее время штат духовной академии состоит из: ректора, инспектора, капеллана, "prefectus abunnorum", прокуратора, библиотекаря, секретаря и профессоров и лекторов; предметы преподавания: Св. Писание, библейская археология, богословие догматическое, нравственное и пастырское, каноническое право, церковная история, философия, гомилетика, патрология, словесности русская и латинская, русская история и языки греческий, еврейский, русский, французский и немецкий. В 1888—1889 учебном году учащихся было 58. Ср. Симона, "Academia Caesarea Romano-Catholica Ecclesiastico Petropolitana" (С.-Петербург, 1885, 1887 и 1888).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru