Определение слова «Афанасий Волховский, епископ могилевский»

Большая биографическая энциклопедия:

Епископ могилевский, сын полтавского протоиерея и племянник Афанасия Волховского, епископа ростовского, у которого и воспитывался; ум. 1-го января 1801 года. Первоначальное образование получил во время епископства дяди своего в Твери — в Тверской семинарии, а окончательное — в Киевской академии, окончив курс в которой, в 1765 г., рукоположен во священника к полтавской Николаевской церкви, но, овдовев, принял 1 октября 1769 г. монашество в Черниговском Ильинском монастыре, и с 1770 г. проходил разные послушания и должности при кафедральном черниговском соборе. С 1770 г. Афанасий состоял игуменом Новгородского Кириллова монастыря; в 1783 г. переведен в Новгородский Отенский монастырь и в том же году возведен в сан архимандрита Вяжицкого монастыря. 13-го ноября 1773 г. Афанасий назначен архимандритом Новгородского Юрьева монастыря, 30-го июля 1788 г. хиротонисан во епископа старорусского, викария новгородской епархии. 5-го марта 1795 г. переведен на самостоятельную могилевскую кафедру, а 27-го августа 1797 г. уволен на покой в Лубенский Мгарский монастырь. Из трудов его известна "Окружная грамота к пастве", изд. М. 1795 г.
"Списки архиереев иерархии всероссийской", стр. 16 — Филарет, "Обзор", стр. 387. — С. Венгеров, "Критико-биогр. словарь", т. І, стр. 853.
J
Афанасий Дроздов
(до пострижения Александр Васильевич)архиепископ астраханский, сын священника села Умриненкова, Белевского у., Тульской губ., род. в 1800 г., ум. 7-го декабря 1876 г. первоначально учился в Тульской семинарии, а затем в Московской академии, где, приняв 16-го декабря 1823 г. монашество окончил курс магистром в 1824 г. 21-го ноября посвящен во иеромонаха и оставлен при академии бакалавром. 23-го августа 1828 г. Афанасий назначен ректором Пензенской семинарии, 16-го сентября архимандритом слободского Крестовоздвиженского монастыря, 17-го июля 1829 г. — ректором Костромской семинарии и архимандритом Костромского Богоявленского монастыря, в декабре 1837 г. — ректором Рязанской семинарии и настоятелем Рязанского Спасского монастыря, 4-го апреля 1840 г. — ректором херсонской семинарии, а в декабре и настоятелем Одесского Успенского монастыря; 14-го апреля 1841 г. — ректором Петербургской академии и управляющим Ростовским Богоявленским монастырем, 8-гоавгуста 1842 года Афанасий назначен епископом винницким, викарием подольской епархии 13-го января 1847 г. переведен на самостоятельную саратовскую кафедру, а в апреле 1856 г. — в Астрахань; в 1858 г. Афанасий был возведен в сан архиепископа, а 6-го апреля 1870 г. уволен на покой в Астраханский Болдин монастырь, из которого был переведен в Московский Данилов. По отзывам современников, это был иерарх, "если не чудо по учености, по громадности смысла то смело можно сказать явление феноменальное". Он в совершенстве знал языки еврейский, греческий, латинский, немецкий и французский и изучил все памятники и сочинения на этих языках, относящиеся до Библии и христианства. Занимался Афанасий и достиг, говорят, больших результатов в области естествоведения, математики, физики, геологии, астрономии и проч., а также изучил по первоисточникам и святоотеческую литературу. У него была громаднейшая библиотека, гербарий, минералогический кабинет, телескопы и пр. Все это перешло в казанскую академию и Астраханскую семинарию. Известно, что Афанасий во время своего ректорства Петербургской академией, вследствие дряхлости митрополита Серафима, был правою рукою тогдашнего обер-прокурора Св. Синода графа Н. А. Протасова, который при помощи Афанасия провел духовно-учебную реформу в академиях и семинариях (ей не сочувствовали высшие духовные лица). Современники не любили Афанасия и во всех его действиях видели стремление удовлетворить личному самолюбию и честолюбию. Несмотря на свою ученость и постоянные занятия, Афанасий печатных трудов почти не оставил: известны только его две студенческие работы, помещенные в "Опытах сочинений воспитанников Моск. дух. академии", M., 1824 г., и "Исторические известия о Костромском Богоявленском монастыре с ХV по XIX век", СПб., 1837 г.
"Астрах. Еп. Вед." 1887 г. Письма Филарета к Выс. Особ., ч. II, стр. 242. — "Наша светская и духовная печать о духовенстве". Воспоминания бывшего альта-солиста (Никанора Бровковича) и "Руководящие деятели дух. просвещения в России", И. А. Чистовича. — "Списки архиереев иерархии всероссийской", СПб. 1896, стр. 36. — С. Венгеров "Критико-биогр. словарь", т. І, стр. 833—834.
{Половцов}

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2018